Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня как никогда в образовании раскрываются роли и функции каждого субъекта образовательного процесса. В первую очередь, решающую роль в воспитании и обучении обучающихся лежат на «плечах» педагогов и родителей. Поэтому для достижения результатов необходима тесная работа двух этих сторон.
Взаимодействие ДОУ и семьи прописано в Законе «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО).
В ФГОС ДО определено, что родители обучающихся имеют законное право участвовать в планировании программы работы дошкольного учреждения (ДОУ), по желанию изложить свои пожелания и требования в части изменения содержания и работы ДОУ [19].
Основная миссия ДОУ заключается в активизации и взаимовыручке в обучении и воспитании детей при поддержке родителей.
Успех реализации задач, поставленных перед ДОУ, во многом зависит от характера взаимоотношений педагога и родителей. Основой таких отношений должны быть взаимные доверительные контакты. Основная роль в их создании принадлежит воспитателю. Он должен иметь большое чувство ответственности за воспитание и образование детей перед родителями, - воспитатель должен быть другом каждой семьи, всегда помнить о слабости родительских чувств и не оскорблять грубой оценкой недостатки учения.
В процессе работы с семьями воспитателю необходимо учитывать психологические, культурные, этнические особенности каждой семьи, выстраивать индивидуальную схему работы с каждым ребёнком и его семьёй.
Необходимо отметить важность и обязательного взаимодействия ДОУ и семьи, так как достижение цели обучения невозможно в одностороннем порядке.
Тем не менее, несмотря на важность форм взаимодействия, наличие в нормативных документах условий контакта, практика показывает, что у педагогов возникают большие проблемы во взаимодействии с родителями.
Таким образом, можно свидетельствовать, что широкий круг исследования по данному вопросу подтверждает востребованность данной темы исследования.
В настоящее время в литературе накоплен большой методический опыт использования различных форм организации взаимодействиями ДОУ с родителями воспитанников. Одной из таких форм является «Мамина школа».
Актуальность темы исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной - необходимостью включения родителей воспитанников в образовательный процесс как субъектом образования;
- педагогической – необходимостью включения психологических, коммуникативных основ при взаимодействии воспитателя и детей, а также на их основе выбора методов, форм и средств взаимодействия.
- методической – необходимостью разработки проекта «Мамина школа» как формы взаимодействия между ДОУ и семьей в развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Противоречие исследования заключается в разрешении вопроса между обязательным взаимодействием ДОУ и семьи в воспитании детей дошкольного возраста и недостаточным методическим сопровождением данного процесса со стороны работников ДОУ.
Цель – выявить особенности взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания ребенка дошкольного возраста посредством проекта «мамина школа».
Объект исследования - взаимодействие ДОУ и семьи в процессе воспитания ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования – «мамина школа» как форма взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания ребенка дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие о семье и ее роль в воспитании дошкольников;
2. Описать сущность взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания ребенка дошкольного возраста;
3. Рассмотреть современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания ребенка дошкольного возраста;
4. Разработать проект «Мамина школа» как формы взаимодействия родителей детей старшего дошкольного возраста и ДОУ.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость результатов данного исследования определяется тем, что в работе были рассмотрены современные формы взаимодействия семьи и ДОУ в процессе воспитания дошкольников, который могут быть полезны воспитателям.
База исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия семьи и ДОУ в процессе воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Семья как социокультурный феномен и ее роль в воспитании ребенка
Семья является малой социальной группой, которая играет важную роль в жизни ребенка. В связи с этим важно формировать у детей представления о семье.
Семья – предмет исследования многих наук, среди которых особенности следует выделить философию, педагогику, психологию и социологию.
Первые научные представления о семье сложились в философии. Важную роль семьи в формировании личности отмечали философы античности. В работах Аристотела и Платон отмечалось, что семья – это объединение людей, выполняющее важные функции в воспитании подрастающего поколения [1].
Семья в социологии рассматривается как малая социальная группа и как социальный институт. Ей свойственны определенные социальные нормы, правила поведения, права и обязанности членов семьи. Существенными особенностями семьи являются разнообразный характер социальных связей (детско-родительские, супружеские отношения), общность быта, родство, взаимная моральная ответственность.
Семье присущи определенные функции, которые важны для общества и для жизни каждого человека. На функции семьи влияют следующие факторы: требования общества, семейное право, нормы морали, помощь государства. Одной из важнейших функций, в которой закладывается духовное воспроизводство населения на всех возрастных этапах, является воспитательная функция. Именно семья дает ребенку первый социальный опыт, через который ребенок усваивает принятые в определенном обществе нормы и правила поведения, социокультурные ценности.
