Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы обусловлена в первую очередь ее разнообразной этиологией, отсутствием единого подхода к обследованию и коррекции. Таким образом, процент детей, которым ставится диагноз в более позднем возрасте, увеличивается.
Актуальность проблемы РАС обусловлена не только высокой частотой этой патологии развития, но и большим процентом детей-инвалидов. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, ранняя диагностика, длительная комплексная медико-психологическая и педагогическая коррекция позволяет большинству детей с аутизмом учиться в школе, часто обнаруживая таланты в определенных областях знаний и искусства.
Эта проблема усугубляется тем, что сегодня, несмотря на почти столетнее изучение этой проблемы, в нашей стране нет специалистов по выявлению РАС и социализации таких детей.
Особенно если учесть, что основной процент демографического развития страны по отношению к естественному приросту населения приходится на отдаленные его части, где, к сожалению, специалистов в этой области нет, а общее развитие младенцев осуществляется номинально. Это также связано с текущей политикой в структуре здравоохранения-для за последние 5 лет в стране уже закрылись десятки поликлиник и более трехсот больниц. Сокращение штатов произошло в каждом медицинском учреждении, и первыми, кого "сократили", были логопеды, физиотерапевты и массажисты.
Но для социализации аутичного ребенка, особенно в первые годы эти специалисты просто необходимы. То же самое можно сказать и о реабилитации детей, которая доступна только в крупных городах и то только в коммерческих организациях, поскольку государственные клиники перегружены, и "специалисты" бывают довольно небрежны. Но проходить реабилитацию в коммерческих организациях - "удовольствие" для единиц. В среднем стоимость одного месяца реабилитации в таких центрах стоит около 100 тысяч рублей без учета социальных потребностей семьи. Аналогичная ситуация складывается в системе дошкольного и школьного образования, а также в образовательных учреждениях разного профиля. Здесь также возникает вопрос о нехватке специалистов и их профессионализме. Иногда кажется невероятным, что даже специалисты по дефектам, работающие в специальных коррекционных учреждениях, не имеют хотя бы элементарных знаний об особенностях аутизма и принципах его коррекции. Часто это приводит к большим трудностям в обучении и воспитании таких детей, а иногда и к ситуации, когда учитель своими действиями усугубляет аутизм ребенка.
Таким образом, априори" необычные " дети, находящиеся в глобальном развитии и на пороге создания искусственного интеллекта, не имеют возможности быть здоровыми и социализированными только в результате аспектов социальной политики.
Цель исследования – рассмотрение теоретических и психолого-педагогических аспектов особенностей экспрессивной речи у детей с расстройством аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить расстройства аутистического спектра в отечественной и зарубежной литературе
3. Описать психолого-педагогическую характеристику дошкольников.
4. Описать психолого-педагогическую характеристику дошкольников с расстройством аутистического спектра от 4 до 7 лет.
Объект исследования – процесс развития экспрессивной речи у детей с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования – особенности экспрессивной речи у детей с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования:
Теоретические: анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, выводов по каждой главе, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей экспрессивной речи у детей с расстройством аутистического спектра
1.1 Изучение расстройства аутистического спектра в отечественной и зарубежной литературе
Расстройство аутистического спектра (в переводе с английского «autism spectrum disorder» — «ASD», (РАС) - это общее расстройство развития, характеризующееся стойким нарушением способности инициировать и поддерживать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и повторяющимися поведенческими действиями. Основными недостатками у людей с РАС являются навыки разделенного внимания (то есть согласованного с партнером по общению) и взаимности во взаимодействии.
Расстройство аутистического спектра - это совокупность расстройств, таких как аутизм (аутистическое расстройство), синдром Аспергера, дезинтегративное расстройство у детей и нарушение первичного развития, без дальнейших уточнений (DSM-5). Согласно международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), действующей в России, расстройства аутистического спектра включены в рубрику "общие нарушения развития" [14].
Работа основана на одном из фундаментальных расстройств аутистического спектра: раннем детском аутизме.
Термин "аутизм" был впервые использован немецким психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году для обозначения симптома у взрослых пациентов, страдающих шизофренией, которая проявляется в виде человека, который уходит от внешней реальности в мир своих собственных фантазий.
Следует отметить, что современное понимание аутизма, несмотря на его глобальное применение, существенно отличается от первоначального клинического определения, предложенного Блейлером. В зарубежной психиатрии аутизм поведенчески рассматривается как бегство от реальности в мир внутренних переживаний, как средство сознательной или бессознательной защиты от душевной боли.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аршатская, О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме / О.С. Аршатская // Дефектология. - 2009. № 2. - С. 46-56.
2. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 2009. - 240 с.
3. Башина Б.М. Ранний детский аутизм. / Исцеление: Альманах. - М.: 2013. - 154 -165 с.
4. Богдашина, О. (2013). Нарушения Чувственного Восприятия при Аутизме и Синдроме Аспергера: Разное Чувственное Восприятие – Разное восприятие Мира. Лондон и Нью-Йорк: Издательство Jessica Kingsley Publishers.
5. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: Астрель, 2008 - 113 с. (Высшая школа)
6. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты. СПб.: ИСПиП, 2008. - 312 с.
7. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Шипицына Л.М. - СПб.: Дидактика плюс, 2001. - 368 с.
8. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Коррекционная педагогика.
М.: ВЛАДОС, 2008. – 280с.
9. Кавасарская И.Б. Психологическая помощь семье с аутичным ребенком // Коррекционная педагогика, специальная психология. - Курск: Изд- во Курск. Гос. Ун-та, 2009. – 271 с.
10. Kanner, L. Autistic disturbances of affective contact. Nervous Child. 1943;2:217-250. Канер, Л. (2001) ‘Нарушения эмоционального взаимодействия при аутизме’ Ребенок с нервным расстройством, 2, 217-250.
11. Кэтрин Кволс. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. 2008.
12. Лебединский В.В. Классификация психического дизонтогенеза. - М.: МГУ. - 2007. - 348 с.
13. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 321 с.
14. Лич Д. прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. – М.: Оперант, 2015.
15. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.-400с.
16. Мамайчук И. И.. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь. — 288 с.. 2007
17. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова.-М.:ВЛАДОС, 2007.-С.298- 300
18. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. - М.: Теревинф, 2007. - 336 с.
19. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. – М.: Теревинф, 2013.-160с.
20. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. - 2004. – №3 - 24-37 с.
21. Пятница Т.В. Речевые нарушения у детей. Скорая логопедическая помощь. – Ростов на Дону: Феникс, 2011. – 336с.
22. Роберт Шрам. Детский аутизм и АВА: терапия основанная на методах прикладного анализа поведения. /пер. с англ. З. Измайловой – Камар; науч. Ред. Анисимова С. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. – 208с.
23. Рудик О.С.Коррекционная работа с аутичным ребенком: [кн. для педагогов: метод. пособие] / О.С. Рудик. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 189 с.
24. Сошинский С.А. Как зажигается свеча (отрывок из книги) // Аутизм и нарушения развития. - 2014.- № 3, 24-33 с.
25. Спиваковская А.С. Психотерапия: Игра, детство, семья. Часть 2: Психотерапия детского аутизма. - М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2010. - 464 с.
26. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Под редакцией Стребелева Е.А. –М.: Изд. центр «Акакдемия», 2002. – 312с.
27. Стенли Гринспен Серена Уидер . На ты с аутизмом. Теревинф; Москва; 2013
28. Улла Кислинг. Сенсорная интегртеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.
29. Хаим Гинотт. Родитель – ребенок: мир отношений. 2013.
30. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. - Минск: Издательство БелАПДИ, 1997.– 425с.