Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема формирования коммуникативных навыков у дошкольника, при всей ее важности и актуальности, до сих пор остается наиболее сложной в психологии. В настоящее время в понятие «коммуникация» включено множество разноплановых аспектов: речевых, социальных, эмоциональных, что позволяет включить в направление формирования навыков коммуникации довольно широкий спектр проблем.
Противоречия в рассмотрении вопроса о коммуникативных навыках свойственны как отечественным, так и зарубежным исследованиям, несмотря на то, что вопросом коммуникации занимаются самые разные направления психологии. В их ряду можно назвать дифференциальную теорию эмоций, социокультурную теорию личности, классический психоанализ, теории деятельностного и речевого развития на разных этапах отногенеза и многие другие. По-разному подходят исследователи и к классификации типов, видов и форм коммуникации, коммуникативных навыков.
Среди ученых, обращавшихся к проблеме навыков коммуникации в своих трудах, имена Е.В. Абраменко, Л.И. Беляковой, Л.С. Волковой.
В настоящее время проблема коммуникативной грамотности ребенка приобретает большую актуальность в связи с напряженным ритмом жизни, требующим от каждой личности большой коммуникативной гибкости и умения наладить контакт в различных ситуациях общения.
Проблема формирования навыков коммуникации свойственна для всех возрастных периодов, но для детей старшего дошкольного возраста она особенно актуальна, поскольку они находятся на этапе, когда уже в достаточной мере овладели речевыми навыками, и собираются вступить в школьную жизнь, где столкнутся с новыми коммуникативными требованиями, предъявляемыми к ним статусом школьника.
Для ребенка с заиканием естественны проблемы в сфере развития речи: во-первых, спровоцированные непосредственно дефектом речевого аппарата, во-вторых, развивающиеся как следствие избегания речевого общения из-за дефекта. Недостатки речевого развития в некоторых случаях влекут за собой отставание интеллектуального развития личности в целом. И даже тогда, когда этого не происходит, ребенок все же испытывает сложности в процессе коммуникации.
Работа в сфере изобразительной деятельности с такими детьми строится на двух принципах: связь развития речи с мелкой моторикой рук, и благотворное влияние творчества на снижение уровня тревожности ребенка.
Учебные программы школьного образования требуют от школьника высокого уровня развития социальных и когнитивных функций, что в конечном итоге влияет на его адаптационное поведение. Потому перед педагогами дошкольного образования остро встает задача сформировать у детей с дефектами речи навыки коммуникации на том же уровне, на каком ими владеют здоровые сверстники, и обеспечить дальнейшее благополучное обучение ребенка.
Актуальность исследования, а также его прикладной характер определяется широким распространением речевых проблем среди старших дошкольников на современном этапе. Учебно-воспитательный процесс становится всё более ориентированным на личность ученика и его социализацию. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное личностное и социальное развитие каждого ребенка, поэтому остро стоит проблема формирования у ребенка коммуникативных навыков.
Объект исследования: коммуникативные навыки старшего дошкольника.
Предмет исследования: специфика формирования коммуникативных навыков у детей с заиканием.
Цель: теоретически обосновать и эмпирически исследовать возможности изобразительного искусства как эффективного средства формирования коммуникативных навыков дошкольника.
Задачи:
1. провести анализ теоретических подходов к изучению коммуникативных навыков;
2. изучить специфику коммуникации детей в старшем дошкольном возрасте;
3. обосновать возможности изобразительной в формировании коммуникативных навыков ребенка с речевыми проблемами;
4. разработать программу работы, направленную на формирование коммуникативных навыков у дошкольника в изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость: исследованы и уточнены возможности использования изобразительной деятельности в работе с дошкольниками, имеющими речевые проблемы.
Практическая значимость заключается в разработке комплекса заданий для дошкольников в сфере изобразительной деятельности, способствующих речевому развитию.
Методологическую базу исследования составили работы Е.Л. Ворошиловой, Е.Н. Масловой, В.П. Мерзляковой и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; тестирование; констатирующий эксперимент; разработка рекомендаций для педагогов.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Специфика коммуникации дошкольника с проблемой заикания
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольника с проблемами речевого развития
Коммуникативные способности личности – это индивидуальные психологические особенности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми [14, 25].
Коммуникативные способности – это целый ряд социальных, речевых, ролевых стратегий, которые ребенок познает в общении со сверстниками и взрослым; это комплексное явление, захватывающее многие сферы функционирования личности во внешнем мире и многие внутренние процессы психики [17, 29].