В педагогике семья рассматривается как институт воспитания ребенка, существует отдельное направление – семейная педагогика, которая изучает закономерности воспитания детей в семье. Семейное воспитание рассматривается как воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их замещающими. Педагогику интересует семья как «первый и самый мощный институт воспитания личности» [9].
Семья в дошкольной педагогике рассматривается как социальная среда, в которой происходит процесс воспитания ребенка дошкощльного возраста. Одной из задач педагогов дошкольной образовательной организации является формирование представлений о семье у детей, вовлечение родителей в совместную деятельность и взаимодействие, просвещение по различным вопросам, связанным с воспитанием дошкольников [10].
Е.П. Арнаутова подчеркивает, что семья является первичной моделью социальных отношений между людьми, средством воспитания, освоения эталонов мужских и женских качеств, различных социальных ролей. Взаимоотношения родителей выступают для дошкольников образцом и примером межличностного взаимодействия, на основании которого дети действуют и в дальнейшем переносят в свою собственную семью [3].
У детей в семье в процессе непосредственного наблюдения семейных отношений, в ходе семейного воспитания, а также в результате целенаправленной педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации формируются картина мира, в которую входят представления о семье.
Семья готовит ребенка к жизни, является его первым и глубочайшим источником социальных идеалов. В семье большинство детей узнают, что значит быть отцом, матерью, как развиваются семейные отношения. Здесь он впервые видит мир, пытается понять его. Это делает семью важнейшим институтом социализации ребенка. Семья передает детям социальный, культурный и моральный опыт. И самое главное, это обеспечивает преемственность духовной культуры. Таким образом, если произойдет разрушение этой первичной социальной инфраструктуры, будущее детей может оказаться под угрозой. В несовершеннолетнем возрасте это состояние может привести к необратимым кризисам, поскольку развитие психики человека в основном зависит от социальной среды и условий жизни, то есть от стимулов, предоставляемых окружающей средой (непосредственное окружение ребенка, ситуация, возникающая в результате определенных жизненных ситуаций) [11].
Семья несет ответственность за интеграцию ребенка в общество, его социальную адаптацию. Кроме того, в семье у ребенка формируется чувство защищенности, его обучают новым формам поведения, стратегиям реагирования на негативные воздействия, формируется представление о степени и свободе дозволенного. В семье раскрывается внутренний мир ребенка, его индивидуальные качества, происходит стимулирование социальной, творческой активности.
Стоит отметить, что у семьи есть определенные задачи на каждом возрастном этапе жизни ребенка. В младенчестве основным аспектом является удовлетворение первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), формирование базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) [17].
В раннем возрасте перед семьей стоит задача формирования объективной и оружейной компетентности ребенка, а в дошкольном возрасте - социальной компетентности. Семья, в которой проживает ребенок школьного возраста, обеспечивает сотрудничество и поддержку в разработке системы научных концепций и проведении самостоятельной учебной деятельности. В подростковом и юношеском возрасте семья стремится создать условия для развития самостоятельности и самосознания растущего ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи : монография [Текст] / Т. В. Андреева. – Санкт-Петербург : Речь, 2005 (ГУП Тип. Наука). – 434 с.
2. Антонова, Л.И. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье [Текст] / Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Современные гуманитарные исследования. – 2006. – № 1. – С. 273–278.
3. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья [Текст] / Е.П. Арнаутова. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. – 264 с.
4. Безродная, Е.А. Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Безродная, С.В. Новикова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2021. – № 2 (71). – С. 64–66.
5. Божович, Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка [Текст] / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – С.160–166.
6. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] / З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2. - С.54-58
7. Буре, Р.Н. Социальное развитие ребенка [Текст] / Р.Н. Буре; под ред. О.Л. Зверевой. – М.: Просвещение, 2011. – 339 с.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 224 с.
9. Девицина, Н.Ф. Семьеведение [Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Девицина. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2006. – 217с.
10. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
11. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
12. Зверева, О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей [Текст] / О.Л. Зверева //Дошкольное воспитание. - 2016. - №5. - С.25-31.
13. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: Сфера, 2004. - 112 с.
14. Лукина, Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л.И. Лукина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2014. - №5. - С. 40.
15. Маркова, Т.А. Воспитание дошкольников в семье [Текст] / Т.А. Маркова. - М., 1979.
16. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи [Текст]: практико-ориентированная монография / под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти: ТГУ, 2009. – 124 с.
17. Харчев, А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки [Текст] / А.Г. Харчев. – М.: ЦСП, 2003. – 339 с.
18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2023 года [Текст]. – М.: Эксмо, 2023. – 224 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2022. – 24 с.
20. Щетинина, В.В. Тренинг педагогического общения: учеб.-метод. пособие [Текст] / В.В. Щетинина. - Тольятти: ТГУ, 2007.- 68 с.