Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Уже во второй половине ХХ века, в результате роста энерговооруженности и численности народонаселения, разрушающее влияние человечества на природу достигло таких размеров, что поставило под сомнение саму возможность существования человека на планете. Научно-технический прогресс, столь характерный для современного общественного производства, наряду с совершенствованием техники, технологии и организации производства, повышением их эффективности принес и величайшие проблемы, которые оказались связанными с проблемами стабильности биосреды, эволюции климата, истощения сырьевых ресурсов и др. В частности, загрязнение атмосферы обусловливает изменение озонового слоя, парниковый эффект, образование кислотных дождей и смогов.
Возрастающее техногенное давление негативно сказывается на здоровье человека. Загрязненный воздух оказывает влияние на органы дыхания и сердечно-сосудистую систему человека. Оксид углерода препятствует нормальному снабжению органов и тканей кислородом, в результате ослабляются процессы мыслительной деятельности, замедляются рефлексы, возникает сонливость, возможны потери сознания и смерть от удушья. Диоксид кремния (SiO2), содержащийся в пыли, вызывает тяжелое заболевание легких – силикоз. Диоксид серы, соединяясь с влагой, образует серную кислоту, которая разрушает легочную ткань. Оксиды азота раздражают и разъедают слизистые оболочки глаз и легких, увеличивают восприимчивость к инфекционным заболеваниям, вызывают бронхит и пневмонию. Частицы размером менее 5 мкм способны проникать в лимфатические узлы, задерживаться в альвеолах легких, засорять слизистые оболочки.
Незначительные по объему выбросы такие, как бензпирен, соединения свинца, кадмия, ртути, мышьяка, кобальта, фосфора и др., обладают канцерогенным действием, вызывают дефекты у новорожденных, снижают иммунитет, угнетают кроветворную и нервную системы и т.д.
Сегодня стало очевидным, что от самого человека, его нравственных установок, ценностных ориентаций зависит существование биосферы как системы жизни. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Приоритетным направлением воспитания современного человека является соединение его с природой, примирение его с ней, причём на основе более глубокого её познания, что требует постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.
Глобальное обострение экологического кризиса, вызванного деятельностью человечества, сопровождается истощением природных ресурсов и резким ухудшением состояния окружающей среды, что вызывает массовые заболевания людей, животных и растений, в целом негативно влияет на судьбу человеческой цивилизации. В связи с этим актуализируется необходимость поиска кардинальных путей, воздействия на сознание и необходимости бережного отношения к окружающей среде, начиная с детства.
Экологическое воспитание в программных документах трактуется как «единство сознания и поведения человека, основанное на гармоничном, сознательном отношении к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов».
Особую актуальность приобретает разработка теории и методики экологического воспитания с использованием таких современных информационных технологий обучения, которые бы целенаправленно и доступно способствовать формированию экологического воспитания школьников.
Проблему экологического воспитания, в том числе и с помощью информационных технологий и интернет, рассматривали в своих научных трудах многие ученые: А. Ф. Аменд, А. А. Саламатов, А. А. Евсеева, Т. И. Кондаурова, О.Б. Макарова, Л.Н. Сивохина, А. В. Нор и др.
Однако, многие положения устарели, в связи с современными стандартами ФГОС, так как в связи с информационным прогрессом, стали появляться новые виды информационных технологий, которые, более широко и эффективно смогут повилять на формирование экологического воспитания школьников на уроках литературы.
На основании вышесказанного можно обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия использования интернет-ресурсов и информационных технологий как средства формирования экологического воспитания на уроках литературы?
Объект исследования – экологическое воспитание.
Предмет исследования – процесс формирования экологического воспитания на уроках с помощью интернет-ресурсов и современных информационных технологий.
Цель исследования – теоретические обосновать эффективность использования интернет-ресурсов и информационных технологий в процессе формирования экологического воспитания школьников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие экологического воспитания в педагогической литературе;
• Проанализировать Интернет-ресурсы и электронные средства обучения на уроках;
• Изучить опыт экологического воспитания и формирования экологической культуры обучающихся в процессе обучения литературе;
• Разработать систему занятий с использованием интернет-ресурсов и ИКТ методов, направленных на повышение уровня сформированности экологической культуры у обучающихся.
