Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Одна из важнейших задач современной школы – это воспитание и развитие школьников. Для этих целей педагоги используют самые разнообразные педагогические технологии, в том числе, проектные, игровые, цифровые и информационно – коммуникационные и др. Обязательными к использованию в учебно – воспитательном процессе сегодня являются проектные и исследовательские технологии, поскольку они регламентированы федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), начиная с начальной школы.
Современная образовательная среда непрерывно совершенствуется. Во многом развитие образовательного процесса обусловлено процессами информатизации и цифровизации общества. Особенно в последние годы это приобретает глобальный характер. Многообразие социокультурных изменений в современном обществе оказывает существенное влияние на современное школьное образование. Новая социально-экономическая действительность предъявляет к современным учителям всё больше требований. В образовании сегодня существует большая потребность в компетентных специалистах, которые владели бы основами педагогического мастерства и педагогического творчества.
Необходимость овладения учениками фундаментальными знаниями и ценностями побуждают педагогически работников постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность. Профессионально значимыми качествами учителя являются такие как, владение инновационными педагогическими технологиями, способность убедительно выражать свои мысли и чувства, сочетание в своём мыслительном процессе как образное, так и логическое аспекты мышления и многое другое. Педагог должен всегда поддерживать творческую форму и обладать искусством самовыражения, то есть, повышать свою профессиональную компетентность. Всё сказанное имеет отношение также непосредственно и к учителю технологии.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость формирования проектных умений на уроках технологии в начальной школе.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в начальной школе на уроках технологии.
Предмет исследования: проектные умения на уроках технологии в начальной школе.
Задачи:
1.Провести анализ понятия проектные умения в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Дать психолого – педагогическую характеристику младшему школьнику.
3. Рассмотреть формы и способы формирования проектных умений на уроках технологии в начальной школе.
4. Описать организационно-педагогические условия формирования проектных умений на уроках технологии в начальной школе.
5. Предложить методические рекомендации по формированию проектных умений на уроках технологии у младших школьников.
6. Разработать диагностические материалы на примере анкет для учителей технологии и младших школьников по формированию проектных умений.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования проектных умений на уроках технологии в начальной школе
1.1. Анализ понятия проектные умения в условиях реализации ФГОС НОО
В современном образовании, в условиях требований ФГОС присутствует главный принцип «научить учиться». Это может означать то, что трансляции педагогом знаний по своему предмету сегодня в образовательном процессе будет совершенно недостаточно. Главная задача учителя сегодня - это уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют учебную и познавательную деятельность школьников.
К целям проектной деятельности относят следующие цели:
-формирование системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий учащихся;
-переход от усвоения знаний к овладению процессом частично самостоятельного приобретения знаний;
-формирование умения адаптироваться в изменяющихся условиях, видеть проблемы, предлагать пути их решения;
-развитие психических процессов школьника (внимания, памяти, логического мышления, аналитических, оценочных способностей и др.);
-воспитание у школьников ответственности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;
-эффективное сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся.
Компетентный педагог имеет высокий уровень научно-теоретической и практической подготовленности к творческой педагогической деятельности и
эффективному взаимодействию с младшими школьниками в педагогическом процессе на основе использования современных образовательных технологий для достижения высоких результатов. Учитель несомненно хорошо представляет необходимость использования таких образовательных технологий как: коллективный способ обучения, проектный метод обучения, игровая технология, проблемное и модульное обучение и др. Сегодня практически все учителя используют в образовательном процессе мультимедиа. Использование цифрового оборудования на уроках технологии обеспечивает высокую подготовку педагога к занятию и позволяет рационально использовать время на уроках [13].
Как правило, грамотное использование различного рода образовательных технологий обеспечивает высокую мотивацию обучающихся к занятиям по предмету. Учащиеся имеют возможность демонстрировать свой опыт работы, свои достижения, как индивидуальные, так и при работе в группе. При изучении новых тем на уроках можно использовать интерактивные презентации с заданиями на различных этапах урока: для повторения изученного материала, во время изучения нового материала, а также для его закрепления. Практически все без исключения учителя технологии владеют образовательной технологией, так называемой – проектной [19].
Проектная деятельность заключается в разработке и изготовлении нового продукта учеником под руководством учителя и постепенно переходит в самостоятельную деятельность школьника. Изготавливая изделие, учащийся учится проектировать и моделировать, анализировать и оценивать, вносить поправки и корректировать. Изготавливая изделие, ученик имеет возможность работать на различном оборудовании. Во время работы над проектом, ученик должен продумать до мелочей свой продукт и как именно он будет выглядеть по окончании работы. Необходимо зарисовать эскиз изделия, на основе которого должен быть построен чертёж, выполнить его моделирование и найти оптимальные способы обработки. Необходимо правильно оформить всю документацию и изготовить изделие. Ученик в свою очередь должен представлять, как работать над проектом творческим, и как над исследовательским [2].
На уроках технологии по программе предполагается выполнение одного проекта учеником в год на любую тематику, связанную с предметом. То есть – это говорит о том, что владение учителем проектной технологией – является обязательным. Тему проекта ученик может выбирать сам, или совместно с учителем. Учителю необходимо составить перечень примерных тем проектов по технологии для учащихся, соответствующих их возрасту. Проект учениками выполняется как индивидуально, так и в парах, или группах. На уроке учащимся невозможно качественно выполнить проект из-за нехватки времени, потому выполнение проекта продолжается на кружке, или в домашних условиях, как выполнение домашнего задания. Считается, что в условиях инновационного изучения педагог должен также владеть, так называемой технологией проблемного обучения [18].
