Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие творческих способностей и формирование творческой личности – важнейшие задачи педагогической теории и практики.
Творческие личности нужны были во все времена, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих людей. То есть данная проблема не нова ни в плане ее постановки, ни в плане доказательства необходимости ее решения уже в школьном возрасте.
Поэтому у детей необходимо развивать чувства прекрасного, формировать у них высокие эстетические вкусы, креативный подход к деятельности. Не получив должного развития в школьный период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
В творческой деятельности заключен большой потенциал для раскрытия личности ребенка, его самореализации, самоактуализации. Дети не редко поражают взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, фантазией.
Период обучения в младшей школе характеризуется тем, что подходы к организации урока здесь допускают гораздо больше творческой работы с детьми, чем в средней и старшей школе, где знаниевый компонент расширяется и все внимание обращено на его усвоение.
С помощью развивающих творческих заданий на уроке, а так же во внеклассной деятельности можно незаметно для ребенка развивать его воображение и творческие способности. Даже малоактивный ребенок, проникаясь интересным и новым занятием, делает свои первые успехи.
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время развитие творческих способностей ребенка становится необходимой задачей образовательной программы, призванной подготовить школьника к активному взаимодействию с социумом и самореализации в нем.
Цель: рассмотреть роль творческих способностей в деле формирования полноценной личности младшего школьника.
Объект исследования: творческое развитие ребенка младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей младшего школьника в процессе занятий разной формы организации.
Задачи исследования:
1) Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
2) Определить понятие «творческие способности» и методы их формирования;
3) Рассмотреть потенциал обучающей среды начальной школы в деле формирования творческих способностей у школьника.
Методологической базой исследования стали работы Бесковой И.А., Гавриловой Е.В., Зайцевой В.О. и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Значение творческого развития в жизни младшего школьника
1.1 Творческие способности ребенка на этапе обучения в младшей школе
Современное образование ставит перед собой не только задачу помощи ребенку в усвоении учебного материала, но и множество задач формирования инициативной, креативной, полноценной личности.
Творческое развитие младшего школьника заключается в усвоении знаний о стандартных нормах в поведении и решении задач, и способности воспроизводить эти знания, видоизменять их, комбинировать в новом виде [14, 38].
Творчество школьника определяется не только знанием о правильном решении творческих задач, но в гораздо большей степени тем, как он реализует эти знания.
Следует понимать, что творчество школьника не рождается из пустоты, оно напрямую базируется на его навыках и непредвзятости в их применении. Таким образом, чем большими знаниями обладает ребенок, чем разнообразнее его навыки, тем больше творчества он готов проявить в решении задач учебного или бытового спектра.
Потому работа педагога заключается в информировании ребенка о тех разнообразных подходах к ситуации, которые существуют, и том, как творческий подход может облегчить выполнение заданий.
Творчество не обязательно должно реализоваться только в художественных видах активности (рисование, лепка, декорирование и др.), оно может существовать и в форме креативного подхода к выполнению заданий на уроке, в поиске новых решений и новых нестандартных ответов.
Как уже было отмечено выше, период обучения в начальной школе лучше всего подходит для того, чтобы дать ребенку возможность практиковаться в творческой работе, воспринимать знания и саму систему обучения как сухие тезисы и требования, но творчески переживать их, переосмысливать, быть инициативным, наполнять обучение личным отношением, эмоциональным переживанием.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Андреева И.А. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения. – Минск: Современная школа, 2007. — 32 с.
2. Баер У. Творческая терапия - терапия творчеством. – М.: Класс, 2013. — 568 с.
3. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. — 323 с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – Учебное пособие. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
5. Бурдов В.Т., Плотникова Т.В. Теория творчества. Интеграция, глобализация, диалектика. – Монография. — Ростов н/Д.: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2010. — 210 с.
6. Волкова Л.М., Бурдыко Н.П. Традиции школы. – Минск: Красико-Принт, 2010. — 128 с.
7. Гаврилова Е.В., Гаврилова Г.Н. Развитие креативности у учащихся. – Чебоксары: Волжский филиал МАДИ, 2012. — 96 с.
8. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. — 231 с.
9. Ганошенко Н., Мещерякова. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. – М.: Педагогика, 2008. — 58 с.
10. Гераимчук И.М. Активизация творческой деятельности. Монография. — К.: ПП Нестроевый, 2014. — 552 с.
11. Гераимчук И.М. Гений это просто. Формирование творческой личности. – К.: ЭКМО, 2010. — 146 с.
12. Загумёнова Л.Л. Внеклассные мероприятия. – М.: ВАКО, 2008. – 176 с.
13. Зайцева В.О., Карпова Е.В. На досуге: Игры в школе, дома, во дворе. — Ярославль: Академия развития, 1998. — 192 с.
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб: Питер, 2009. — 434 с.
15. Касаткина Н.А. Уроки знаний: классные часы 3-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 157 с.
16. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. — 344 с.
17. Коннер Б. 500 идей для творческого развития. Играем, изображаем, рисуем, танцуем, поем, пишем, строим. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 368 с.
18. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2001. – 128 с.
19. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М.: ACT, Карапуз, 2014. — 272 с.
20. Сaвенков А.И. Мaленький исследовaтель: развитие творческого мышления. Для детей 6-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 36 с.