Можно выделить основные блоки в формировании коммуникативных способностей:
1. Речевое развитие ребенка, которое должно находиться на уровне, соответствующем возрасту и требованиям окружающей среды и коммуникационной ситуации;
2. Социальная компетентность ребенка, позволяющая ему оценить уместность и целесообразность своих стратегий поведения, своих высказываний;
3. Эмоциональная вовлеченность в ситуацию коммуникации, интерес к установлению контакта с собеседником, готовность проявить личную инициативу и откликнуться на чужую;
4. Наличие определенного набора социальных шаблонов, опыта переживания социальных ситуаций (оценивать коммуникативные навыки ребенка, оказавшегося в незнакомой стрессовой ситуации, которую он не понимает, было бы нецелесообразно) [15, 40].
Рассмотрим подробнее каждый из этих блоков.
Речевое развитие старшего дошкольника во многом определяется требованиями, которыми вскоре предъявит к нему школьное образование. Активный словарный запас ребенка в 6-7 лет достигает 3500-4000 слов [13]. Дошкольник этого возраста уже умеет творчески осмыслять и использовать новую лексику: употреблять ее в уместной ситуации с различными объектами, переносить изученный признак на разные объекты, находить его, описывать.
Развитие словаря дошкольника 3-5 лет осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. Для ребенка 6-7 лет актуальным становится разговор о более абстрактных понятиях, эмоциональных и нравственных категориях, не имеющих вещественного выражения.
К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря. Вместе с тем семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются ещё далеко не завершёнными.
К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже [16, 17].
У детей встречаются ошибки в чередовании согласных, в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов. Поэтому освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается в дальнейшем с развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.
Основная функция связной речи – коммуникативная. В коммуникации ребенок реализует свои речевые навыки, и в ней же их приобретает. Разноплановое общение со сверстниками и взрослыми, ставящ
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абраменко Е.В., Васильева В.С. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР. Методическое пособие. — Челябинск : Цицеро, 2015. — 139 с.
2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 160 с.
3. Акименко В.М. Исправление заикания у детей и взрослых. Практическое руководство для логопедов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 138 с.
4. Аргирова-Талева В., Талев А. Игротерапия. Монография. — Велико Търново: Абагар, 2015. — 357 с.
5. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. М.: Эребус, 1993 - 160 с.
6. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.
7. Богомолова А. Устранение заикания у детей и подростков. М.: Просвещение, 1977. — 96 с.
8. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Варенцова Н.С. Развитие плюс. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Старший дошкольный возраст. Программно-методическое пособие. — М.: Развитие, 2012. — 144 с.
9. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2009. - 224 с.
10. Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников. СПб.: КАРО, 2006. — 128 с.
11. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. Книга 2. Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. Пособие для логопедов и студентов, дефектологов факультетов пед. вузов. В 5 кн. — М.: Владос, 2003. — 432 с.
12. Ворошилова Е.Л. Коррекция заикания у дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 с.
13. Кён Р. Заикание, шепелянье, захлебывание, картавление и прочие пороки речи. Сущность, предотвращение и излечение этих недостатков. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997. -348 с.
14. Коррекция заикания у младших школьников: диагностика, планирование. Автор-составитель Е.Н. Маслова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 104 с.
15. Левина Р.Е., Миронова С. А., Тугова Н. А. Преодоление заикания у дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2009. - 144 с.
16. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. — Казань, 1999. — 95 с.
17. Мерзлякова В.П., Рау Е.Н. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. М: В. Секачев, 2011. - 139 с.
18. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы. Учебное пособие. - СПб.: Издательство Союз, 2002. - 320 с.
19. Нагорнова А.Ю. Категория социального в современной педагогике и психологии. Ульяновск: SIMJEV, 2013. – 582 с.
20. Неретина Т.Г. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие. М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. — 240 с.
21. Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М. : ТЦ Сфера, 2000. - 508 с.
22. Пасечник Л. Тревожный ребенок // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 9. - С. 89-95.
23. Пасечник Л. Тревожный ребенок // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 64-71.
24. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб.: Питер, 2004 г. – 230 с.
25. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. СПб.: Союз, 1999.- 128 с.
26. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
27. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2.
28. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. Казань. 1998, - 152 с.
29. Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга. Под редакией И. В. Дубровиной. СПб.: Питер - 2009. - 400 с.
30. Резниченко Т.С. Если ребенок заикается. М.: СЭНС, 1994. - 13 с.
31. Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. Книга для родителей. М.: Гном и Д, 2007. — 64 с.
32. Савенкова Л.Г. Инновационные тенденции интеграции и гуманитаризации образования. М.: ИХОиК РАО, 2015. — 294 с.
33. Скрипкина Т.П. Психология общения и доверия: теория и практика. М.: Университет РАО, 2014.- 777 с.
34. Ушакова Е.В., Покровская Ю.А. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. М.: МГПУ, 2010. — 190 с.
35. Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013, — 64 с.