Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИНУЖДЕНИЕ К ИЗЪЯТИЮ ОРГАНОВ ИЛИ ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ
1.1. История развития уголовной ответственности за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации в отечественном уголовном праве
Несмотря на то, что коммерциализация органов строго запрещена международными договорами, например, пунктом 8 Декларации о трансплантации органов человека 1987 года: «Купля-продажа органов человека строго осуждается» , а также ст. . 21 Конвенции о правах человека и биомедицине 1996 г.: «Тело человека и его части не должны быть источником финансовой выгоды» , в большинстве государств нормы уголовного права четко не регулируют эту область, что почему процент незаконной торговли органами очень высок .
Незаконная торговля человеческими органами прямо противоречит фундаментальным правам человека и гражданина любого государства и требует качественного урегулирования.
В Российской Федерации проблема незаконной реализации органов существует и особо не регулируется законодательством, поскольку статья 15 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4180-I «О трансплантации органов и (или) человека» тканей» (с изменениями и дополнениями) устанавливает лишь факт недопустимости продажи органов, однако не устанавливает ответственности за нее.
УК РФ, в свою очередь, устанавливает ответственность только за принуждение к изъятию, но не за сбыт, поэтому для решения этой проблемы можно также добавить статью в главу 16 УК РФ. это устанавливало бы уголовную ответственность.
Вторая проблема связана с тем, что существует два способа извлечения органов: у живых и у умерших доноров.
В международном праве случаи изъятия органов у живого донора регулируются Руководящими принципами ВОЗ по трансплантации клеток, тканей и органов человека, принятыми в 1991 г., а именно принципами 3 и 4 .
Чаще возникает проблема с умершим донором, поскольку правовое регулирование в данном случае основано на установлении критерия смерти человека, что является спорным, поскольку органы человека перестают функционировать по-разному, и возникает необходимость определить, какой из них один из них перестает служить сигналом к удалению органа . Долгое время этим органом было сердце, но врачи научились искусственно поддерживать жизнь в человеческом организме после его остановки, поэтому новым критерием стала смерть мозга .
С помощью Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (с изменениями и дополнениями) данная проблема была решена, поскольку статья 9 «Определение момент смерти» зафиксировал смерть мозга как необратимую смерть человека.
Однако в рамках российского законодательства вопрос о «живом» доноре остается не до конца решенным, поскольку статья 3 «Ограничение круга живых доноров» Закона РФ № 4180-И предусматривает, что лицо, не достигшее 18 лет или признанное недееспособным, недостаточно в качестве живого донора.
Поэтому для решения этой проблемы Минздрав РФ предложил обновить и инициировать процесс вступления в силу проекта федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации», в котором четко выделена отдельная глава. регулирование пожизненного донорства .
1.2. Уголовная ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации в уголовном законодательстве зарубежных стран
За последние пятьдесят лет трансплантация органов стала распространенной практикой во всем мире, которая приносит огромную пользу сотням тысяч пациентов. Трансплантация как специальный метод лечения ряда наиболее тяжелых заболеваний человека применяется в тех случаях, когда другие методы лечения не смогли устранить опасность для жизни или восстановить здоровье пациента. В соответствии с руководящими принципами ВОЗ по трансплантации клеток, тканей и органов человека, "постоянное совершенствование медицинских технологий, особенно в области преодоления отторжения органов и тканей, привело к увеличению спроса на них. В то же время спрос всегда превышал предложение, несмотря на значительное увеличение поставок органов от умерших доноров, а также использования органов от живых доноров, которое возросло в последние годы". Органы, изъятые у одного донора, могут спасти жизни 8 и улучшить их до 50 человек. Что касается терминологии, следует отметить, что трансплантация относится к процессу, направленному на восстановление определенных функций организма путем трансплантации органа, изъятого у донора, реципиенту. Национальное законодательство рассматривает трансплантацию как специальный метод лечения, когда анатомический материал человека от донора пересаживается реципиенту с целью восстановления здоровья человека. Мониторинг законодательства в области трансплантации позволяет выделить несколько групп нормативных правовых актов в этой области, а именно международные, региональные и национальные. Международное законодательство о трансплантации органов человека включает Декларацию о трансплантации органов человека 1987 года; Заявление о торговле живыми органами 1985 года; Закон о трансплантации органов и тканей человека 1994 года; резолюцию ВОЗ 57.18 "Трансплантация органов и тканей человека" Всемирной ассамблеи здравоохранения 2004 года; Коммюнике Чанша 2008 года; Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации клеток, тканей и органов человека, 2010 г.; Стамбульская декларация о торговле органами и трансплантационном туризме, 2008 г.; Сиднейская декларация о смерти, 1968 г. и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Декларация о трансплантации человеческих органов. 1987. Руководящие принципы ВОЗ. 1991.
2. Возьми моё сердце: Как развивается трансплантология в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/situation/situation/174861-donorstvo
3. Глашев А. А. Медицинское право. Практическое руководство для юристов и медиков. — М., 2004.
4. Зейналов М. М., Гаммаев В. М. Уголовно-правовой анализ квалифицирующих признаков торговли людьми // Современное право. — 2011. — № 4.
5. Иванов А. С. Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса как преступление коррупционной направленности // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2014. — № 2 (28). — С. 188—194.
6. Иногамова-ХегайЛ. В., Карабашев М. А. О торговле людьми и использовании рабского труда // Противодействие преступности: уголовно-правовые, криминологические и уголовно-исполнительные аспекты : материалы III Российского конгресса уголовного права (28— 29 мая 2008 года). — М., 2008.
7. Тихонова С. С. Прижизненное и посмертное донорство в Российской Федерации // Вопросы уголовно-правового регулирования. — СПб., 2002.
8. Третьякова, Е. С. Проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в международном и национальном праве / Е. С. Третьякова, Я. Д. Атаманюк. – Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. – 2020. – № 7 (21). – С. 64-65. – URL: https://moluch.ru/th/9/archive/174/5442/ (дата обращения: 03.12.2023).