Гипотеза исследования: считаем, что современные информационные технологии на уроках литературы будут способствовать более эффективному формированию экологического воспитания школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания
1.1. Понятие экологического воспитания в педагогической литературе
Современно образование и воспитание направлено на использование гуманитарного подхода в различных сферах жизнедеятельности человека, особенно в доминировании роли окружающей среды в жизни человека, с целью формирования осознанного отношения к природе, к ее сохранению ради настоящего и будущего человечества. В науке выделены определенные природные компоненты, которые классифицируют категории животных и растений в естественной среде их обитания, выделяют признаки живой и неживой природы, определяют их причинно-следственные взаимосвязи [6].
Один из известных педагогов (В.А. Сухмолинский) достаточно обоснованно отмечал, что целесообразность природного образования предстает в совершенно ином свете, когда в образовании и воспитании используются на принципы наглядности и доступности. Сама природа в этом случае представляет собой наиболее эффективный источник экологических знаний, отражающих как научное мировоззрение, так и восприятие окружающего мира во взаимосвязи с человеком. Формируется эстетика природных отношений, понимание ее важности для всего мира, основы трудового воспитания и морали, нравственных основ [15].
Деятельностные методы способствуют развитию личности в различных видах деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн), когда последняя является формой деятельности, человек целенаправленно взаимодействует с окружающей средой, ее разнообразием, в том числе с природой.
Термин «экологическая культура» используется академиком Б. Лихачев предложил в 1980 году, что он определил ее основу как необходимость глубокого понимания взаимодействия между человеком (сообществом, обществом) и природой.
Ученый связывал между собой общее понятие «культура» и ту, которую определяет соответствующее бытие человека и его отношение к среде своей жизни [19].
Тем не менее, как экологическая культура не может существовать без взаимодействия с человеком, так и последний не может определять свою жизнь без качественной природной среды. Трактовка понятия «экологическая культура» продолжается и сейчас.
Так, одни авторы в содержание данного понятия включают:
1) предметные результаты освоения и преобразования природной среды человеком;
2) результаты духовного роста и обогащения человека в контексте его общения с окружающим;
3) природно-рациональное поведение [12].
Другие определяют экологическую культуру в соответствии с тем, как обогащается и раскрывается сущностная сила личности, проявляющаяся в человеческой деятельности, то есть она подчеркивает практическое (прагматическое) отношение к природе [6].
В.А. Игнатова подчеркнула важность экологии для жизни и здоровья человека и ввела в научный цикл термин «экология и культура ценностей».
Его следует понимать, как систему действий в природе, которую осознают люди, и их отношение к ее объектам [11].
Понятие «экологическое воспитание» начинает в современных научных концепциях рассматриваться через призму образовательного процесса в целом, благодаря которому личность обучаемого вовлекается в мир экологических ценностей и культуры.
Прежде всего, обращаем внимание на то, что, хотя термин «экология» был впервые предложен Э. Геккелем еще в 1866 году, сегодня он используется как отрасль знаний об окружающей среде, как многогранная комплексная наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем всех уровней от организма до биосферы и их взаимодействия с внешними условиями. Так, в современном словаре иноязычных слов экология (греч. оикоѕ – дом, семья, среда) трактуется как раздел биологии, изучающий взаимосвязь животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой (биол.); раздел социологии, в котором изучаются взаимоотношения человека и среды (социол.) [17, с. 213].
Понятие «воспитание» в научном дискурсе традиционно характеризуется как
- «система воспитательных мероприятий, направленных на формирование всесторонне и гармонично развитой личности» [23];
- «...предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку ее к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, к общению с людьми, взаимодействию с его социальными инструментами» [25].
Современные исследователи проблем воспитания рассматривают данный феномен как привлечение личности к усвоению выработанных человечеством ценностей, создание благоприятных условий для реализации им своего природного потенциала и творческого отношения к жизни, направленного на утверждение общечеловеческих ценностей как основы жизнедеятельности и поведения личности [22], как закономерную непрерывную и последовательную смену моментов развития взаимодействующих субъектов, как социально-личностное явление, в котором и педагог и школьник выступают субъектами педагогически целесообразного и морально-этического взаимодействия на уровне сотрудничества и сотворчества [9].
