Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Государственный механизм, охватывающий все государственные институты, непосредственно воплощает государство и представляет собой его фактическое воплощенное воплощение. Есть государство снаружи, есть государство без государственного механизма, это невозможно. Концепция механизма государства характеризуется характерной особенностью, позволяющей ограничить ее как со стороны негосударственных структур, так и со стороны отдельных государственных институтов в политической системе общества.
Государственный механизм - это система государственных органов, основанная на единстве принципов их организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах. Механизм государства характеризуется сложной структурой, отражающей конкретные места, которые занимают в нем различные типы и группы государственных институтов, их отношения и взаимозависимости.
В то же время структура государственных институтов зависит от функционирования государства и непосредственно влияет на возникновение, развитие и содержание деятельности определенных государственных институтов.
Государственный механизм располагает необходимыми материальными средствами - так называемыми "материальными придатками" - для управления делами общества, влияния на сложные социальные процессы и сферы, обеспечения поставленных задач, выполнения соответствующих государственных функций, и от их деятельности зависят отдельные государственные институты, без которых государство не может.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании механизма (аппарата) государственной власти и его структуры.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы механизма (аппарата) государственной власти и его структуры.
Целью исследования является исследовать механизма (аппарата) государственной власти Российской Федерации и его структуру.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятия механизма государства;
2.рассмотреть принцип разделения властей в Российской Федерации;
3.определить положение Президента в системе органов государственной власти;
4.рассмотреть органы законодательной власти;
5.исследовать органы исполнительной власти;
6.проанализировать органы судебной власти.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Авакьян С.А., Бошно С.В., Кабышев В.Т., Кажлаев С.А., Какимова М., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Колоткина О.А., Морозова А.С., Ягофарова И.Д., Марченко М.Н., Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А., Чашин А.Н. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1. Понятие механизма государства и его составные части
1.1.Основные понятия механизма государства
Для того чтобы понять природу государственных институтов, необходимо перейти к анализу систем более высокого уровня, включая государственный аппарат и государственные структуры.
Государство реально функционирует и проявляет себя только как система, как особый институт, управляющий делами общества от имени государства и в рамках предоставленных ему полномочий, как упорядоченная совокупность групп людей. Такие группы всегда действуют, как правило, с профессиональной точки зрения, что отличает их от общества и ставит над ним.
Граждане могут каким-то образом участвовать в делах государства, но в конечном итоге государственные органы и должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что государственный аппарат - это единая система органов государственной власти, которая реализует государственные функции и осуществляет власть на всей территории .
Структура государственного аппарата - это определение его состава и соподчиненности его элементов. Он состоит из органов государственной власти, государственных учреждений, организаций, предприятий и государственных служащих.
Механизм государства обладает следующими признаками:
1.имеет четко определенную систему взаимосвязанных элементов - государственных органов, организаций и учреждений;
2.элементы государственных структур (государственные органы, организации и учреждения) имеют общие цели и задачи;
3.центральное место в системе государственных структур занимают органы государственной власти;
4.через государственные структуры государство осуществляет управление и реализует государственную политику.
В научной литературе существует несколько точек зрения на соотношение понятий "государственный механизм" и "государственный аппарат".
Первая точка зрения рассматривает государственные структуры и государственные аппараты как эквивалентные понятия.
В.Н. Хропанюк отождествляет эти понятия и считает, что государственный аппарат - это учреждение или институт, с помощью которого осуществляется управление государством .
Другие авторы считают, что государственный аппарат и государственный механизм не являются тождественными понятиями.
Государственные механизмы - это целостная система государственных институтов, тогда как государственные механизмы, исключая государственные органы, включают в себя государственные учреждения и организации. С этой точки зрения можно сделать вывод, что государственные механизмы являются частью государственного механизма.
Государственный механизм признается в двух аспектах: в узком смысле как государственный орган и в более широком смысле как совокупность государственных органов и организаций.
В монографии В.П. Габрикова дает понятие государственного механизма понимается как элемент государственного аппарата, который представляет собой систему государственных органов, специально уполномоченных на реализацию государственной власти.
Анализируемый с этих позиций, государственный аппарат - это государственные органы и их система, посредством которых осуществляется государственное управление и достигаются цели государства.
В любом государстве государственные институты существуют потому, что они являются важным элементом его нормального функционирования. Основополагающее место в структуре государственных структур занимают органы государственной власти. Структура органов государственной власти, их устройство и деятельность определяются факторами, лежащими в основе их осуществления. Эти факторы обеспечивают сохранение единства системы государственных институтов.
К факторам, оказывающим решающее влияние на функционирование и дальнейшее развитие государственных институтов как единой целостной системы, относятся:
-общая экономическая основа государственных институтов и организаций - различные формы собственности на систему экономики и средства производства;
-общая политическая основа государственных институтов, организаций и структур: в некоторых странах - наличие единой официальной идеологии;
-наличие общих принципов, касающихся состава и функционирования государственных органов - составные части государственных институтов;
-общность конечных целей и задач государственных органов и организаций.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Заключение КС РФ от 16 марта 2020 г. № 1-З // Собрание законодательства РФ, 23.03.2020, № 12, ст. 1855
3. Авакьян С.А. Разделение властей: для каких уровней применять / С.А. Авакьян // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 4 (123). – С.21.
4. Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. - С.147.
5. Кабышев В.Т. 25 лет Конституции Российской Федерации: итоги конституционного диалога / В.Т. Кабышев // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 2 (127). – С.11.
6. Кажлаев С.А. О правообразующей роли Конституционного Суда Российской Федерации в развитии права // Судья. 2018. № 12. С. 35.
7. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. – С.132.
9. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020.- С.254.
10. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
11. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
12. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. – С.103.
13. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 487 с. - (Высшее образование).
14. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2021. – С.201.
15. Чашин А.Н. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие для вузов / А. Н. Чашин. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – С.102.