Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации, поэтому ему так важна поддержка со стороны близких и, прежде всего, семьи. Семья — это основная сфера жизни и развития подростка. Психологическая атмосфера, преобладающая здесь, оказывает влияние на каждого из ее членов. Специфика отношений в семье во многом определяет характер и отношение подростка к реалиям жизни.
К сожалению, социализация подростков в современной семье сопровождается изменением ее структуры, стиля детско-родительских отношений, ростом конфликтов. Большая часть детей, особенно подростков, испытывает эмоциональное отвержение со стороны родителей. Напротив родители выступают источником напряжения в отношения с подростками, транслируя им собственные страхи, тревогу, проявляя агрессию.
Не получая, поддержу со стороны родителей подросток пытается самоутвердиться в этом мире извне, находя ее среди уличной шпаны, националистического движения, криминальной среде и т.д. Бесспорно, нахождение подростка в этой среде способствует еще большему формированию агрессивного поведения.
Проблеме агрессивного поведения подростков посвящен ряд исследований по диагностике, предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Г.С. Абрамовой, С.А. Беличевой, В.М. Бехтеревой, И.В. Дубровиной В.В. Знаковой, А.Г. Ковалёва, И.А. Невского, И.С. Кона, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко, К.К. Платонова, Г.М. Потанина, Д.И. Фельдштейна и др.
Также проблема агрессивного поведения подростков рассматривалась со следующих позиций. Так, О.Д. Ситковская и А.Р. Ратинов считали, что, агрессивность и жестокость, как свойства личности, формируются преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте. Л.М. Семенюк при всем различии личностных характеристик и особенностей поведения, агрессивного подростка выделяет ряд характерных черт присущих агрессивному подростку.
В исследованиях Ю.М. Антоняна показано, что подавляющие большинство преступников – это в прошлом подростки, в семьях которых было жесткое обращение. Джонс (Jones 1979) убедительно демонстрирует в своих исследованиях специфическую зависимость между ответственностью родителей и агрессивностью детей. Проблему жестокого обращения с подростками в семьях в разных аспектах рассматривали такие психологи как: Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, которые выделили факторы родительского воспитания, и считали наиболее важными с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности подростков;
Однако, несмотря на обилие работ по проблеме агрессивного поведения подростков и проблеме жестокого обращения с подростками в их семьях, проблема взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях рассмотрена в недостаточном объеме. Это и определило тему курсовой работы «Домашнее насилие как следствие агрессивного поведения подростка».
Объект исследования: агрессивное поведение подростков в семьях с домашним насилием
Предмет исследования: взаимосвязь агрессивного поведения подростков с домашним насилием
Цель исследования: изучить взаимосвязь домашнего насилия с агрессивного поведения подростков
Задачи:
1.Дать представление домашнему насилию, как социальному феномену
2. Рассмотреть психологические особенности агрессивного поведения подростков
3.Проанализировать взаимосвязь домашнего насилия с агрессивным поведением подростков
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи уровня домашнего насилия и агрессивности поведения подростков
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение психолого - педагогической литературы;
Эмпирические: диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА
1.1 Домашнее насилие, как социальный феномен
Проблема жестокого обращения с детьми в семье является одной из глобальных проблем современного общества. Стоит отметить тот факт, что в России с каждым годом увеличивается количество случаев жестокого обращения с семьей, по отношению к ее членам. Насилие в семье - социальная проблема современного общества.
Насилие не обязательно причиняет физический вред человеку, насилие носит эмоциональный и социальный характер, а также является формой терроризма по отношению к семье. Насилие с точки зрения психологии и педагогики всегда сопровождается негативными переживаниями, стрессовыми ситуациями, депрессивными состояниями объекта насилия. Негативные эмоции, такие как боль, шок, горечь, озлобление, страх, ненависть и многие другие эмоции, приводят к саморазрушительному поведению, а также наносят значительный вред личностному и социальному развитию. Это дает возможность эффективно и полноценно адаптироваться в обществе и в целом приведет к нарушению процесса социализации [6].
Понятие домашнего насилия тесно связано с феноменом агрессии. По своей сути насилие — это форма агрессивного поведения. Агрессия - это тенденция или ряд тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазии, целью которых является причинение вреда другим, группировка, уничтожение, унижение и принуждение их к каким-либо действиям. [4].
На сегодняшний день многие проблемы обострились, в том числе социальные. Сюда относится проблема роста насилия в отношении женщин и детей в семье. Более того, самое ужасное заключается в том, что насилие рассматривается только в свете причинения физического вреда, но насилие проявляется в различных формах, психологических, эмоциональных, моральных и даже экономических.
Существует множество причин возникновения семейного насилия. Они определяются влиянием различных факторов на разную степень их содержания. Эти факторы нельзя рассматривать отдельно, поскольку они влияют и определяют причины интенсивного бытового насилия:
Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу.
Во-вторых, жестокое обращение может быть результатом личного жизненного опыта отдельного человека, который в будущем усваивается потомством и передается
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Генезис, 2010. 256 с.
2. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы: учебное пособие / В. Г. Бочарова. — М.: Просвещение,2011.- 208 с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – Спб: «Питер», 2009.- с.351
4. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодаления. СПб.: Питер, 2008.
5. Грэхем X., Гур Т., Психология насилия в семье, М., 2010.
6. Даудова Д.М. О проблеме насилия над подростками в семье в современной отечественной психологии // Армия и общество. 2013. №3(35).
7. Елисеев, Д. Насилие в семье как проблема современного общества / Д. Елисеев — М.: Свобода, 2011. — 212 с.
8. Григович, И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: учебное пособие для студентов и врачей / И. Н. Григович. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2011.- 288 с.
9. Горшкова, И. Д. Насилие над женщинами в современных российских семьях [Текст] / И. Д. Горшкова, И. И. Шурыгина. МАКС-ПРЕСС, 2009–196 с.
10. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебное пособие /И. А. Зимняя.- М.: Сфера, 2009.- 384 с.
11. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. -1998. № 6. - С. 65 -75.
12. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие под ред. И. Соковни. -М.: Просвещение, 2003.- с.63-67.
13. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия / Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М., 2006.
14. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. -М.,1998.
15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб: «Питер»,2009.- с.615.
16. Хлыстова Н.М. Агрессия: теоретический анализ основных направлений в изучении агрессивного поведения. Новосибирск: Новосибирская государственная академия водного транспорта, 2002.- с. 31.