Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одна из основных задач, освещенных в концепциях ФГОС, –формирование творческой разносторонне развитой личности. Для ее достижения необходимо развитие познавательных интересов, способностей и потенциала ребенка. В качестве способа управления познавательной деятельностью учащихся целесообразно рассмотреть введение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения. Уроки с применением ИКТ получили особую востребованность в начальных классах. У младших школьников превалирует интерес к формам и приемам познавательной деятельности, а не к содержательной части и самому процессу. В связи с чем очень представляется важным строить их обучение, привлекая как можно больше иллюстративного материала. Наглядность способствует повышению усвоения изучаемого материала, т. к. у обучающихся задействованы все каналы восприятия: зрительный, механический, слуховой, воображение, эмоции. Они позволяют детям основательнее погрузиться в осваиваемый материал, снизить уровень утомленности от учебного процесса.
В статье Иргалиевой Г.А. «Использование ИКТ на уроках в начальной школе» отмечается, простое применение компьютерной техники на уроках не гарантирует автоматического повышения уровня профессионального мастерства учителя и роста качества образования [9,с. 91]. В данном случае важную роль играет, в первую очередь, личностные качества учителя и его мотивация. В связи с чем в школах нужно создать такие условия работы, при которых учитель хотел бы стабильно применять имеющиеся у него знания в сфере применения ИКТ и пополнять их. При этом введение современных технологий в педагогическую деятельность должно быть не просто необходимостью, а быть осмысленным процессом при беспрерывном образовании и самообразовании учителя в этих аспектах. Направления модернизации образования должны быть обусловлены не столько наличием в образовательном учреждении компьютерной техники и программного обеспечения, сколько готовностью учителей начальных классов к нововведениям в соответствии с актуальными запросами общества
ИКТ-компетентность учащихся начальной школы, как правило, причисляется к категории метапредметных результатов освоения базовой образовательной программы начального общего образования и является неотъемлемой составляющей программы формирования универсальных учебных действий. При этом ИКТ-компетентность подразумевает способность обучающихся применять информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, в целях ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения), которой достаточно для того, чтобы благополучно жить и трудиться в условиях формирующегося информационного общества.
Развитие ИКТ-компетентности реализуется на всех предметах образовательной программы (как урочных, так и внеурочных) и начинается со знакомства учащихся с разнообразными средствами ИКТ и возможностями их применения в обучении, развитии собственной познавательной активности и общей культуры.
Так, например, Хоменко А.И. отмечает, что без новых информационных технологий представить себе современную школу сложно. Учитывая повсеместное распространение первоначально компьютера, а потом интерактивной доски в классе, в традиционную схему «учитель — ученик — учебник» включается новое звено — компьютер. Для учителя начальных классов главное показать ребенку возможность применения компьютера для получения и обработки информации, подготовить его к жизни в современном социуме, научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья. [26, с. 237].
Таким образом, все выше сказанное обусловило актуальность исследования.
Проблема исследования заключается в попытке определить значимость применения ИКТ-технологий на уроках в начальной школе, что, в свою очередь, обусловило тему исследования: «Использование ИКТ-технологий на уроках в начальной школе».
Цель исследования – определить особенности применения ИКТ-технологий на уроках в начальной школе.
Цель работы обусловила следующие задачи:
- рассмотреть потенциал ИКТ-технологий в рамках уроков в начальной школе;
-определить преимущества и недостатки ИКТ-технологий, используемых на уроках в начальных классах ;
-рассмотреть вопрос готовности учителей использовать в своей практике ИКТ-технологии;
-рассмотреть примеры педагогического опыта, основанного на применении ИКТ технологий в обучении учеников начлаьных классов.
Объект исследования –ИКТ-технологии на уроках в начальной школе.
Предмет исследования – особенности применения ИКТ-технологий на уроках в начальной школе.
Методы исследования: анализ и синтез научной и научно-публицистической литературы, соответствующей теме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в попытке обобщить данные о применении ИКТ-технологий в начальных классах.
Структура исследования: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Потенциал ИКТ-технологий в рамках уроков в начальной школе
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, в связи с чем учитель при подготовке к занятию сталкивается с рядом проблем. Где найти необходимый материал и как лучше его преподнести обучающимся? Так, на помощь учителю пришёл компьютер и вместе с ним ИКТ.
За последние 10 лет, по мнению Иргалиевой Г.А., было зафиксировано кардинальное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в функционировании социума. Сегодня умение пользоваться информационными технологиями рассматривается в современном мире в одному ряду с такими качествами, как умение читать и писать. Воспитание и развитие информационной культуры в школе реализуется, в первую очередь, с помощью средств ИКТ [9, с. 91]. Рассмотрим цели применения ИКТ на разных уроках в начальной школе:
■ развивать умение и формировать навык у обучающихся ориентироваться в информационном потоке окружающей реальности;
■ овладевать практическими способами работы с информацией;
■ развивать умения, которые позволяют обмениваться информацией посредством современных технических средств;
■ активизировать познавательные умения обучающихся;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьева Ю. В. Использование ИКТ на уроках в начальной школе //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2020. – №. 1-3. – С. 15-16.