Г. Н. Аквилева [3], З. А. Клепинина [22] утверждают, что одной из первостепенных задач экологического воспитания становится выработка такого типа мышления, которое смогло бы позволить личности самому устанавливать взаимоотношения между природой и человеком, соотносить динамику этих отношений, реализовывать цели на основе объема знаний. Умений и навыков о единстве природы и человека.
Заслуживает внимания позиция Л. Н. Вахрушевой[10], которая, характеризуя экологическое воспитание как целенаправленное воздействие на личность на всех этапах ее жизни с помощью развернутой системы средств и методов, что экологическое воспитание включает в себя формирование экологического сознания, экологической культуры, экологического поведения, экологической ответственности, одним из важнейших его задач считает формирование у каждого гражданина и общества в целом устойчивых установок на рациональное природопользование, умение видеть за решением отдельных проблем отдаленные экологические последствия вмешательства в природные процессы, чувство ответственности перед нынешним и будущими поколениями за влияние собственных действий на способность природы быть средой обитания человека.
Е. В. Григорьев раскрыл основное содержание понятия «экологическое воспитании» с учетом основных путей его осуществления:
- актуализация ценностей к окружающей среде;
- сформированность экологических ценностей за состояние окружающей среды, оценка и осмысление экологических понятий и явлений, причастность к решению экологических проблем;
- отражение экологических знаний в практическом опыте по сохранению окружающей среды;
- сотрудничество с окружающей средой, причастность к природоохранной деятельности [16].
В. А. Квашин говорит об экологическом воспитании, как о равновесии человека и окружающей его природной среды, о формировании у личности мыслить на уровне планерного масштаба по вопросам экологической безопасности и целостности, умением быть в гармонии с природой [21].
Кроме указанного выше, по нашему убеждению, экологическое воспитание должно способствовать формированию экологически компетентной личности.
Е. Ф. Козина в понятие экологического воспитания включает знания, умения и навыки взаимодействия человека с окружающей его средой, о процессе формирования у него представлений о природе как ценности, формированием умений решать экологические проблемы, участвовать в природоохранной деятельности, формировать в себе такие личностные качества как гуманность, ответственность, нравственность, бережливость [24].
Итак, понятия «экологическое образование» и» экологическое воспитание» являются достаточно близкими по содержанию, что подтверждает их последовательное взаимосвязанное развитие.
Анализ изложенного дает основания для вывода, что главным результатом экологического воспитания является высокий уровень экологического воспитания личности [17].
В свою очередь М.С. Смирнова характеризует личность с высокий уровне экологического воспитания, как личность готовую к оптимальному взаимодействию с природной средой, к другим действиям, связанным с экологической проблемой, обладает умениями рационального природопользования, обладающая единством экологических знаний, эстетически-нравственного отношения к природному окружению и практической экологической деятельности [28].
В контексте исследования актуальным является мнение Е.В. Чудиновой [31], что ведущим результатом является такая личность с высоким уровнем экологического воспитания, которая объединяет в себе ценностно-мотивационный, ценностно-когнитивный и ценностно-деятельностный компоненты и обеспечивает как самоценное отношение к миру природы, так и практическую готовность к природоохранным действиям в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности.
Экологическое образование - это система, которая воздействует на членов общества. Она основана на национальных и общечеловеческих ценностях и формирует естественное отношение, основанное на экологической культуре, гуманитарных науках и науке. [4].
В исследованиях Н.Ф. Виноградовой, Е.Н. Водовозовой, Я.А.Коменского, Л.М. Маневцевой, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, Е.И.Тихеевой природа определяется как первичное средство ознакомления детей с окружающим миром. Такие задачи связаны с поддержанием комфортного состояния внешней среды, недопущение уменьшения наличествующей биологической вариативности, а равно недопущение снижения количественного показателя природных ресурсов, присутствие которых необходимо для действенного осуществления потребностей индивидов (как ныне живущих, так и следующих поколений).
Теоретические обобщения подтверждают наше предположение о том, что сегодня нет существенных разногласий по определению признаков экологического воспитания личности.
Итак, можем сделать вывод, что экологическое воспитание – это процесс,
• направленный на обеспечение знаний, умений и навыков по взаимодействию человека с окружающей его средой,
• формирования у личности представлений о природе как ценности,
• формирования умений решать экологические проблемы, участвовать в природоохранной деятельности,
• формирования в себе такие личностных качеств как гуманность, ответственность, нравственность, бережливость.
