Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждый ребенок рождается с большими возможностями для развития своих способностей во всех видах человеческой деятельности. Но если целенаправленно не развивать эти способности, они остаются неизменными и постепенно ослабевают. Чем старше человек, тем сложнее развивать его талант. Творческие способности могут развиваться только посредством творческой деятельности, и чем раньше ребенок их разовьет, тем успешнее будет развитие его творческих способностей.
Многие педагоги и психологи (О.В. Дыбина, В.С. Кузин, С.Я. Рубинштейн, В.В. Пономарев, Н. П. Сакулина, Б.М. Теплов и др.) отмечают, что творчество является активным процессом по взаимодействию ребенка с окружающей действительность. Авторы утверждают, что творчеству необходимо учить и чем раньше начнется данный процесс, тем ярче будут проявлены способности ребенка.
На сегодняшний день, очень важной задачей образовательных учреждений является развитие творческих способностей молодого поколения. Развитие творческой и уникальной личности невозможно без творческих способностей и творческих идей с раннего возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального общего образования, а также направлен на развитие творческих способностей учащихся. Оно обеспечивается принципом творчества, то есть максимальное внимание к творчеству в учебном процессе, развитие опыта творческой деятельности учащихся [21].
Исследованиями особенностей развития творческих способностей младших школьников занимались: Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, педагоги Ш.А. Амонашвили, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина, и др.
Уроки русского языка и литературы в начальных классах занимают особое место среди различных средств развития творческой активности младших школьников.
Актуальность исследования заключается в том, что детей младшего школьного возраста учат использовать различные произведения искусства, отражать свои слова и мысли на окружающий мир и передавать настроение в творческих произведениях, мысли и чувства персонажей, отношение к ним. Все это одни из многих задач развития творческих способностей. Вопрос только в том, как распознать и развить в ребенке творческие способности. Прежде всего, необходимо уделять достаточно внимания созданию условий для развития духовно богатой и творчески мыслящей личности. Во-вторых, развивать и выявлять эти способности с учетом стремлений ребёнка, интересов и способностей.
Таким образом, в педагогической практике возникает противоречие между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития творчества у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе использования басни, как средства творческого развития младших школьников.
Проблема исследования: каковы возможности басни в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством чтения басен?
Цель исследования: выявить возможности басни как жанра творческих способностей у детей младшего школьного возраста
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: возможности басни в развитии творческих способностей у обучающихся.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность ключевых понятий: «творчество», «творческие способности», «басня»;
2. Выявить потенциал басни в развитии творческих способностей;
3. Провести диагностику развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
4. Разработать комплекс уроков по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством чтения басен.
Методы исследования:
- теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
- эмпирические – педагогическая диагностика, беседа, экспериментальная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание уроков по литературному чтению на основе басен могут быть использованы в непосредственной практике учителей начальной школы для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
База исследования: 3 класс МБОУ «Кезская СОШ № 1» Кезского района, пос. Кез.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БАСНИ
1.1 Развитие творческих способностей детей как педагогическая проблема
Творчество – входит в одну из важнейших научных тем, изучаемых сегодня. Рассмотрим несколько позиций в отношении проблемы творческого развития в детском возрасте:
С точки зрения философии, творчество, определяется как деятельность человека, направленная на создание новых ценностей в материальной форме и содержании [17]. В философском словаре творчество определяется как деятельность, в которой человек создает новые ценности и идеи [13].
Педагогическая энциклопедия дает следующее определение: творчество – это деятельность, создающая нечто качественно новое и отличающаяся своей самобытностью и социально-исторической уникальностью [61].
Энциклопедия психологии дает два определения творчества. В узком смысле это деятельность человека, производящего новый качественный предмет, ранее не использовавшийся и имеющий общественно-историческую ценность. А в широком смысле – это другой вид практической или теоретической деятельности человека, когда создаются новые (по крайней мере для субъекта деятельности) результаты (информация, решения, методы работы, материальные продукты) [5].
ФГОС дает 2 определения данному понятию:
- творчество – это создание чего-то нового по сравнению с шаблоном. Это приводит к атмосфере человеческого стремления и создает новые духовные и материальные ценности;
- творчество – это работа, в которой человек постигает всю красоту окружающего мира, познает новое и создает настоящие шедевры [21].
В соответствии с утверждением ИА. Беляева, творчество – это самосознание, не существовавшее ранее и воплотившееся в результате творческого процесса [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакулина, Г.А. Уроки литературного чтения. Развиваем интеллект, творчество, активность. 2 класс / Г.А. БАкулина. - Киров: ОАО «Кировская областная типография», 2007. - С. 108.
2. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М., 1968.
3. Ершова, А.П. Уроки театра на уроках в школе / А.П. Ершова. - М.: АО «Аспект Пресс». 2002. - 53 с.
4. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. - М., 1985.
5. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».. 1998.
6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Кондаспиров. – 4-е изд., стерсотип, – М.: Академия, 2012. –176 с.
7. Комарова, Т. С. Условия и методика развития детского творчества / Т. С. Комарова. − Москва : Alma mater, 1994. − 32 с.
8. Литературное чтение : 3-й класс учебник в 2 частях ” Л. С Климанова, „ЛЕА Г. Горецкњй, М. 8. Голованова [и др.]. 13-е изд., перераб Москва Просвещение. 2022- — (Школа России).
9. Литературное чтение. 2 класс : учебник в 2 частях Л.А. Ефросинина. – 2022. – 125 с.
10. Любимова, Т.Г. Развиваем творческую активность / Т.Г. Любимова – М.: Просвещение, 1996. – 78 с.
11. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественного развития (в соавт.) / А.А. Мелик-Пашаев. – Дубна: Феникс+, 2009. – 245 с.
12. Муромцева, О.В. Театральный кружок - средство всестороннего развития личности ученика во внеурочной деятельности / О.В. Муромцева // Начальная школа. - 2017 - №4. - с. 80.
13. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2009. – 639 с.
14. Рыжкова, Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Т.В. Рыжкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 416 с.
15. Современный словарь-справочник по литературе/ сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. - М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», 2000. - С. 45-46.
16. Соловьева, Т. Е. Развитие творческих способностей детей на основе усвоения общих трудовых навыков и развития мелкой моторики в условиях кружковой деятельности / Т. Е. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 820-823. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26793/ (дата обращения: 05.12.2023).
17. Спиркин, А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. - Москва: Политиздат, 1988. - 592 с.
18. Теплов, Б.М. Психология как основа для маскировочной техники / Б.П. Теплов // Война и техника. 1926. № 306-307. — C. 44-52.
19. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. завед.: в 2 т./ под ред. Н. Д. Тамарченко. - Т. 1: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - 3-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - С. 298.
20. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь Ушакова / Д.Н. Ушаков. - 1935-194.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155). – URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (дата обращения: 24.02.2023).
22. Шадриков, В.Д. Ш16 Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - М.; Издательская корпорация "Логос", 1996. 320 с