Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Социально-экономическим изменениям, которые происходят в нашем обществе необходимо активное молодое поколение, которое способно нестандартно и эффективно решать новые проблемы. Проблема всестороннего развития личности субъекта в педагогике всегда была одной из самых актуальных. При этом нельзя говорить о том, что она уже достаточно изучена и решена. На практике недостаточно продуктивных технологий и методик, которые бы гарантированно позволяли воспитывать личность творческую и всесторонне развитую. Решать эти проблемы в общеобразовательной школе позволяет проведение олимпиад.
В рамках требований ФГОС на каждом образовательном этапе образовательный процесс сегодня ориентируется на новые результаты образования. Процесс учения понимается, прежде всего, как процесс развития личности обучающегося. В традиционной образовательной модели требования предъявлялись лишь к предметным знаниям, умениям и навыкам. Сегодня школьнику, помимо знаний и умений необходимо демонстрировать обретение в образовательном процессе духовно-нравственного и социального опыта. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности современных образовательных технологий и методик, которые позволяют учитывать индивидуальный подход в обучении и позволяют большему количеству школьников принимать участие в олимпиадном движении.
Одной из таких технологий является технология развития критического мышления, основной целью которой является необходимость научить школьников учиться в течение всей их жизни. Увеличение количества информации требует от субъекта наличия у него новых личностных качеств, к которым можно отнести комплексное решение проблем и задач, творческого подхода, мобильности и креативности. История относится к гуманитарным предметам, которые требуют умений работать с большими объемами информации, в том числе с текстами различного характера. Перед каждым педагогом сегодня стоит задача научить учеников правильно работать с информацией и различными информационными источниками. В этом помогает проведение школьных олимпиад по истории.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость проведения исторических олимпиад в общеобразовательных учреждениях.
Объект исследования: процесс проведения предметных олимпиад по истории.
Предмет исследования: предметная олимпиада по истории в общеобразовательных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить школьную олимпиаду как вид внеурочной деятельности.
2. Рассмотреть результативность проведения школьной олимпиады при формировании исторических компетенций школьников.
3. Описать организационно-педагогические условия организации исторических олимпиад в общеобразовательных учреждениях.
4. Предложить методические рекомендации по организации исторических олимпиад в общеобразовательных учреждениях.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации исторических олимпиад в общеобразовательных учреждениях
1.1. Школьная олимпиада как вид внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью понимают деятельность школьников вне уроков, которая, как и урочная деятельность реализуется на основе учебного плана. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Под внеурочной деятельностью также следует понимать образовательную деятельность, которая направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной [11]. Именно в школе, в рамках урочной и внеурочной деятельности ученик приобретает основные знания по разным предметам и получает необходимый опыт для дальнейшей жизни.
Школьная предметная олимпиада является видом внеурочной деятельности. Под школьной предметной олимпиадой понимают – конкурсное состязание учеников начальной, средней или старшей школы/гимназии/лицея. Основой состязаний является демонстрация навыков и знаний в конкретной дисциплине или области. Главная цель олимпиады – это поиск школьников, обладающих нестандартный или одаренным мышлением, с их последующим развитием и поддержкой.
Школьные исторические олимпиады – это ежегодные олимпиады по истории, которые являются частью системы всероссийских олимпиад школьников. Олимпиада по истории выявляет знания о той или иной эпохе, исторических деятелях, важнейших исторических событиях и процессах. Олимпиада позволяет активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации исторических знаний [16]. Цели проведения исторических олимпиад:
-содействие гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся
-стимулирование интереса учащихся к изучению истории
-пропаганда научных исторических знаний
-содействие выявлению учащихся, проявляющих интерес и особые способности к изучению истории
-создание условий для интеллектуального развития
-поддержки одаренных детей, в том числе содействие им в профессиональной ориентации и продолжении образования.
Большое внимание на олимпиаде уделяется анализу письменных источников, умению решать проблемные вопросы и др. Для развития критического мышления учителя часто используют работу в группах. В своей работе педагоги используют дебаты, дискуссии и другие продуктивные техники, которые позволяют вынести конкретное решение того, или иного вопроса. Практика показывает, что школьники достаточно часто испытывают затруднения в восприятии учебного материала. Происходит это по разным причинам, но исследователи приходят к выводу, что чаще всего это происходит тогда, когда учитель в рамках изучения новой темы просто излагает программный материал.
В среднем школьном возрасте говорить о развитом критическом мышлении школьников не приходится. Но если с этим не работать целенаправленно, то и к старшему школьному возрасту само по себе критическое мышление никогда не сформируется. Многие педагоги мечтают о том, чтобы ученики работали на продуктивном и даже творческом уровне. Развитие критического мышления позволяет школьникам постепенно учиться не просто понимать полученную информацию, но и на её основе делать какие-либо самостоятельные выводы. Это одна из немногих методик, когда осуществляется прямое воздействие на мышление школьника.
Психологи говорят о том, что мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии. Критическое мышление – это одно из видов мышления человека. В силу того, что интерес к данному виду мышления лишь растёт, в научных источниках можно найти разные определения критического мышления.
