Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Сущность патриотического воспитания 6
2. Цели и задачи военно-патриотического воспитания 14
3. Функции военно-патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования 17
4. Формы и методы военно-патриотического воспитания 18
5. Мероприятия в учреждениях дополнительного образования 21
Заключение 27
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Одной из наиболее значимых непреходящих ценностей, идеологической основой жизнеспособности государства является патриотизм.
Проблема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в силу ее потенциальной значимости в социуме является одной из актуальных в обществе, так как юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под военно-патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине, что является одной из важнейших черт всесторонне развитой личности.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию,
уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Идеи патриотизма встречаются в военно-исторических документах и летописях еще в XI в. Обновление государственной идеи происходит в начале XIII века и «служение Отечеству и своим ближним» становится одним из главных принципов.
В XIX веке граф С.Уваров, министр народного просвещения,
провозгласил формулу: «Православие, Самодержавие, Народность», которая
стала символичным отражением российской национальной идеей того времени. Особенно ярко великая сила патриотизма проявилась в годы
Великой Отечественной войны, так как она носила характер народной.
Но в России в 90-е годы произошли кардинальные изменения в
общественном развитии. Это привело к определенному расслоению общества, снижению жизненного уровня, к ценностной переориентации в молодежной среде. Распад единого многонационального государства СССР, обострение межнациональных конфликтов, негласная пропаганда насилия через средства массовой информации, насаждение приоритета материальных ценностей над духовными, все это являлось отрицательными факторами для формирования социально-активной личности с четко выявленной гражданской позицией.
Но сегодня военно-патриотическое воспитание является одним из
главных направлений политики государства, что отражено в ряде документов. Так в Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Для совершенствования системы военно-патриотического воспитания,
формирования у граждан Российской Федерации высокого патриотического
сознания разработаны и реализуются государственные программы:
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг., 2010-2015 гг., 2015-2025 гг.», которые нацелены на совершенствование
системы патриотического воспитания, прежде всего в общеобразовательных
организациях.
Вопросы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в различных пособиях, научных трудах педагогов, в методических разработках. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С.Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В своих работах они отображают проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжении всего исторического периода России. Таким образом, тема «Военно-патриотическое воспитание в общеобразовательной организации» является актуальной.
Объект исследования: процесс военно-патриотического воспитания.
Предмет исследования: содержание военно-патриотического
воспитания в учреждениях дополнительного образования.
Цель исследования: рассмотреть сущность военно-патриотического
воспитания в учреждениях дополнительного образования.
Задачи исследования:
2) проанализировать понятие «военно-патриотическое воспитание», цель и задачи;
3) рассмотреть формы, методы и средства военно-патриотического
воспитания;
4) проанализировать деятельность учреждений дополнительно образования по военно-патриотическому воспитанию.
Структура работы. Работа состоит из введения, 5 глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Сущность патриотического воспитания
Законодательно основой патриотического воспитания на данный период времени является Федеральный Закон от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Формирование чувств любви, уважения и преданности является одной из важнейших основ патриотизма. Патриотические чувства долга перед своей Родиной и Отечеством является одной из важнейших черт человека, в словаре С. И. Ожегова слово «патриотизм» связывается с Великой Французской революцией (1789-1793 гг.), что означало: «человек любящий свое отечество, преданный своему народу и готовый на жертвы по имя интересов соей Родины».[14,c.296]
Воспитание подрастающего поколения, особенно патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы и семьи Патриот – преданный человек с глубокими чувствами преданности и долга перед чем-нибудь и прежде всего перед своей Родиной и Отечеством.
В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник».
А в словаре русского языка С.И. Ожегова, «патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». Патриотическое воспитание направлено на развитие и воспитание достойных граждан общества и настоящих патриотов своей страны, а так же данная деятельность включает в себя социальные,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. - М., 2006. -224 с.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4 -С.23
3. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С.А.Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17-20 4
4. Башмакова С. Н. Патриотическое воспитание младшего школьника // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 66-68.
5. Пашкова А.М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе //Начальная школа, 2015г. №11- С.45-49.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. -М.: Энциклопедия, 2003.
7. Большая советская энциклопедия в 30 т. Гл.ред. А.М.Прохоров, Изд. 3- е. М., «Советская энциклопедия», 1975, Т.19. 648с.
8. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. -СПб КАРО, 2004. -224с.
9. БыковА.А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. 2006. - №5.С.4-7.
10. Валеев И.И Воспитать патриота. -Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. -143 с.
11. Воспитание младшего школьника / Сост. Л.Ковинько. - М.: Академия, 2000. - 320 с.
12. Вырщиков А.М, Кусмарцев М.Б. Патриотизм на службе России// Воспитание школьников. - 2006. -№3. -С.3-17.
13. Вырщиков А.М, Кусмарцев М.Б. Цели и задача патриотического воспитания // Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования// 51 авт.-сост. А.М. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. - М.: Глобус, 2007.- 330с.
14. Вырщиков А.М, Кусмарцев М.Б. Учет возрастных особенностей учащихся в процессе гражданского и патриотического становления: механизмы диагностики // Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ авт.-сост. А.М. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. - М.: Глобус, 2007.-330с.
15. Вырщиков А.М, Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание школьников средствами учебного процесса// Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ авт.-сост. А.М. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. - М.: Глобус, 2007.-330с.
16. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 - С.5
17. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. - СПб: Речь, 2005. - 316 с.
18. Дрешина, Е.И. Воспитываем любовь к малой родине / Е.И.Дрешина // Начальная школа. - 2004. - № 5. - С. 19-22
19. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8 -. 17
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. - М.: Лотос, 2000. - 384 с.
21. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С.29-33
22. Исмаилов Ш.И. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. // Педагогика. -2006. -№4.
23. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика -1998 - №5 - С.52 52
24. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников: 11особие для учителя. - М.: Просвещение, 2005. 254 с.
25. Максименко, Н.В. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей / Н.В. Максименко // Начальная школа. - 2000. - № 7. - С.3-5
26. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2007. -№4. -С. 11-12
27. Морозова, Н.Н. Формирование патриотического отношения к малой родине / Н.Н. Морозова. - 2009. - № 11.- С.64-66
28. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4- е изд., доп. -М.: Азбуковник, 1999. -944 с.
29. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.,2002
30. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. Серия: Для средних специальных учебных заведений. - 2005, 400 с.
31. Попова А.И. Воспитание патриота России // Начальная школа. - 2007. - №2.-С. 19-23
32. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл.ред. В.В.Давыдов, -М.: Бол. Рос. Энц., 1998-672., т.2. С. 109-110.
33. Рыков С. Государственная и общественная символика и воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2007. -№ 1. -С.8-14.
34. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2002.-425 с.
35. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. — М.: Учпедгиз, 1989. - С. 3 -112.
36. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: [Электронный ресурс] wikepedia.ru.
37. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций. - М.: Приор, 2005. - 224 с. 53
38. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - Т.2 - М.-Л., 1988. - С. 160