Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, формируя глобальное информационное пространство. Компьютеризация образования является неотъемлемой и важной частью этих процессов.
В настоящее время в педагогической практике формируется новая система образования, ориентированная на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса, связанными с внесением коррективов в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышая его эффективность.
Образовательные учреждения, как носители культуры и знаний, также не могут оставаться в стороне. Еще К.Д. Ушинский замечал: "Природа детей требует ясности". Новые информационные технологии открывают огромный спектр возможностей для совершенствования образовательного процесса и системы образования в целом. Мультимедиа - один из дидактических инструментов, обладающий значительным потенциалом развития.
Значительный образовательный потенциал мультимедийных технологий отмечается во всех работах зарубежных и отечественных философов, социологов, культурологов (И. Вернер, А.И. Каптерев, М. Кирмайер, У.Л. Рош, Б.В. Светлов, Л.Д. Скибб, А.М.Чеснат, О.В. Шлыкова и др.), раскрывающих социокультурная природа мультимедиа.
Использование информационных технологий на уроке позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; увеличивает объем выполняемой на уроке работы в несколько раз; обеспечивает высокую степень индивидуализации и дифференциации обучения; способствует активизация внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов.
Актуальность исследования заключается в потребности учителей в эффективных способах использования средств мультимедиа в учебно-воспитательном процессе начального образования.
Цель исследования: охарактеризовать методические особенности организации уроков в начальной школе средствами мультимедиа.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование использования мультимедийной дидактики для воспитания учащихся младшего школьного возраста
3. Разработать комплекс по организации уроков с использованием мультимедиа
Глава 1. Теоретические аспекты использования мультимедийных технологий как средство воспитания младших школьников
1.1. Теоретическое состояние проблемы формирования ИКТ-компетентности в учебном процессе
Образовательная система строится с учетом актуальных задач обучения, развития и воспитания обучающихся, что способствует формированию личности, адаптированной к реальной действительности. Уже на ступени начального общего образования обучающиеся осваивают определенные ключевые компетенции, что определено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Согласно нему, ключевая компетенция – это: «совокупность знаний, умений и навыков, полученных в образовательном процессе, способствующих эффективному решению задач в условиях окружающего мира» [3].
Формирование этих компетенций обусловлено, в том числе, активным развитием современного общества, его стремительной информатизацией и внедрением информационных технологий в повседневную жизнь. Фактически, каждая сфера человеческой деятельности снабжена определенными информационными элементами, с которыми современный человек должен уметь взаимодействовать, а также обладать достаточным уровнем информационной грамотности.
Соответственно, принимая во внимание такое развитие общества и переход к цифровым информационным технологиям, необходимо прививать соответствующие навыки и умения учащимся с начальной школы. По этой причине одним из определяющих аспектов формирования УУД учащихся начальной школы является ориентация личности младших школьников на информационно-коммуникационные технологии, и формирование умения грамотно их применять. Все это входит в понятие ИКТ-компетентности.
ИКТ-компетентность в образовательном учреждении может быть достигнута с помощью мультимедийных технологий.
Мультимедиа - это компьютер, доступ к информации в различных физических форматах (текст, графика, изображения, звук, анимация, видео и т.д.) и доступ к различным носителям информации (магнитным и оптическим дискам, аудио- и видеокассетам и т.д.), связанным с данной областью. Мультимедиа предоставляет пользователю прекрасную возможность создать фантастический мир (виртуальную реальность), в котором пользователь не играет роль слабого наблюдателя на грани, а активно участвует в событиях; при этом общение происходит на языке, используемом для пользователя, в первую очередь на языке из звука и видео.
Мультимедиа - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая интегрировать текст, звук, видео, графику и анимацию в единую компьютерную систему. Прежде всего, это программный продукт, который предоставляет преподавателю интерактивный опыт, то есть диалоговую среду, позволяющую обмениваться командами и ответами между человеком и компьютером.
Во-вторых, среда, в которой используются различные видео- и аудиоэффекты. Это позволяет читателю выбрать то или иное приложение, похожее на фильм.
Мультимедийные технологии могут одновременно передавать информацию в комбинации удобочитаемых форм (включая речь, изображения, чертежи, графические изображения, музыку, цифры и буквы). Эта технология позволяет искать, копировать и вставлять информацию на любом другом компьютере, а также создавать любые комбинации.
В мировом масштабе компьютерная графика и дизайн намного более продвинуты. Они давно используются в образовании. Но основная часть всех создаваемых программ, видеороликов и дизайнов предназначена для фильмов, мультфильмов и веб-сайтов. Отдельные сайты посвящены темам.
