Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие руководства. Руководитель и лидер: сходство и различия
Под руководителем понимают человека, наделенного полномочиями по принятию управленческих решений и осуществлению их выполнения 18, с. 38.
Роль руководителя представляет собой набор конкретных поведенческих правил, которые соответствуют определенному учреждению или определенной должности 5, с. 160.
Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный.
Горизонтальный принцип разделения труда – это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов.
Вертикальный принципе – это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу 3, с. 20.
Руководителей делят на три категории 11, с. 32:
1) Руководители низшего звена (операционные руководители) - самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров).
2) Руководители среднего звена контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена.
3) Руководители высшего звена - самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений 7, с. 44.
Таким образом, под руководителем понимают человека, наделенного полномочиями по принятию управленческих решений и осуществлению их выполнения.
Социальная власть в группе может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства. Оба эти феномена являются проявлениями процесса влияния одного человека на других, однако, они имеют различную природу:
- лидерство подразумевает спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного человека на других членов группы; оно упорядочивает систему неформальных отношений;
- руководство – это влияние социально зафиксированной природы; оно выступает в качестве фактора организации официальной структуры группы.
Дадим краткую характеристику указанным формам власти. Лидерство – это способность человека обретать последователей и вести их за собой, это пример, которому следуют окружающие. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в группе (коллективе). Эта система связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих целей и ценностей выдвигается конкретный лидер группы (коллектива). Он как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь.
Из определения следует, что руководство и лидерство, с одной стороны, решают однопорядковые задачи: стимулирование группы, нацеливание её на выполнение определённых задач, поиск средств для их эффективного решения. С другой стороны, лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения отдельных членов группы, а руководство является социальной характеристикой отношений в группе (прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения) (табл. 1).
Однако не следует упрощать психологическую сущность феномена руководства (иногда бытует мнение, что руководство – только администрирование). В руководстве малой группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта:
- формально-правовой аспект власти, который может быть назван администрированием;
- психологический аспект власти, который во многом сближает руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на группу. Он проявляется в авторитете руководителя.
Таблица 1 - Сходства и различия лидера и руководителя
Руководитель Лидер
Управляет в системе формальных отношений. Управляет в системе неформальных отношений.
Получает власть благодаря закону и приказу. Имеет обязательства перед коллективом, наделен правами и полномочиями. Самостоятельно решает руководить или поставлен в такую позицию коллективом. Никому ничем не обязан и не связан никакими обещаниями.
Может применять формальные и неформальные санкции. Использует только неформальные санкции.
Либо имеет авторитет, либо нет. Всегда становится авторитетом для членов группы.
Действует на основании документов компании: устава, решения совета директоров и протоколов. Основывается на целесообразности и здравом смысле.
Стремится планировать наперед и избегать рисков. Самостоятельно отвечает за возникновение непредвиденных ситуаций из-за своих действий и решений.
Организует работу сотрудников в соответствии со штатным расписанием и должностными инструкциями. Объединяет единомышленников, которые стремятся к одной цели.
Его уважают. Его обожают.
Делает дело правильно. Делает правильное дело.
Утрачивает влияние при увольнении. Вытесняется более сильной личность
В рамках социальной психологии можно отметить, что функции руководителя представляют собой те составляющие и направляющие, которыми обеспечивается целостная жизнь подчиненного в качестве работника, в качестве управляемого сотрудника 2, с. 25.
Руководитель выступает в качестве ведущего и организующего звена в рамках социальных систем управления. Рассматривая функции руководителя, необходимо охарактеризовать основные обязанности, которые выполняются им 1, с. 48:
выработка и принятие управленческого решения;
организация;
регулирование и корригирование;
учет и контроль;
сбор и преобразование информации.
Современными исследованиями берется в качестве основы классификация функций уже не по отдельным циклам управления производством, а по всей структуре деятельности руководителя в рамках коллектива.
При этом функции руководителя рассматриваются не только в рамках его административной роли, но также учитываются его социальные, социально-психологические и воспитательные обязанности 13, с. 24.
К перечисленным функциям можно добавить организаторскую деятельность.
Еще выделяют функцию руководителя:
педагогическую (воспитание и обучение);
экспериментально-консультативную;
представительскую и
психотерапевтическую 14.
Причем функции управления коллективами осуществляются не отдельно друг от друга и последовательно, а параллельно и одновременно 10, с. 36.
Основные функции руководителя:
1) Административно-организационные функции. Руководитель, согласно официально предоставленным ему правам и обязанностям, должен объединять отдельные индивидуальные действия работников коллектива в некую, отличающуюся единством, общую силу, посредством:
распределения обязанностей между сотрудниками;
контроля процесса выполнения заданий;
оценки результата и ответственности за работу отдельных сотрудников, а также всей группы перед вышестоящим руководством 17.
2) Стратегические функции, которые связаны с постановкой целей, а также выбором методов по их достижению. Руководителю также необходимо накапливать в рамках своей памяти большие объемы профессиональной информации 20.
К функциям этого вида можно добавить также планирование в качестве важнейшего проявления прогнозирования. Планированием должны определяться конкретные задачи, а также время и средства по их решению и ответы на следующие вопросы:
На каком этапе выполнения работы мы находимся в настоящее время (оценка реальных возможностей группы с учетом внешних и внутренних факторов)?