По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:
1. Решение учебно-научных проблем. Это, как правило, теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие учеником нового правила, закона или доказательства. В основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем.
2. Решение практических проблем, или практическое творчество. Это поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации. Сюда же входят конструирование и изобретение.
3. Создание художественных решений, или художественное творчество. Здесь имеется в виду художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и др.
Можно сказать, что проблемные методы основаны на создании проблемных ситуаций. Они подразумевают активную познавательную деятельность обучающихся, которая заключается в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний и умений. На уроке технологии можно поставить как теоретическую, так и практическую проблему. Особо можно говорить о здоровьесберегающих технологиях, поскольку соблюдение правил техники безопасности на уроках технологии есть особая забота учителя. Эти и многие другие, образовательные технологии должны быть в арсенале современного учителя технологии, чтобы можно было говорить о том, что учитель владеет профессиональной компетентностью учителя – технолога [7].
Показателем эффективности проведенного занятия можно всегда считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Проведенный выше анализ позволяет отметить, что большинство исследователей выделяют среди важнейших составляющих профессиональной компетентности педагога, все его ценностные ориентации, развитие которых позволяет и далее совершенствовать профессиональные и личностные качества учителя и владение им современными образовательными технологиями [3].
Учебный или исследовательский проект сегодня – это требование ФГОС, как для начальной школы, так и для полной средней школы. Это хорошая альтернатива традиционному обучению, поскольку использование современных обучающих и развивающих технологий позволят обеспечить возможность школьнику самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность. Занятия с проектами должны стать в образовательном процессе неотъемлемым компонентом, как в урочной деятельности, так и во внеурочной деятельности. Проектная учебная деятельность является сегодня неотъемлемым компонентом системы образования и развития учащихся. Проектирование учеников может использоваться как на уроках, так и на развивающих занятиях, факультативах, кружках. Проектное обучение личностно-ориентировано. Оно позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от своего труда. Педагогу это помогает создавать ситуацию успеха для каждого школьника [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев, В.И. Педагогика [Текст] /В.И. Андреев. - Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий. - 2000. - 608 с.
2. Ахметжанова, Г.В. Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст] / Г.В. Ахметжанова, коллективная монография. Екатеринбург. - 2016. - 483 с.
3. Андрюсев, Б.И. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей [Текст] / Б.И. Андрюсев. - Директор школы. - 2010. -№ 4. - 61-69 с.
4. Бьюзен, Т. Интеллект-карты [Текст] / Т. Бьюзен. - ООО «Манн, Иванов И Фербер». - 2019. - 56с.
5. Блог о профессиональном технологическом образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://uchi.pro/blog/professionalnoe-obrazovanie-v-rossii (дата обращения 06.12.2023).
6. Бреева, Е. Б. Инновационный потенциал преподавателей разных
возрастных групп [Текст] / Е.Б. Бреева. - Современные гуманитарные исследования. 2013. No 2. - С. 75-78.
7. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии [Текст] / М.Н. Гуслова. - Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: ИЦ Академия. - 2013. - 123 с.
8. Данилюк, А.Я Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Просвещение. - 2014. - 24 с.
9. Еникеева, О.Б. Что такое педагогическая технология [Текст] / О.Б. Еникеева. - Школьные технологии. -2014. - № 7. – С. 42 - 44 с.
10. Зырянова, Н.М. Коучинг в обучении подростков [Текст] / Н.М. Зырянова. - Вестник практической психологии и образования. -2004. -№ 1- 55с.
11. Игры на уроках технологии [Текст] / Мозырьский педагогический университет. - 2010. - С. 13-15
12. Кешиков, К.А. Компетентностный подход и методы оценки
компетенций в современном высшем образовании [Текст] / К.А. Кешиков. - Перспективы развития информационных технологий. - 2016. - No 29. С. 115-122.
13. Монахов, В.М. Педагогические аспекты интеграции педагогических и информационных технологий как качественно новый этап математического образования [Текст] / В.М. Монахов. - МГОПУ им.Шолохова, М.: -2017. - 76с.
14. Мезенцева, О.И. Современные педагогические технологии [Текст] / О.И. Мезенцева. - Новосибирск. - 2018. – С. 63-70
15. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии [Текст] / Н.В. Матяш. - Проектное обучение/ / Н.В. Матяш. - М.: Академия, 2013. - 55 с.
16. Методические рекомендации по использованию современных педагогических технологий [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-ispolzovanie-chellendzha-pri-provedenii-massovyh-meropriyatij-s-uchashimisya-4428389.html (дата обращения 06.12.2023).
17. Образовательный портал [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskiy-material-issledovatelskaya-rabota-sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-3791198.html (дата обращения 06.12.2023).
18. Панфилова, О. И. Повышение профессиональной компетенции
педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности [Текст] / О.И. Панфилова. - Молодой ученый. 2016. No15. С. 488-491.
19. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Е.С. Полат. - М.: Академия. - 2008. - 123-125 с.
20. Пырьева, В.В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» [Текст] / В.В. Пырьева. - Информатика и образование. -2009. - № 11.- 69с.
21. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники [Текст] / Э. Парслоу, Э., Рэй М., СПБ.: Питер. -2013. - 78-80 с.
22. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе [Текст] / Дж.Равен. -выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр. - 2002. - 396 с.
23. Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г.К. Селевко. - Народное образование. - 2004. - No 4. - С. 138-144.
Cоциальная сеть работников образования [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/10/28/tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx(дата обращения 06.12.2023).
24. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия. – 2009. - 442 с.
25. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении [Текст] / А.В. Хуторской. - научно-методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека. - 2013. - 73 с.