Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Одним из приоритетных направлений деятельности в последние годы стало построение информационного общества. В современном мире новой ценностью для человека становится владение информацией, поэтому необходимо уметь получать информацию и пользоваться ею. Поэтому, перед учителем начальной школы стоит задача – формировать и развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего нас мира;
Формирование умения работать с информацией при изучении предмета Окружающий мир в начальной школе является одной из важных задач в образовательном процессе. Данный предмет позволяет ученикам понимать и осознавать окружающий мир, приобретая необходимые знания и навыки для взаимодействия с окружающей действительностью.
В процессе изучения Окружающего мира, ученикам предоставляется возможность погрузиться в увлекательный мир наук, где они смогут развить свое умение работать с информацией. Информация является основой знаний, и поэтому важно научить учеников анализировать, синтезировать и систематизировать полученные данные.
Одним из главных способов формирования умения работать с информацией является использование различных источников информации. Для начальной школы это могут быть учебники, детская энциклопедия, разнообразные интерактивные образовательные ресурсы и другие современные технологии. При работе с информацией важно научить учеников выбирать надежные источники, уметь оценивать их достоверность.
Для успешного осуществления учебной деятельности младших школьников необходимо, чтобы они умели работать с учебной информацией, находить нужные сведения, усваивать и перерабатывать материал, а также понимать тексты и уметь с ними работать. Очевидно, что для достижения этого определенного уровня умений требуется обращение к естественно-научной информации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается, что уже в начальной школе ученик должен овладеть методами получения, хранения и обработки информации, а также научиться "анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста", систематически обращаясь к учебно-научным текстам. И. Я. Лернер отмечает, что учебно-научный текст является единственной моделью и сценарием процесса научного познания.
Кроме того, умение работать с учебной информацией позволяет школьникам реализовать свой потенциал. Они активно участвуют в естественно-научных исследовательских проектах на начальных этапах обучения. Чтобы быть успешными в этой области, необходимо находить необходимую информацию и уметь ее обрабатывать для использования в своих исследованиях. Для решения этих задач педагогам приходят на помощь познавательные учебные универсальные действия.
Цель исследования теоретически обосновать формирование умения работать с информацией при изучении предмета Окружающий мир в начальной школе.
Объект исследования процесс формирование умения работать с информацией при изучении предмета окружающий мир в начальной школе.
Предмет исследования – формирование умения работать с информацией при изучении предмета окружающий мир в начальной школе.
Задачи:
1) Проанализировать понятия умение работать с информацией в учебно-методической литературе
2) Рассмотреть роль окружающего мира в умение работать с информацией
3) Проанализировать УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир»
4) Разработать рекомендации по формирования умения работать с информацией при изучении предмета окружающий мир в начальной школе.
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение).
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»— М.: Омега — Л., 2018. — 134 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2019 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543, свободный. – Загл. с экрана
3. Агапова, И.И. Информационно-образовательные технологии и управление качеством образования [Текст] / И.И. Агапова, Н.В. Волкова, Т.И. Корчина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. – 272 с.
4. Алексашина, И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании [текст] / И. Алексашина // Народное образование, 2019. – № 2. - С. 94 - 97.
5. Алексеева, О.В. Окружающий мир. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [текст] // Педагогическое образование, Москва, 2017, С. 7-19.
6. Балашов, М.В. Системный подход в образовании [Текст] / М.В. Балашов. – М.: КомпасГид, 2019. – 224 с.
7. Вернадский, В.И. Научная мысль в контексте философии и общей систематики [Текст] / В.И. Вернадский. – М.: Логос, 2017. – 256 с
8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа 1-4 классы. М.:Вентана-Граф, 2018. – 50 с.
9. Горшунов, В.П. Организация образовательного процесса в начальной школе [Текст] / В.П. Горшунов. – М.: Дрофа, 2011. – 240 с.
10. Докукин, С.Н. Окружающий мир: Учебное пособие для начальной школы [Текст] / С.Н. Докукин. – М.: Педагогика, 2018. – 208 с.
11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2018. – 480 с.
12. Иосилевич, Г.Б. Формирование умения работать с информацией в начальной школе [Текст] / Г.Б. Иосилевич. – М.: Педагогика, 2010. – 208 с.
13. Кузьмина, Н.В. Методика обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М.: Просвещение, 2018. – 367 с
14. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М.: Педагогика, 2011
15. Лысковцева, А.А. Информационная грамотность: учебное пособие [Текст] / А.А. Лысковцева. – М.: Дрофа, 2019. – 192 с.
16. Мартынова, Ю.И. Информационно-познавательные технологии в образовании [Текст] / Ю.И. Мартынова, Т.Н. Беляева. – М.: Просвещение, 2011. – 288 с.
17. Носкова, Т.М. Методика обучения иностранным языкам [Текст] / Т.М. Носкова. – М.: Высш. шк., 2019. – 382 с.
18. Пестова, А.А. Окружающий мир: Учебник для 2 класса [Текст] / А.А. Пестова. – М.: Мнемозина, 2013. – 160 с.
19. Разумовская, Л.Т. Развитие умения работать с информацией: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.Т. Разумовская. – М.: АСТ, 2017. – 192 с.
20. Семенов, В.А. Формирование информационной культуры [Текст] / В.А. Семенов. – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.
21. Смирнова, М. С. Методика преподавания предмета "окружающий мир" в начальной школе. Изучение историко-обществоведческого материала : учебное пособие для вузов / М. С. Смирнова, А. Н. Россинская, Л. Е. Штанова ; под редакцией М. С. Смирновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.— 196 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14895-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519717 (дата обращения: 18.12.2023).
22. Чернов, Д.А. Основы информатики [Текст] / Д.А. Чернов. – М.: БИНОМ, 2013. – 448 с
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации. М., 2011. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 25.11.2023).