Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе труда по самообслуживанию
В соответствии с утвержденной федеральной образовательной программой для дошкольного образования, одной из важнейших задач является развитие инициативы, самостоятельности и ответственности у детей младшего дошкольного возраста [4]. Это подразумевает, что детей необходимо научить самостоятельно устанавливать отношения с природой, предметами окружающего мира и другими людьми, а также самостоятельно осуществлять действия по самопознанию, самооценке и самоопределению. Самостоятельность развивается через освоение различных видов деятельности, как, например, предметная и игровая, в которых ребенок может проявить себя. Кроме того, самостоятельная деятельность является основной формой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, а также является условием для формирования самостоятельности у воспитанников.
Следовательно, важно развивать самостоятельность детей дошкольного возраста. Согласно исследованиям психологов (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн), младший дошкольный возраст является оптимальным для формирования базовых навыков самостоятельности и освоения различных видов деятельности воспитанниками [1].
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что в отечественной науке нет единого понимания сущности самостоятельности, ее места в структуре личности и конкретных рекомендаций по ее формированию. Согласно исследованиям Е.Н Гусарова, Н.В. Елизаровой, Г.Р. Цукерман, самостоятельность выражается в различной степени [2].
В дошкольной педагогике самостоятельность рассматривается в сочетании с близкими нравственными качествами, такими как организованность (З.С. Лиштван), ответственность (К.С. Климова), настойчивость (И.И. Щербина) и активность (Л.И. Сайгушева).
Т.И. Бабаева выделяет самостоятельность как интегральное качество личности, объединяющее интеллектуальную, морально-волевую и эмоциональную сферы.
Множество исследователей подчеркивают, что самостоятельность развивается постепенно и характеризуется желанием решать задачи без посторонней помощи, умением формулировать цели, планировать и достигать их. Самостоятельность также проявляется в инициативе и творчестве при решении различных задач.
Слово "самостоятельность" происходит от корней "сам" и "стоять", что означает быть на ногах без опоры, без помощи от окружающих. По словам Б.Я. Первомайского, именно в конце первого и начале второго года жизни ребенка формируется этот важный качества самостоятельность, когда он начинает решать задачи и выполнять действия без посторонней помощи. Однако, самостоятельность не только заключается в способности совершать сложные действия без помощи других, но также проявляется в настойчивости в достижении целей и успешном преодолении трудностей. [1]
Важно помнить, что формирование самостоятельности является сложным процессом, который зависит от других качеств личности и может проявляться по-разному в различных условиях. Например, активность и целеустремленность обычно являются положительными чертами самостоятельности, но если они сочетаются с индивидуализмом и эгоизмом, то могут стать отрицательными.
Воспитание самостоятельности включает в себя также развитие нравственных норм и способности подчинять свое мнение истине и общественному мнению. Развитие этого качества у детей начинается уже в раннем возрасте, когда они начинают понимать правильные и неправильные действия, а педагоги должны поощрять и поддерживать правильные поступки, способствующие самостоятельности.
Интерес к проблеме развития самостоятельности детей младшего возраста в трудовой деятельности обусловлен тем, что самостоятельность естественна для маленьких детей. Это потребность в развитии ребенка, которую необходимо активно поддерживать.
В определении Д. Н. Ушакова, приведенном в его толковом словаре, самостоятельность - это способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой и решительностью.
В словаре системы основных понятий А.М. Новикова мы можем узнать, что самостоятельность - это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
В новом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой понятие "самостоятельность" определяется как отдельный, особый и осуществляемый собственными силами, без посторонней помощи.
Педагогический терминологический словарь определяет термин "самостоятельность" как одно из ведущих качеств личности, проявляющееся в способности ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения самостоятельно. Психологический словарь объясняет, что самостоятельность - это обобщенное свойство личности, которое проявляется в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свои действия. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли.[31]
Мария Монтессори описывает воспитание как естественный процесс, в котором взрослые могут помочь в определенных вещах, но ребенок должен самостоятельно создать себя. Одним из методов, основанных на наблюдении за детьми в природных условиях, является метод Монтессори. Он направлен на самовоспитание, саморазвитие и самообучение. Девиз этого метода гласит: "Помоги мне сделать это самому". Основными принципами системы М.Монтессори являются самостоятельность ребенка, свобода в установленных рамках и естественное психологическое, физическое и социальное развитие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аткинсон Р. Введение в психологию. - М.: Лутшие Книги, 2017. - 480 с.
