Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных [18]
Нарушения речевого развития достаточно многообразны, они могут проявляться в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Ребенок с нарушением речи — это ребенок с аномалиями речевого развития, несмотря на нормальный слух и сохранный интеллект. Речевые трудности различны и включают в себя нарушение произношения, нарушение грамматического строя речи, бедный словарный запас, нарушение темпа и плавности устной речи.
В дошкольном возрасте закладываются основы формирования психики, развивающиеся в процессе игровой деятельности. Известно, что каждое психическое явление имеет свой период сенсорного развития. Для младенцев этот период распространяется на органы чувств, для дошкольников - на речевую культуру и восприятие, для школьников – на мыслительную деятельность. Развитие речи начинается, когда ребенок находится «в проекте», и идет с момента рождения, поэтому впечатляющий этап развития речи относится к периоду до трех лет. Дошкольный возраст имеет решающее значение для развития речи и личности.
Вопросами изучения речевого развития детей дошкольного возраста в разное время занимались А.М.Бородич, Д.А. Бухаленкова, А.П. Демидова, В.Н.Зиновьева Н.А. Картушина Г.М.Лямина, М.М.Максаков ЕС Ощепкова, Н.К. Слыш, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, ТА Шеремет , и др.
Педагоги-исследователи и практики дошкольного образования, такие как О. И. Соловьева, Т. А. Маркова, А. М. Бородич, В. В. Гербова, внесли значительный вклад в изучение этой проблемы. Параллельно проводили исследования и психологи, такие как Л. С. Выготский, В. И. Ядэшко и другие.
Интеллект и речь человека появляются в раннем детстве и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем и подростковом возрасте.
Такие дети развиваются нормально, если окружающие их взрослые начинают учить их правильно говорить с раннего детства; Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева отмечают, что развитие понимания речи у детей происходит гораздо раньше появления активной речи и является основой и предпосылкой для возникновения последней.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. Формирование речи у дошкольников с ОВЗ - важная и сложная задача. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ уделяет большое внимание детям с ОВЗ, имеющим "выявленные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психическом развитии, препятствующие получению ими образования без создания специальных условий"[18]
Согласно ФГОС дошкольного образования «основной целью образовательной политики в дошкольном образовании является реализация права каждого ребенка на качественное, доступное образование, гарантирующее формирование общего образования, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Таким образом, речевые нарушения могут формировать комплекс, деформировать личность и создать ряд проблем для ребенка в личностной сфере. Поэтому важно своевременно выявить языковые нарушения и максимально устранить их в зависимости от конкретной ситуации. Для этого важно четко определить психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи. Это важно для развития личности ребенка, его обучения, социального и психологического благополучия.
Проблема исследования обусловлена потребностью в теоретическом анализе состояния изученности психологических особенностей развития детей дошкольного возраста с речевыми патологиями и выявлении данных особенностей.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Объект исследования: особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что нам удастся выявить психологические особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Задачи:
1. Сформировать представление о сущности понятия «Речь»;
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с речевыми нарушениями;
3. Провести эмпирическое исследование уровня развития речи у старших дошкольников с ОВЗ;
4. Проанализировать результаты.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.
Эмпирические: диагностика, количественный и качественный анализ.
Практическая значимость исследования: исследование обобщает данные о проблеме изученности психологических особенностей дошкольников с нарушениями речи, современных способах диагностирования и выявляет психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «Речь» в психолого-педагогической литературе
Родной язык играет важную роль в развитии личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как связующее звено различных психических явлений, таких как мышление, воображение, память и эмоции.
Проблемами развития речи у детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин [2,9, 14, 15].
А.А. Леонтьев рассматривает речь так: «Это деятельность познания, т.е. распределение действительности через язык познавательных задач, которые акцентируются в процессе социальной практики. Это коммуникативная деятельность, коммуникативная активность. Речь функционирует как инструмент планирования речевого и неречевого поведения».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барменкова Т.Д. Обучение пересказу текста детей с ОНР на подгрупповых занятиях. - М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2013. - С. 57-
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 2008.-406с.
3. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Психология развития ребенка – М.: Эксмо, 2014. – 512 с.
4. Гаркуши Ю.Ф. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения. Автор: Под редакцией Гаркуши Ю. Ф. издание М. Год: 2018, 367с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2016. – 365с.
6. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка М.: Московский Университет, 2019. - 189c.
7. Зиновьева В. Н., Демидова А. П., Овчаренко В. В. Формирование пространственных представлений посредством развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития //Обзор педагогических исследований. – 2022. – Т. 4. – №. 1. – С. 132.
8. Коржевина В.В Формирование предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте : дис. – 2022.
9. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина / Основы теории и практики логопедии. – Москва: Просвещение, 2015. – 159 c.
10. Леонтьев А.А. Психологические основы обучения русскому языку как иностранному Методика (фрагмент) / Под ред А. А. Леонтьева и Т. А. Королевой. – М.: Русский язык, 2022. – С. 4-11
11. Леушина. А.М. Дошкольная педагогика / ред. А.М. Леушина. - М.: Мир, 2022. - 286 c.
12. Ощепкова Е. С., Картушина Н. А., Бухаленкова Д. А. Связь развития речи и эмоций у детей дошкольного возраста: теоретический обзор //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2021. – №. 3. – С. 263-290.
13. Перекрестова Е. В., Шеремет Т. А. Логопедическая ритмика и кинезиологические упражнения как факторы коррекции речевого развития у детей дошкольного возраста //Образование и проблемы развития общества. – 2020. – №. 3 (12). – С. 59-67.
14. Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгард-Пупко. - м.: апн РСФСР, 2013. - 96 с
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2020. - 405 с.
16. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) . - М., 2017, 257с.
17. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
18. Щербы Л.В. и проблема предикативности. - - Филологические науки, 2012, с. 35--42.
19. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/
20. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.