А результатом экологического воспитания является личность с высоким уровнем экологического воспитания, которая объединяет в себе ценностно-мотивационный, ценностно-когнитивный и ценностно-деятельностный компоненты практической готовности к природоохранным действиям в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности
1.2. Интернет-ресурсы и электронные средства обучения на уроках в школе
Актуальность применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе определена в стратегии модернизации образования, стратегии развития информационного общества [30]. Сегодня применение ИКТ на учебных занятиях призвано обеспечить доступность образования и информации для всех. Именно поэтому и, особенно в условиях социального дистанцирования, возрастает актуальность внедрения современных технологий обучения.
Требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (дал
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдурахимов Т.Д., Ахтареев К.О., Яппарова Э.Н. Инновационное обучение в условиях реализации ФГОС // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-8. С. 9-15
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2010
3. Аквилева Г. Н., Клепинина, З. А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. [Электронный ресурс] // режим доступа - https://prirodaimy.ru/data/documents/Akvileva-G.N.-Klepinina3.A.-Metodika-prepodavaniya-estestvoznaniya-v-nachalnoy-shkole.pdf
4. Алексеев, С.В. Экологическое образование в базовой школе: методическое пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова. – СПб.: Специальная литература, 2011. – 102с.
5. Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии.–2001. - №3. – С. 45 – 51
6. Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды / А.Г. Банников. - М.: Юнити, 2013. – 451 с
7. Батешов Е.А., Тажигулова Г.О., Яппарова Э.Н. Информационно-коммуникационные технологии в компьютерном тестировании (на примере АРМ-тест программы) // сб.: Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы XVI Международной научно-практической конференции. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. 2017. С. 97-100
8. Бережная, О.В. Организация исследовательского урока биологии в школе [Текст]/ О.В, Бережная// Биология в школе. 2014. № 2. С. 26–29
9. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. - М.: Просвещение, 2014. - 210с.
10. Вахрушева Л. Н. Развитие познавательного интереса к природе у второклассников / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа. – 2015. ‒ № 7. – С. 68- 74.
11. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1998. – 244с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.
13. Гаврилова О.М., Безрукова Н.П. Теоретические основы формирования готовности старшеклассников к выбору педагогической профессии в информационно-деятельностном образовательном пространстве «педагогический университет – школа» // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 4. С. 75–80
14. Галкина Е.А. Технологии обучения биологии: Учеб.-методич. пособие. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011
15. Головачева А.В., Ушакова М.М. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: метод.пособие. Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009. 48 с
16. Григорьев, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие / Е. В. Григорьева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
17. Громова Т. И. Критерии сформированности исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общ. ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2016. - 612 с.
18. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. Х. Дебердеева // Инновации в образовании. 2005. № 3. С. 79
19. Зверев, И.Д. Организация экологического образования в школе / И.Д. Зверев. – М.: Педагогика, 2012. – 342 с.
20. Зенкина, С.В. Компьютерные обучающие системы в биологии // Биология в школе. – 2007. - № 5. – С. 26 – 28
21. Квашин В. А. Обучение естествознанию и формирование системы научных знаний в начальной школе: условия, диагностика, эффективность / В. А. Квашин // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. ‒ СПб., 2018. ‒ № 31 (69). ‒ С. 393-397
22. Клепинина З. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2013. ‒ 336 с.
23. Кобзарева Т. А, Судак. И. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы. - Волгоград.: Учитель, 2015. - 166 с.
24. Козина Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» : учеб. пособие / Е. Ф. Козина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 224 с.
25. Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. - СПб.: Каро, 2015. - 128 с.
26. Нестерова И.А. Информационно-коммуникативные технологии // Энциклопедия Нестеровых. https://odiplom.ru/lab/informacionno-kommunikativnye-tehnologii.html
27. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. М.: Академия, 2007
28. Смирнова М. С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира / М. С. Смирнова // Начальная школа. – 2016. ‒ № 4. ‒ С. 30- 36
29. Стамберская, Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс// Биология в школе. – 2006. - № 6. – С. 31 – 36
30. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // URL: https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategiadok.html
31. Чудинова Е.В., Букварева, Е.Н. Окружающий мир / Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева // Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы / сост. А.Б. Воронцов. 2-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2011. - С. 329-372.