Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
1.1Психологическая особенности социальной адаптации детей с расстройством аутистического спектра
У большинства детей с расстройствами аутистического спектра, независимо от уровня их интеллектуального развития, освоение социальных навыков вызывает значительные (иногда почти непреодолимые) трудности. Это связано с нарушением коммуникации и мотивации, произвольной направленностью и целеустремленностью, особенностями моторного развития, раздражительностью, повышенной чувствительностью и страхами.
Многие специалисты обращаются к проблеме социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Это связано с тем, что в последнее время число таких детей значительно увеличилось, а также с тем, что это расстройство трудно поддается коррекции: первые признаки РАС появляются вскоре после рождения или в течение первых нескольких лет жизни и принимают следующие формы [7].
- нарушенное социальное развитие (отсутствие интереса к социальным контактам с родителями или другими взрослыми; отсутствие или недостаточное развитие анимационного комплекса; первая улыбка; эмоциональная привязанность);
- отсутствие или недостаточное развитие речи (неспособность использовать язык как средство общения);
- Развитие необычных реакций на окружающую среду (сопротивление изменениям, повторяющийся характер и шаблонность движений, неспособность к ролевым играм, неспособность сфокусировать внимание на одном аспекте объекта).
Специалистам, работающим с детьми с расстройствами аутистического спектра, необходимо знать клинические и биологические причины расстройства, порядок появления проблем, особенности поведения ребенка и его отношение к своей семье.
Внешне портрет ребенка с РАС выглядит так: ребенок избалован, капризен и плохо себя ведет, что может привести к непониманию и даже обвинениям со стороны окружающих. По этой причине у ребенка возникает желание "противостоять всему миру", он боится выходить на публику; детям с РАС не нравится появление в их жизни новых вещей и людей, то есть изменение стереотипов обычной жизни. Внешне для них характерно застывшее выражение лица, взгляд устремлен в пустоту, как бы в себя [10].
По отношению к матери ребёнок может быть различным: недоброжелательным и в тоже время может выражать тревогу в её отсутствии. Ребёнку с РАС трудно осваивать простые навыки самообслуживания. Он может часами проделывать одно и то же действие, причём эти действия не имеют ничего общего с игрой.
Речь бедна и практически лишена диалогов. В речи присутствует бессмысленное и бездумное повторение услышанных фраз и фразовых штампов. Произношение варьируется от правильного до невнятного.
Ребенок с аутизмом думает образами и мыслит образами: для него образы - первый язык, а слова - второй. Ребенок с аутизмом может говорить о себе во втором или третьем лице; местоимение «я» для него чуждо. Боится громких звуков и закрывает уши руками — это говорит о том, что звук для него травматичен [6].
Для детей с аутизмом важно четко знать последовательность действий, чтобы деятельность имела для ребенка смысл; дети с аутизмом не полностью осознают свое тело и имеют нарушения пространственной ориентации. Их интеллект сохранен, а интуиция развита, что помогает им строить общение с окружающим миром несколько иначе, чем другим, но может сопровождаться интеллектуальной недостаточностью. У детей-аутистов свой воображаемый мир в противовес реальности.
Семьи, воспитывающие ребенка с аутизмом, сильно отличаются от других семей. Помощь родственников может быть эффективной, если они детально продумают жизнь ребенка. Аутичные дети нуждаются в строго распланированном распорядке дня, который ни в коем случае нельзя нарушать. Ребенка следует оставлять наедине с собой только на час, а остальное время посвящать профессиональным и семейным занятиям, играм с мамой, массажу и т. д. Профессионалы могут помочь, научить и поддержать, но только близкие члены семьи могут помочь ребенку освоить окружающий мир [4].
Аутичных детей часто не принимают в детских садах, где прием посетителей и их посещение проблематичны. Это связано с тем, что ребенок непредсказуем для окружающих, его трудно понять, не все продукты соответствуют его вкусам, и он не всегда владеет навыками самообслуживания. Все это затрудняет адаптацию ребенка с РАС к реальной жизни и делает социализацию практически невозможной, так как контакт с окружающим миром у детей с аутизмом сильно нарушен. Нарушение адаптации и социализации может остаться на всю жизнь.
Основные трудности социальной адаптации [9]:
– социализация и трудности в общении;
– невозможность устанавливать эмоциональные связи;
– нарушено речевое развитие.
