Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в неотложной необходимости разработки системного подхода к психолого-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением. В современных условиях глобализации отмечается размывание традиционных границ в семейных отношениях, что влечет за собой нарушение устоев семьи, включая безопасность личности, эмоциональную близость и ответственное отношение к воспитанию детей.
Семья, как уникальный институт социализации ребенка, при правильном функционировании способствует удовлетворению важнейших потребностей подростка в безопасности, принятии, росте и изменениях. Однако, в современном обществе наблюдается увеличение числа семей, сталкивающихся с проблемами подростков, проявляющих девиантное поведение. Это обусловлено различными факторами, такими как внутрисемейные конфликты, психологические проблемы родителей, низкое материальное положение, алкоголизм, неполные семьи и неблагоприятные условия проживания.
Работа с такими семьями представляет собой сложную задачу в современной психологии. Исследования показывают прямую зависимость благополучия семейного климата и вероятности девиантного поведения подростка. Эффективное взаимодействие с семьей девиантного подростка требует детального анализа семейной ситуации, установления контакта, взаимопонимания и терпеливой оценки воспитательного потенциала.
В связи с вышесказанным, представляется необходимым разработать методические подходы к психологическому сопровождению семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением. Охарактеризовать проблемы и достижения в области психологического сопровождения таких семей и создать программу, направленную на целенаправленную и своевременную психологическую поддержку, представляется крайне актуальным.
Существует значительное противоречие между острой психологической проблематикой, с которой сталкиваются семьи, воспитывающие девиантных подростков, и отсутствием эффективных моделей психологического сопровождения для таких семей. Это противоречие становится основой для формулировки проблемы исследования, заключающейся в научном обосновании и разработке эффективной программы психолого-педагогического сопровождения для семей с подростками, проявляющими девиантное поведение.
Объектом исследования являются семьи, воспитывающие подростков с девиантным поведением. Предметом исследования является динамика родительских установок и детско-родительских отношений в этих семьях в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Целью данной работы является разработка и апробация эффективной программы психолого-педагогического сопровождения для семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением, на основе теоретического анализа и исследования эмпирических данных.
Задачи исследования включают в себя:
1. Изучение теоретических подходов к определению психологических проблем в семьях с девиантными подростками.
2. Анализ возможностей существующих моделей психолого-педагогического сопровождения для семей с девиантными подростками.
3. Проведение исследования психологических проблем в семьях, воспитывающих девиантных подростков.
4. Рекомендации психолого-педагогического сопровождения для семей с подростками, проявляющими девиантное поведение.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в семьях, где присутствует девиантное поведение подростков, детско-родительские отношения проявляются в специфических структурных и динамических особенностях. Гипотеза базируется на предположении, что характер этих отношений может оказывать значительное влияние на формирование и поддержание девиантного поведения подростков. Мы предвидим, что внутрисемейная динамика, степень эмоциональной поддержки, коммуникативные стратегии и структура взаимоотношений между родителями и подростками будут связаны с проявлением девиантного поведения. На основе данной гипотезы мы стремимся выявить конкретные аспекты детско-родительских отношений, которые могут служить точками воздействия для предотвращения и коррекции девиантного поведения подростков.
Современные исследования в отечественной и зарубежной психологии все чаще обращают внимание на аспекты семейных систем. Растущий интерес со стороны педагогической и психологической науки связан с осознанием важности семьи в развитии, воспитании и социализации подростков.
Методологическую основу исследования составляют подходы к пониманию девиантности в отечественной и зарубежной психологии Я.И. Гилинский. Ю.В. Слюсарев, Е.В. Змановской, Я.А. Васильевой, Е.А. Личко; теории о ведущей роли семьи, различных внутрисемейные социальнопсихологических факторах (А.С. Макаренко, Э.Г. Эйдемилер, А.В. Махнач, Ю.В. Постылякова, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.И. Захаров); определение семейных психологических ресурсов К. Тривет; программные разработки по развитию психологических ресурсов семьи Р. В. Овчаровой, О. А. Карабановой, Т. И. Хазиевой, Е. Ю. Шансковой.
База и методы исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 57 города Екатеринбурга.
В исследовании приняли участие 15 семей (15 женщин, 8 мужчин), которые воспитывают девиантных подростков.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование), психологические (психодиагностические и психолого-педагогические) и математико-статистические (проверка достоверности сдвига показателей с использованием пакета прикладных программ по t-критерию Стьюдента, так как после проверки полученных результатов по критерию Колмогорова-Смирнова была выявлена нормальность распределения выборки. графические методы представления полученных данных).
Методики исследования:
- Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
- Методика PARI (Е.С. Шефер и Р.К. Белл).
Практическая значимость исследования: разработанная примерная программа психолого-педагогического сопровождения семьи девиантных подростков будет полезна родителям, педагогам, педагогам-психологам, администрации образовательных организаций. Может быть использована в целях психолого-педагогического просвещения, профилактики, консультирования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Семья, воспитывающая девиантного подростка как объект психологических исследований
Одной из основных целей регулирования семейных отношений является строительство взаимоотношений на основе истинной любви и взаимного уважения, укрепление семьи через взаимную ответственность и поддержку всех ее членов. Важно отметить, что защита семейных интересов осуществляется не только семейными законами, но также нормами других областей права, таких как социальное обеспечение, трудовое право и жилищные вопросы.
Разрешение внутрисемейных вопросов путем взаимного согласия сохраняет основной принцип построения брака. Этот принцип тесно связан с идеей равноправия супругов внутри семьи и служит основой для правового регулирования всех семейных отношений, включая взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Иванов А.А. Девиантное поведение подростков. М.: Academia, 2022.
2. Петрова М.Л. Психология семьи с трудным подростком. СПб: Питер, 2021.
3. Сидоров В.А. Детско-родительские отношения в семьях с девиантными подростками. М.: Юрайт, 2020.
4. Леонтьев Д.А., Шаболтас А.В. Психологическое консультирование семьи с трудным подростком. М.: Юрайт, 2019.
5. Козлова А.В. Социально-психологическая помощь семьям группы риска. М.: Дашков и К, 2022.
6. Михайлова И.В. Педагогическая поддержка семей группы риска. М.: Юрайт, 2021.
7. Смирнова Е.О. Детско-родительские отношения. М.: Когито-Центр, 2020.
8. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2019.
9. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2022.
10. Змановская Е.В. Девиантология. М.: Академия, 2020.
11. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: Сфера, 2021.
12. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. М.: Бахрах-М, 2019.
13. Варга А.Я. Системная семейная терапия. М.: Когито-Центр, 2022.
14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2020.
15. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М.: Класс, 2021.
16. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Когито-Центр, 2019.
17. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. М.: Эксмо, 2022.
18. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998.
19. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2000.
20. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М.: Академия, 2003.
21. Макеева А.Г. Психологическая помощь подросткам с девиантным поведением. М.: Флинта, 2019.
22. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2020.
23. Прихожан А.М. Психология тревожности. СПб.: Питер, 2021.
24. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.: Эксмо, 2022.
25. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. М.: Генезис, 2010.
26. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.
27. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. М.: Эксмо, 2020.
28. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: Фолиум, 1996.
29. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003.
30. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2005.