Форм и видов внеурочной работы при изучении истории существует достаточно много. Их различают в зависимости от самостоятельности учебных действий обучающихся, или в зависимости от характера их работы. Их можно относить к активным или пассивным, устным или письменным, индивидуальным или коллективным, домашним или классным видам работ в рамках внеучебной деятельности. Практика показывает, что формы внеучебной деятельности очень разнообразны. В методической литературе последних лет содержатся рекомендации по организации олимпиадной работы с учениками. Чаще всего методисты предлагают использовать два тура при проведении олимпиады в школе. Первый тур предлагается проводить как письменную работу, выполняемую в классе, а второй тур проводить в форме защиты исследовательских проектов. Такая методика организации олимпиадной работы сегодня рекомендуется чаще всего. Практика показывает, что олимпиады способствуют лучшей организации учебного процесса и усиливают обратную связь между учеником и учителем. В процессе подготовки и организации олимпиады могут использоваться следующие методы:
- частично-поисковый;
-исследовательский.
Олимпиады позволяют ученику познать себя и дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих.
Олимпиада является действенным средством вовлечения детей в дополнительную учебную работу. Это предполагает самостоятельное изучение школьниками научно-популярной литературы, чтения словарей, справочников, посещения кружков и факультативов и др. Сама олимпиада может быть эпизодическим мероприятием, но подготовка к ней должна быть систематической и комплексной.
По мнению ученых-методистов, необходимо соблюдать следующие условия подготовки к олимпиадам.
1. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия. Организация развивающей среды осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, факультативы, посещение библиотеки.
2. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках.
При подготовке учащихся к олимпиаде необходимо учитывать следующие принципы:
-максимальная самостоятельность учеников;
-активность демонстрации знаний и умений учеников;
-принцип решения заданий опережающего уровня сложности;
-анализ результатов прошедших олимпиад.
Наиболее часто встречающаяся форма систематической работы по истории являются различные направления, занятия в которых способствуют расширению знаний учеников по истории. Работа таких клубов помогает лучше овладевать историческими событиями и фактами. Деятельность учеников в исторических кружках может включать в себя подготовку сообщений и докладов по различным историческим проблемам. Это может быть обмен продуктивными диалогами и подготовленными монологами с решением интересных общих проблем. Это может быть решение занимательных задач, шарад, кроссвордов, подготовку материала для проведения олимпиад и др. Наиболее распространенными являются кружки или клубы, где в определенной последовательности рассматривается комплекс аналогичных исторических проблем.
Если речь идёт о кружке или клубе, занятия в них ведутся всегда по плану и разрабатывается план работы минимум на полугодие, но чаще всего на учебный год. План может обсуждаться всеми участниками кружка, особенно если кружок работает не один год. Преподаватель самостоятельно отбирает из соответствующего круга проблем те вопросы, которые являются наиболее важными для совершенствования умений и навыков, и исторических компетенций. Наиболее значимыми также являются проблемы коммуникации учеников, что тоже непременно учитывается в плане работы. При этом очень важно, чтобы была обеспечена преемственность в содержании урочной и внеурочной работы. Чтобы определить, насколько эффективны учебные формы работы, необходимо периодически проводить анализ различных видов учебной деятельности с позиций компетентностного подхода в образовании как одного из приоритетных в обучении истории. Наиболее целесообразно это осуществлять на основе мониторинга при оценке эффективности учебной деятельности в организации.
Чтобы реализовать поставленные цели необходимо выделить следующие компоненты содержания обучения:
1. Материал обучения, языковой и речевой.
2. Знания, умения и навыки.
3. Темы и ситуации общения.
4. Исторические тексты и документы.
Практическое владение предметом всегда предполагает усвоение определенного объема материала. Речевой материал представлен в содержании обучения речевыми образцами и типовыми фразами, темами и ситуациями общения, текстами и др. Конечной целью овладения историческим языком является формирование на основе приобретенных знаний специальных речевых навыков и умений. Для этого рекомендуется использовать такие виды и формы работы, где обеспечено взаимодействие устной и письменной коммуникаций в процессе занятий. Устная коммуникация, всегда должна опережать письменную. Здесь актуальна определённая последовательность преподавания видов учебной деятельности.
Особой популярностью пользуются задания с наглядным материалом и соревновательным моментом. После проведения занятия желательно провести опрос. Вопросы могут быть примерно следующие:
1. Понравилось ли тебе работать с данными заданиями и упражнениями?
2. Хотел бы ты и дальше работать с такими заданиями?
3. Сложно ли было тебе лично выполнять эти задания?
4. Было ли тебе интересно во время выполнения этих заданий и упражнений?
5. Что именно тебе понравилось
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - No 12. - С. 19-21.
2. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2016. – 173с.
4. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2012. – 79 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - С.55-56.
6. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
7. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2016. – 249 с.
8. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - No 3. - с.222-229.
9. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - No4. – С.15-21.
10. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 20.05.2023).
11. Зак, А.З. Методы развития способностей школьников [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
12. Зайцева, И. А. Внеаудиторная работа как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса (на примере подготовительного факультета) / И. А. Зайцева. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 134-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12135/ (дата обращения: 14.06.2023).
13. Злобина, Ю.И. Оценка эффективности различных видов внеучебной деятельности в процессе обучения [Электронный ресурс] // Журнал «Мир науки, культуры, образования». – 2018. № 2. – С. 97-99 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley-podgotovlennye-na-osnove-analiza-tipichnyh-oshibok-uchastnikov-ege-2019-goda-po-kitayskomu/viewer (дата обращения: 14.06.2023).
14. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - No 5. - С. 59-62.
15. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С.104-106.
16. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. – 105 с.
17. Медник, С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ- педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 (дата обращения: 14.06.2023).
18. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель [Текст] / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - No 1. - С.8-15.
19. Пащенко, И. Ю. Значение игры для всестороннего развития личности / И. Ю. Пащенко, В. В. Студенникова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8417/ (дата обращения: 14.06.2023).
20. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - No 1. - С. 219-226.