2. Варварина О. Н. Использование ИКТ на уроках в начальной школе //Образование и наука в современных условиях. – 2015. – №. 4. – С. 62-64.
3. Велиулаева Р. Н. Использование ИКТ на уроках в начальной школе //Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – №. 50-4. – С. 79-85.
4. Гуреева А. А. Использование ИКТ на уроках в начальной школе //Развитие науки и образования в современном мире. – 2017. – С. 145-146.
5. Деменева Н. Н., Кораблева А. П. Исследование особенностей использования ИКТ учителями начальных классов на уроках математики //Герценовские чтения. Начальное образование. – 2019. – Т. 10. – №. 2. – С. 125-130.
6. Дюкарева, О. А. Использование ИКТ на уроках математики в 1 классе / О. А. Дюкарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 353-356. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47105/ (дата обращения: 06.12.2023).
7. Дюньдик С. В. Использование ИКТ на уроках в начальной школе //Рецензенты: Бережная Светлана Викторовна, д-р филос. наук, профессор, декан. – 2016. – С. 37.
8. Епищева Е. С., Зиновьева В. Н. Современный инструментарий учителя начальных классов //Научные труды Калужского государственного университета имени КЭ Циолковского. – 2019. – С. 154-157.
9. Иргалиева Г. А. Использование ИКТ на уроках в начальной школе //Наука и образование сегодня. – 2017. – №. 12 (23). – С. 91-94.
10. Калеева К. А. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе //ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ. – 2021. – С. 222-228.
11. Капралова А. О. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе //Студенческая наука и XXI век. – 2018. – №. 16-2. – С. 154-156.
12. Киреева М. Ю., Нестеренко Л. Г., Беседина Т. Ф. Использование ИКТ на уроках в начальной школе //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2018. – №. 12-3. – С. 88-89.
13. Китаева О. Ю. Из опыта использования ИКТ на уроках в начальной школе //Педагогический университетский вестник Алтая. – 2007. – №. 1. – С. 60-64.
14. Коваль А. В. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ //АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. – 2019. – С. 72-75.
15. Коган Т. И., Павлова О. А. Использование ИКТ в качестве средства наглядности на уроках в начальной школе //Научные труды Калужского государственного университета имени КЭ Циолковского. – 2019. – С. 50-55.
16. Кожамжарова С. Ж. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ //Под общей редакцией д. филос. н. НР Аршабекова. Ответственный редактор д. ф. н., профессор Б. Сагындыкулы. – 2012. – С. 434.
17. Кузнецова Е. Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе //Евразийский научный журнал. – 2015. – №. 6. – С. 105-109.
18. Лаврентьева В. А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ //Наука, образование и культура. – 2022. – №. 2 (62). – С. 60-62.
19. Липская С. П. Использование ИКТ в начальной школе как условие формирования УУД //Интернет-технологии в образовании. – 2016. – С. 219-223.
20. Медуница Т. Н. Использование ИКТ на уроках в начальных классах //Педагогические науки. – 2009. – №. 3. – С. 93-95.
21. Мухина И. А. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ //Научный поиск. – 2014. – №. 2.2. – С. 25-27.
22. Разинова Н. И. Использование ИКТ на уроках в начальной школе в рамках ФГОС //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2017. – №. 9-3. – С. 163-164.
23. Созонова, С. Д. Использование возможностей интерактивной образовательной онлайн-платформы Учи.ру на уроках в начальной школе / С. Д. Созонова, Е. Ю. Сафонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/443/17186/ (дата обращения: 21.12.2023)
24. Толстолуцкая И. И. Современные образовательные технологии на уроках в начальной школе //Альманах мировой науки. – 2019. – №. 9. – С. 59-60.
25. Тонких А. П., Прядехо А. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов //Современное педагогическое образование. – 2019. – №. 3. – С. 221-224.
26. Ходжаева А. Ч. ИКТ создаёт творческую атмосферу в начальных классах //Современные инновации. – 2020. – №. 1 (35). – С. 62-64.
27. Хоменко, А. И. ИКТ на уроках в начальной школе / А. И. Хоменко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9100/ (дата обращения: 06.12.2023).
28. Цивинская М. С., Галиева М. М., Косцова С. А. ИКТ на уроках в начальной школе //Вестник педагогики: наука и практика. – 2020. – №. 51. – С. 34-35.
29. Юлдашева Г. Т. Применение информационно-коммуникационных технологий в начальных классах //Academic research in educational sciences. – 2021. – Т. 2. – №. 11. – С. 1529-1536.