Небольшое количество мультимедийных учебников и неспособность полностью охватить все предметы по определенному предмету признают необходимость уделять больше внимания образованию. Но учебники, рисунки, включенные в электронные учебники, видео и создание клипов, которые в настоящее время являются самой современной графической индустрией, повышают интерес к тому, что актуально. Многое было сделано в этой области. Использование мультимедийных возможностей в классе обеспечивает ряд преимуществ для учителей начальной школы. Это связано с тем, что звуковые программы, графические работы, кинофильмы, презентации, анимационные фильмы, анимации по данному предмету являются инновациями для учителя, с одной стороны, а с другой - интересными и стимулирующими для обучения школьников.
Информационные технологии мультимедийных инструментов особенно важны в процессе обучения:
- организовать дифференциальное и индивидуальное обучение;
- оценка процесса обучения, обратная связь;
- самоконтроль и коррекция;
- продемонстрировать изучаемые дисциплины и их динамику, указать процесс;
- использование компьютерных и информационных технологий, таких как анимация, графика, умножение и голос в научных темах;
Изучением сущности и способов применения мультимедийных технологий в образовательном процессе занимались многие авторы – А.Г. Асмолов, Е.И. Булин-Соколова, Л.В. Воронина, Г.Б. Паршукова, А.Л. Семенов, А.Г. Сергеев, С.В. Тришина, М.А. Холодная и другие. Однако для понимания сущности рассматриваемого понятия, прежде всего, следует охарактеризовать понятие «компетентность» и разграничить его со схожим термином «компетенция».
Данные понятие в научной психолого-педагогической литературе рассматриваются в рамках компетентностного подхода, целью которого является: «развитие компетентности обучающихся в области самостоятельной познавательной деятельности, опирающейся на освоении методов получения знаний из разных источников информации» [3]. Иначе компетентность подразумевает отработанные навыки и умения в конкретной области или деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапова, О. И. О трех поколениях компьютерных технологий
для обучения в школе. [Текст] / Р. Агапова // Информатика и образование. – 1994. – №2. –96-98с.
2. Аствацатуров, Г.И. Технология проектирования мультимедийного урока [Текст] / Г.И. Аствацатуров, М., 2002 – 26 с.
3. Байчорова, Х.С. Информационно-коммуникационные технологии и участники образовательного процесса [Текст] / Х.С. Байчорова, И.В. Мурманских.- Волгоград: Изд-во "Научное обозрение"" - №4 (6), 2016.- С. 21-26.
4. Бархаев, Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития [Текст] / Б.П. Бархаев // Школьные технологии. - 2008. – № 4. – 103 с
. 5. Бовтенко, М.А. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку: создание электронных учебных материалов: учебное пособие. учебное пособие [Текст] / М.А. Бовтенко; Новосибирский государственный технический университет. ун-т. – Новосибирск, 2008. - 108 с.
6. Богатенков, С.А. Система формирования информационно-коммуникационной компетентности: учебное пособие [Текст] / Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета. Унита, 2014 - 297с.
7. Бочкин, Е. С. Методика преподавания информатики. [Текст] / Е. С. Бочкин // Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2001. – 431с.: ил. Булгакова Е. С. Интеграция информатики в образовательную среду начальной школы. / Е. С. Булгакова//Информатика и образование. – 2004 №1.
8. Булин-Соколова, Е. И. Использование ИКТ в образовании [Текст] // Информационное общество – 2004. – № 3/4. - 119 с.
9. Вершинская, О. Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. [Текст] / О. Н. Вершинская - М.: Наука, 2010 - 90 с.
10. Видерхольд, К. А. Компьютер в начальной школе. [Текст] / К. А. Видерхольд // Информатика и образование. - 1993. – №2.
11. Уильямс, Р., Макли, К. Компьютер в школе [Текст] / Р. Уильямс, К.Макли - М.: Просвещение, 2008
12. Евдокимова В. Е. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников // Наука и перспективы. 2017. С. 132-138.
13. Елизаров А. А. Базовая ИКТ-компетентность как основа интернет-образования учителя // Международная научно-практическая конференция RELARN. 2004. С. 101-105.
14. Зимняя И. А. Компетенции в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. с. 1-17.
15. Исмагилов Д. Д., Яковлев П. С. Использование ИКТ на уроках технологии // Обучение и воспитательная работа: методы и практика. 2016. с. 26-30.
16. Кузнецов А. А., Зенкина С. В. Учебник как часть новой информационно-коммуникационной образовательной среды. М. : Бином. Лаб. знаний, 2013. 63 с.
17. Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология. Ростов-на-Дону: Союз валеологов Российского государственного университета, 2002. 146 с.