Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ораторское искусство в Древнем Риме представляло собой важную составляющую общественной жизни, обладавшую значительным влиянием на политику, судебную систему и общественное мнение. Оно базировалось на греческой риторической традиции, однако развивалось и эволюционировало под влиянием римской культуры, ценностей и особенностей.
Это искусство включало в себя умение убедительно выступать перед аудиторией, воздействовать на её мнение и чувства, а также использовать различные риторические приемы для достижения целей. Эффективные ораторы были востребованы в политике, суде, адвокатуре и других сферах общественной деятельности, поскольку их умение убеждать и влиять на общественное мнение было неоценимым.
Актуальность исследования. Ораторское мастерство в Риме включало в себя не только элоквентность и умение убеждать, но и использование логической аргументации, организацию структуры выступления для максимального воздействия на аудиторию и эмоциональное обращение к слушателям. Именно этот комплексный подход делал ораторов влиятельными и успешными в обществе.
Трактаты Цицерона о риторике, такие как "De Oratore" и "Brutus", представляют собой исчерпывающие исследования ораторского искусства в Древнем Риме. Эти произведения содержат в себе не только теоретические основы, но и практические примеры риторической практики. Цицерон обсуждает принципы риторики, включая логику, аргументацию, стиль и эмоциональное воздействие, подчеркивая их важность для оратора.
В его трактатах также рассматривается этика оратора, где он призывает к соблюдению высоких моральных стандартов в ораторской практике. Он подчеркивает значение честности, достоверности и этичности, что делает его работы актуальными и в настоящее время.
Кроме того, трактаты Цицерона содержат информацию об ораторской практике в римском обществе своего времени. Они демонстрируют, как ораторское искусство служило важным инструментом в политике, суде и общественной деятельности.
Целью данной курсовой работы является анализ трактатов, Цицерона.
Для достижения цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
- исследовать жизнь и деятельность Цицерона;
- проанализировать ораторское искусство в трактатах Цицерона;
- изучить виды и характеристики риторических приемов;
- рассмотреть влияние трактатов Цицерона на современное понимание ораторского искусства.
Предмет исследования – трактаты Цицерона.
Объект исследования – римское ораторское искусство
Хронологические рамки – 106 г. до н.э. – 43 г. н.э. Нижняя граница обусловлена рождением Цицерона. Верхняя граница связана со смертью оратора.
Территориальные рамки охватывают Римскую империю.
Источниковая база исследования. Мы обратились к воспоминаниям современников, текстами выступлений ораторов, в первую очередь самого Цецерона (3 января 106 года до н. э. — 7 декабря 43 года до н. э,)раскрывает риторику обращений, Гай Анто́ний Гибри́да (лат. Gaius Antonius Hybrida; родился предположительно в 106 году до н. э. — умер в 42 году до н. э. или немного позже, Рим, Римская республика) — древнеримский военачальник и политический деятель из плебейского рода Антониева также в публицистике того периода Pro P. Quinctio В защиту Публия Квинкция Pro Sex. Roscio Amerino, в защиту Секста Росция из Америи Pro M. Tullio,в защиту Марка Туллия, и др.
Историография. Историография исследования включает научные публикации исследования современных авторов, в том числе В.Г. Абрамов исследовал особенности ораторского искусства Цицерона, приведены тексты оратора и дана оценка данным текстам, Мартынов В.В. раскрывает особенности ораторского искусства античности. Михайлов А. Е. анализирует творчество Цицерона в области пророческих возможностей оратора, а М.Н. Балашов проанализировал личность Цицерона и его время.
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ И КОНТЕКСТ ЦИЦЕРОНА
1.1 Жизнь и деятельность Цицерона
Исследуя Речь в защиту Секста Росция, можно отметить, что Марк Туллий Цицерон, известный древний оратор, символизировал высшее достижение искусства красноречия наряду с Демосфеном. Он жил в период с 106 по 43 год до н.э. и родился в Арпинуме, городе к юго-востоку от Рима, принадлежа к сословию всадников. Первая сохранившаяся речь Цицерона, "В защиту Квинкция" (81 год до н. э.), была направлена на восстановление незаконно отнятого имущества и принесла ему первую победу в суде.
Анализируя речь "В защиту Росция" , можно отметить что Цицерон, обвинённый в убийстве отцом родственников, утверждал, что в государстве утеряны навыки прощения и расследования. Этот случай был не только личной тяжбой честного жителя Росции с представителями влиятельных родов, потерявших влияние при сулланском режиме, но и столкновением между ними и сторонниками диктатора. Цицерон сам приехал на место преступления и запросил у суда 108 дней для подготовки к делу.
