Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В правовых отношениях, формирующихся вследствие реализации государственной трудовой инспекции полномочий по защите трудовых прав работников, трудовая инспекция представляет государство в качестве субъекта с государственно-властной компетенцией, тогда как работодатели являются организационно не подчиненными субъектами, для которых инспекции считаются обязательными.
Несомненно, субъектом этих отношений является не только орган надзора, но и должностные лица данного органа, которые реализуют полномочия государственной трудовой инспекции, выступающие от имени государства и по этой причине наделенные государственно-властной компетенцией.
Так, если налицо реализация государственной трудовой инспекцией функций власти, то есть функций исполнительного органа власти, для которых она и создана, то регулирование производится административными нормами. Это отношения, в которые вступают государственная трудовая инспекция в качестве исполнительного органа власти и работодателя в качестве поднадзорного субъекта.
Главная нагрузка по осуществлению надзора за соблюдением норм трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, включающих нормы трудового права, закладывается на государственной трудовой инспекции, руководствующейся в собственной деятельности правилами Конвенции Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» , а также нормами статей 354 - 364 ТК РФ .
Объект исследования – общественные отношения, связанные с деятельностью государственной инспекции труда.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие деятельность государственной инспекции труда по трудовому законодательству.
Цель данной работы – комплексное исследование правового статуса государственной инспекции труда и ее роли в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить государственную инспекцию труда как орган, осуществляющий контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства;
2) рассмотреть задачи и функции государственной инспекции труда;
3) исследовать полномочия органов государственной инспекции труда;
4) определить некоторые проблемы осуществления контроля государственной инспекцией труда;
5) провести исследование проблемы реализации гражданами права на обращение в государственную инспекцию труда как орган исполнительной власти;
6) изучить проблемные вопросы деятельности государственных инспекторов труда как способа защиты трудовых прав работников.
Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Теоретические основы деятельности государственной инспекции труда
1.1.Государственная инспекция труда как орган, осуществляющий контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
Государственный надзор федерального уровня за соблюдением трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, включающих нормы трудового права, реализует государственную обязанность защищать и соблюдать эти права и свободы. Эффективность такой защиты прямо зависит от условий, сформированных в государстве для реализации надзорной деятельности, а именно, от нормативно-правового регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор на федеральном уровне за соблюдением трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, включающих нормы трудового права, осуществляется государственной трудовой инспекцией в рамках, предусмотренных Правительством РФ.
Государственная трудовая инспекция считается единой централизованной системой, включающей в себя исполнительный орган власти федерального уровня, специально уполномоченного на проведение государственного надзора на федеральном уровне за соблюдением трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, включающих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных трудовых инспекций) .
В системе исполнительных органо власти РФ федерального уровня полномочия по осуществлению функций по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере труда и других нормативно-правовых актов, включающих нормы трудового права, возлагаются на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет возложенные на нее полномочия непосредственным образом и с помощью собственных территориальных органов, специально уполномоченных осуществлять контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства – государственные трудовые инспекции на уровне субъектов РФ.
Руководство деятельностью государственной трудовой инспекции осуществляет руководитель Федеральной службы по труду и занятости – главный государственный трудовой инспектор РФ, который назначается на должность и освобождается от нее по решению Правительства РФ.
Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства – это не единственное направление деятельности Федеральной службы по труду и занятости. Помимо этого, на Федеральную службу по труду и занятости возлагаются полномочия в области занятости населения, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, урегулирования коллективных трудовых споров.
Специальным структурным подразделением Федеральной службы по труду и занятости, сформированным для реализации функций по методологическому обеспечению контроля и надзора государства за соблюдением трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, включающих нормы трудового права, а также для занятия деятельности государственных трудовых инспекций, признается Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, возглавляемое начальником Управления, являющимся заместителем главного государственного инспектора труда РФ .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конвенция N 81 Международной организации труда Об инспекции труда в промышленности и торговле (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Собрание законодательства РФ, 10.12.2001, N 50, ст. 4650
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 24.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
Научная и учебная литература:
3. Абрамова М.Е. Конституционные гарантии реализации права на свободу труда // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки. Сборник научных статей. - 2023. - С. 213-217.
4. Гольцов В. Б. Трудовое право: учебник / В. Б. Гольцов, В. С. Озеров, Е. В. Платонов, ; под общ. ред. В. Б. Гольцова. — Москва : КноРус, 2022. — 452 с.
5. Григорьева А.В. Почему работодатель нарушает трудовое законодательство РФ // Журнал «Теория права и межгосударственных отношений». - 2021. - Т. 2. - № 7 (19). - С. 124-127.
6. Иванина К.В. Некоторые проблемы осуществления надзора за соблюдением трудовых прав работников государственной инспекцией труда // Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России. Сборник научных статей. - 2020. - С. 74-77.
7. Кавалай Т.В. Федеральная инспекция труда как орган государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права // Журнал «Вестник магистратуры». - 2020. - № 1-5 (100). - С. 96-98.
8. Коряпина Е.Ю. Инспекция труда как государственная защита трудовых прав // Журнал «Закон. Право. Государство». - 2021. - № 2 (30). - С. 179-181.
9. Манкиева А.В. Трудовые отношения в России: проблемы их правового регулирования // Журнал «Вестник экспертного совета». - 2020. - № 4 (23). - С. 94-99.
10. Маркова М.А. Надзорная деятельность государственных инспекций труда как способа защиты трудовых прав работников: актуальные проблемы повышения эффективности правового регулирования // Шестые юридические чтения. Сборник научных статей. - 2019. - С. 417-418.
11. Медведева Е.Н. Место и роль государственных инспекций труда в системе государственного надзора и контроля в РФ // Журнал «Молодой ученый».- 2020. - № 44 (334). - С. 261-263.
12. Мурзич Ю.И., Пономаренко А.В. Деятельность федеральной инспекции труда по разрешению трудовых споров // Журнал «Актуальные проблемы науки и практики». - 2021. - № 4. - С. 37-39.
13. Сафонова, А. Д. Роль государственной инспекции труда в защите трудовых прав и свобод граждан / А. Д. Сафонова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 335-336.
14. Серебров А.А., Осипова М.А. Основные способы защиты трудовых прав работников // Журнал «Вестник научной мысли». -2022. - № 3. - С. 131-136.
15. Сороколетова М.А., Процко Е.Н., Катышева Е.Н. Проблема контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2022. - № 88-4. - С. 65-67.
16. Трудовое право: учебник / В. Л. Гейхман [и др.] ; под редакцией В. Л. Гейхмана. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 432 с.
17. Тундайкина А.Н. Значение государственной инспекции труда в становлении гражданского общества // Проблемы становления гражданского общества. Сборник научных статей. - Иркутск, 2022. - С. 168-171.
18. Филатов С.С. Проблема реализации гражданами конституционного права на труд // Журнал «Modern Science». - 2022. - № 4-2. - С. 233-236.
Материалы правоприменительной практики:
19. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 24 апреля 2020 г. // Документ официально опубликован не был, официальный сайт Ульяновского областного суда - http://uloblsud.ru