Речь и общение, социальное взаимодействие, воображение и эмоциональная сфера - области, где эти трудности проявляются особенно ярко. Защитные механизмы мешают ребенку активно взаимодействовать с миром:
- дети избегают неприятных впечатлений и стараются укрыться от направленных на них воздействий;
- внимание детей сосредоточено не на том, что им нравится, а, наоборот, на том, чего они боятся, опасаются или не любят;
- дети постоянно защищают свой микромир от окружающих, но это не способствует развитию навыков позитивного влияния на мир;
- у них выработана система защиты от вмешательства близких, держащая их на максимальном расстоянии от них и делающая их необходимым условием своей жизнедеятельности.
Если с ребенком не проводить специальную коррекционную работу (психологическую, педагогическую, медицинскую), он будет все больше отчуждаться от людей и общества.
Социальная адаптация детей с РАС должна быть непрерывной и требует сотрудничества различных специалистов (специальных психологов, логопедов, врачей, педагогов, социальных работников). Эту работу необходимо начинать как можно раньше, так как нарушение коммуникативных навыков негативно сказывается на успешной социальной адаптации аутичных детей [10].
Существует ряд техник и методов, направленных на социальную адаптацию, то есть на развитие навыков, позволяющих детям с расстройствами аутистического спектра интегрироваться в социальную среду.
Интенсивные программы обучения включают ABA- (терапию прикладной анализ поведения), основанную на методах изучения поведения и обучения; ABA-терапия использует «стимулы» и «подкрепление», интересные для детей с аутизмом, для обучения определенным навыкам и коррекции проблем поведения. Некоторый навык (особенно «социально-поведенческий») разбивается на блоки, и каждый блок усваивается последовательно: к ним относятся установление зрительного контакта, выполнение основных движений, использование предметов, мелкие и точные движения, имитация произносимых движений, выполнение отдельных команд, узнавание знакомых людей и указание на желаемые объекты.
Материалы ABA-терапии максимально приближены к повседневной жизни ребенка, т. е. являются прикладными. Тщательно продуманная система поощрений - один из важнейших аспектов программы.
В общей системе психолого-медико-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра, АВА-терапия не является основной частью, а всего лишь её дополнением, так как она не формирует у ребёнка инициативу, осмысленность своих действий и поступков и не затрагивает самой сути аутистического расстройства.
Программа «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)» помогает детям с расстройствами аутистического спектра наладить коммуникативное взаимодействие - очень полезный и популярный метод, разработанный на основе ABA-терапии, учит основным навыкам общения и взаимодействию с другими людьми с помощью карточек, изображающих предметы и поведение. Часто для детей с аутизмом карточки PECS являются единственным способом самовыражения, общения и налаживания контактов с окружающими [3].
Если ребенок не может передать свои желания словами, он может сделать это с помощью карточек PECS. PECS делает общение с другими людьми более доступным и способствует развитию языковых навыков у детей. Эта система коммуникации была разработана Лори Фрост и Энди Бонди в 1985 году.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", N 273-ФЗ | СТ. 79 https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/79/
2. Алехина, С.В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / С.В. Алехина. – М . : МГППУ, 2017. – 80 с.
3. Аникеева, Н.П. Дети с РДА, проблемы и развитие в ДОО [Текст] / Н.П. Аникеева. – М. : Логос, 2016.– 296 с.
4. 3. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма [Текст] / Ф. Аппе. – М. : Теревинф, 2016. – 254 с.
5. Белопольская, Н.Л. Патопсихология [Текст] / Н.Л. Белопольская. – М. : Когито-центр, 2017. – 142 с.
6. Богдашина, О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме [Текст] : учебное пособие / О.Б. Богдашина. – Спб. : Питер, 2016. – 234 с.
7. Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения РДА [Текст] / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. – Дефектология. – 2015.– № 6. – С. 12-18.
8. Возрастные особенности психического развития детей с РДА [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Новое, 2017. – 138с.
9. Воспитание детей младшего школьного возраста с РДА [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А.Сохина.– М. : Логос, 2016.–123с.
10. Лебединская, К.С. Необходимы общие усилия [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская // Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. – М. : Академия, 2016. – С. 46-87.
11. Лебединская, К.С. Ранний детский аутизм [Текст] 73 / К.С. Лебединская // Нарушения эмоционального развития как клиникодефектологическая проблема. – М. : НИИ дефектологии РАО, 2016. – 125 с.
12. Лубовский, В.И. Дети с РДА [Текст] / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени. – М. : Логос, 2015.–163 с.
13. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей [Текст] / Л.Г. Нуриева. – М. : Теревинф, 2017. – 160 с.
14. Основы дефектологии [Текст] / Под ред. Л.С. Выготского. – СПб. : Лань, 2015. – 656 с.
15. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с РДА [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2017.– № 1. – С. 12-19. 74
16. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача [Текст] / М.В. Белоусова // Практическая медицина. – 2017. – №6. – С. 36-40.