На основании анализа дела Росции Цицерон продемонстрировал свои навыки, изученные у греков и известного ритора Аполлония Молона, у которого он получил образование в Риме.
Цицерон получил превосходное образование, интересовался греческой литературой и изучал греческих поэтов. Римское право было важным для оратора, и Цицерон учился ему у популярного юриста Сцеволы. Он владел греческим языком, что позволило ему погрузиться в греческую философию благодаря близким отношениям с эпикурейцем Федром, стоиком Диодором и главой новоакадемической школы Филоном. Цицерон также освоил диалектику, искусство спора и аргументации.
Своё несогласие с тиранией Цицерон выразил в ряде произведений, где основное внимание уделено этическим вопросам. Это проявилось в его трактатах "О дружбе" и "Об обязанностях"; в последнем он критиковал Цезаря, прямо называя его тираном. Он не опровергал и не подтверждал существование богов, однако признавал важность государственной религии, отрицая при этом чудеса и гадания в своем трактате "О гадании".
В 60 году до н. э. Цезарь, Помпей и Красс объединились в первый триумвират для захвата власти. Они пытались привлечь Цицерона на свою сторону, но тот остался верен сенату и Республике. Клодий, народный трибун, враждебно настроенный к Цицерону, предложил закон, направленный против него. Этот закон был призван изгнать должностных лиц, осужденных за казнь граждан без суда.
Фрагмент для ознакомления
3
Источники.
1. Марк Туллий Цицерон «Речь в защиту Секста Росция» URL: https://ogurcova-portal.com/tsitseron-rech-v-zashhitu-seksta-rostsiya/(дата обращения 20.12.2023)
2. Марк Цицерон: Об ораторском искусстве/ под ред. Дебова Е.АСТ, 2019.-512 с.
3. Цицерон М. Т. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1975. -456 с.
4. Цицерон, Марк Туллий Три трактата об ораторском искусстве / Под ред. М. Л. Гаспарова - М. : Наука, 1972. - 471 с.
Список научной литературы.
5. Абрамов В.Г. Ораторское искусство Цицерона. - М.: Издательство Московского университета, 2016. - 256 с.
6. Азаренков В. С. История ораторского искусства. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2015. - 168 с.
7. Балашов М.Н. Цицерон и его время. - М.: Издательство Мысль, 2017. - 288 с.
8. Бермус А.Г. К проблеме мышления и речи (на примере текста Цицерона «Об ораторе») // HYPOTHEKAI. 2017. №. 1. С. 206-229.
9. Вергинг В.Г. Цицерон. Ораторское искусство. - М.: Издательство Высшая школа, 2017. - 247 с.
10. Вольтер Ф. Монологи. - М.: Издательство Правда, 2016. - 196 с.
11. Ганзен Ф. Избранные сочинения. - М.: Издательство Наука, 2019. - 176 с.
12. Градовский М.М. Римское ораторское искусство. - М.: Издательство Учпедгиз, 2019. - 243 с.
13. Грнцер Н.П. Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000. С. 9—38.
14. Давыдова Т.И. Цицерон и римское ораторское искусство. - М.: Издательство Наука, 2016. - 267 с.
15. Еровенко В.А.. Философия образования Цицерона и место риторики в преподавании математики // Российский гуманитарный журнал. 2017. №. 2. С. 109-119.
16. Звиревич В. Т. Римский образ жизни и его ценности в представлении Цицерона // Исседон. 2003. Т. II. С. 111-123.
17. Кротова Н.Н. Риторика Древней Греции и Рима. - М.: Издательство Русское слово, 2019. - 255 с.
18. Куракин Н. Градообразующая роль ораторского искусства. - М.: Издательство Московского университета, 2015. - 144 с.
19. Первая речь против Луция Сергия Катилины [Электронный ресурс] URL: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1267350009
20. Макиавелли Н. Избранные произведения. - М.: Издательство Художественная литература, 2013. - 277 с.
21. Мартынов В.В. Ораторское искусство античности. - М.: Издательство Московского университета, 2010. - 263 с.
22. Михайлов А. Е. Цицерон о возможности предвидения будущего // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. Т. 4. №1. С. 30-34.
23. Сопот И. В. Фразеология и институциональный дискурс в лингвоперсонологическомаспекте: на материале речевых манифестаций В. В. Путина и Л. Меркель : автореф. дис. ...канд. филолог, наук. Белгород, 2011. – 28 с.
24. Цицерон и его время Автор: Утченко С.Л. М.: Мысль, 1972 .- 389 с.
25. Эпитет // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. . – СПб.: Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. - 1596 с.