2. Бабанский Ю.К. Теория и практика самообслуживания. - М.: Просвещение, 2008. - 208 с
3. Божович Л. И. Кризис современной психологии и пути его преодоления. - М.: Праксис, 2009. - 288 с.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - М.: Политиздат, 2014. - 480 с.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2013. - 352 с.
6. Гусарова, Е. Н. Формирование самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Е. Н. Гусарова, Е. А. Соколова // Общество: социология, психология, педагогика. 2016.–№ 1. – Режим доступа :http://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniesamostoyatelnosti-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
7. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Москва: Русский язык, 2007. 800 с.
8. Ж. Пиаже. Психология интеллекта. - М.: Смысл, 1998. - 352 с.
9. Зайцев, Е.С. "Методические стратегии развития самостоятельности и трудовой активности детей в дошкольном возрасте" М.: Издательство «Просвещение», 2016. 201 с.
10. Запорожец, А. В. Психология развития ребенка / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды: в 2 т. − Т.1. – Москва : Педагогика, 2016. – 316 с.
11. Зотова, Е.С. "Развитие самостоятельности и трудовой активности детей в дошкольном возрасте" М.: Издательство «Просвещение», 2012. 238 с.
12. Конюхов Н.Н. Познавательные процессы. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 320 с.
13. Куцакова Л.В. Методы педагогики и психологии. - М.: Гуманитарная академия, 2012. - 272 с.
14. Лембик, Н.Ю. "Педагогическая поддержка развития самостоятельности и трудовой активности дошкольников" М.: Издательство «Просвещение», 2015. 192 с.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2015. - 432 с.
16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2013. - 432 с.
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М. : Academia, 2005. – 352 с.
18. Лернер, И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся [Текст] / И.Я. Лернер // Новые исследования в педагогических науках.– М. : Педагогика. – 2011.– № 4.– С. 35-39
19. Логинов, Н.В. "Организация самостоятельной работы детей в дошкольных учреждениях" М.: Издательство «Просвещение», 2010. 160 с.
20. Максимов, М.В. "Трудовая активность дошкольников: опыт формирования и развития" М.: Издательство «Просвещение», 2014. 220 с.
21. Моржина Е.В. Метод самообслуживания. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 160 с.
22. Морозов А.В. Психические процессы. - М.: Наука, 2006. - 240 с.
23. Новиков А.М. Система основных понятий: Словарь. Москва: Издательство Юрайт, 2013. 392 с.
24. Перепляков, Т.В. "Роль коллективных проектов в развитии самостоятельности и трудовой активности детей" М.: Издательство «Просвещение», 2018. 176 с.
25. Поддъяков Н.Н. Педагогика диалога: избранные педагогические труды. - М.: Питер, 2007. - 400 с.
26. Потапова А.О. Упражнение в обучении дошкольников. - М.: Просвещение, 2015. - 176 с.
27. Преображенская Р. К. Перспективы развития педагогики как науки и дисциплины. - М.: ООО "Формат-Пресс", 2009. - 176 с.
28. Романова М.В. Внимание. - М.: Издательство "Флинта", 2018. - 144 с.
29. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2019. - 502 с.
30. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Просвещение, 2014. - 448 с.
31. Самыгин С.И. Воображение. - М.: Просвещение, 2011. - 208 с.
32. Сохина Ф.А. Приучение детей к самообслуживанию. - М.: Редакция журнала "Семья и школа", 2014. - 128 с.
33. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Москва: Издательство Русский язык, 2012. 976 с.
34. Ушинский К. Д. Выбранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 2016. - 464 с.
35. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2018. - 288 с.
36. .Эльконин Д. Б. Психология развития и возрастная психология. - М.: Педагогика, 2019. - 400 с.