Куда хотим двигаться, какие тактические задачи решать?
Какими средствами собираемся это сделать? 9, с. 36.
3) Экспертно-консультативные функции. В рамках групповой деятельности руководство обычно выступает в качестве компетентного лица, к которому любой работник может обратиться как к источнику, владеющему достоверной информацией и являющемуся наиболее квалифицированным специалистом. Наличие высокой профессиональной квалификации является одной из основных составляющих в рамках авторитета руководителя 16.
4) Коммуникативные функции. Руководитель выступает в качестве основного источника важной информации, который имеет значение для успешной работы рабочего коллектива. С коммуникативностью, умением общаться с людьми, доступностью общения связаны важнейшие качества, которыми должен обладать руководитель 4, с. 51.
5) Воспитательные функции. В процессе принятия важных решений и направления коллектива на достижение определенных целей, руководителем одновременно обеспечивается воспитательный эффект, направленный на формирование личности подчиненных ему работников 18, с. 24.
В функцию воспитания входят дисциплинарные методы по поощрению и наказанию, если сотрудниками нарушаются регламенты работы либо нравственные принципы, лежащие в основе жизни коллектива организации. Руководитель коллектива, для того чтобы быть воспитателем данного коллектива, должен стремиться быть «лидером мнений», который обладает большими объемами информации. Руководитель должен восприниматься работниками в качестве «одного из нас и лучшего из нас» 12, с. 32.
Обязанности руководителя-лидера включают также формирование у работников необходимой профессиональной мотивации. Является очевидным, что даже при самом совершенном планировании руководителем работы коллектива не будет эффекта, если сотрудники не захотят качественно исполнять свои трудовые обязанности. Руководитель должен обладать умением определять потребности, имеющиеся у его подчиненных, и создавать условия, позволяющие удовлетворить данные потребности при хорошем выполнении работы 15, с. 59.
6) Функция представительства. Руководитель – официальное лицо, представляющее коллектив во внешней социальной среде 6, с. 44.
Итак, функции руководителя представляют собой те составляющие и направляющие, которыми обеспечивается целостная жизнь подчиненного в качестве работника, в качестве управляемого сотрудника.
Основные функции руководителя:
административно-организационные,
стратегические,
экспертно-консультативные,
коммуникативные,
воспитательные,
функция представительства.
По завершении первой главы сделаем следующие выводы:
Управление представляет собой процесс, связанный с планированием, организацией, мотивацией и контролем, который необходим для достижения целей организации. Управленческая деятельность подразумевает осуществление (выполнение) руководителем большого количества управленческой работы. Специализированные виды данных работ называются функциями управления.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. - М.: Academia, 2019. - 32 c.
2. Билле, С.Е. Усиление роли руководителя в системе управления персоналом сферы услуг // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 1-1 (83). – С. 25-27.
3. Вукович, Г.Г. Управление персоналом: теория и методика // Экономика Профессия Бизнес. – 2019. – № 4. – С. 20-25.
4. Гасанова, А.А. Управление персоналом в системе управления организацией // Инновационная наука. – 2019. – №11. – С. 50-53.
5. Герасимов, Б.Н. Методологические инструменты исследования и оценки эффективности процесса управления персоналом организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 2. – С. 160-169.
6. Горелов, Н.А. Управление человеческими ресурсами: современный подход : учебник / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов, О.Н. Мельников. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
7. Зайцева, Т.В. Управление персоналом / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М.: Форум, 2022. - 400 c.
8. Зайцев, А.С. Психологические особенности личности и деятельности руководителя (менеджера) // Современные проблемы науки и образования. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19132
9. Кибанов, А.Я. Управление персоналом / А.Я. Кибанов и др. - М.: КноРус, 2019. - 176 c.
10. Мансуров, Р.Е. Настольная книга директора по персоналу: практическое пособие / Р.Е. Мансуров. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 384 с.
11. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для СПО / В.М. Маслова. - Люберцы: Юрайт, 2022. - 492 c.
12. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 513 c.
13. Потемкин, В.К. Управление персоналом / В.К. Потемкин. - СПб.: Питер, 2019. - 32 c.
14. Роль и функции руководителя в системе управления Электронный ресурс // Мanagerlines.ru. – URL: http://www.managerlines.ru/linems-681-1.html
15. Руденко, А.М. Управление персоналом: учебное пособие / А.М. Руденко. - Рн/Д: Феникс, 2022. - 480 c.
16. Селиванов, В.В. Роли руководителя, как ключевое звено в формировании устойчивой деятельности организации // NovaInfo. – URL: https://novainfo.ru/article/11998
17. Тлехурай-Берзегова, Л.Т. деятельность руководителя в структуре управления // Colloquium-journal. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-rukovoditelya-v-strukture-upravleniya
18. Управление человеческими ресурсами : учебник для вузов / И.А. Максимцев. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 467 с.
19. Фёдорова, Н.В. Управление персоналом / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2019. - 64 c.
20. Эскиев, М.А. Значение и роль руководителя в деятельности организации / М.А. Эскиев, Р.А. Ялмаев. – URL: https://moluch.ru/archive/104/24003/