Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время появляется большее количество нерешенных глобальных экологических проблем, которые ставят перед образовательными учреждениями новые задачи обучения и воспитания детей разного возраста. Педагог является проводником для детей в область экологического воспитания: учит бережному отношению к окружающей среде, ее защите, рациональному использованию имеющиеся ресурсов. Для того чтобы предъявляемые требования вошли в норму поведения учеников, важно с младшего школьного возраста проводить систематическую, комплексную работу в области экологического воспитания. Одним из приоритетных направлений экологического воспитания является воспитание ценностного отношения к природе.
Трудно пересмотреть роль математики в образовании и развитии мышления и познавательной активности школьников. С помощью прикладной особенности математический аппарат применяется при изучении многих предметов, это облегчает их более глубокому усвоению. В процессе обучения они овладевают методами познания, расширяется их кругозор. «Математика создает условия для умения давать качественную оценку состояния природных объектов и явлений, хороших и плохих последствий деятельности человека в природе и в окружении. Математические задания развивают у детей мышление, память, внимание, наблюдательность, помогает в развитии мышления, обучения и умению кратко и ясно излагать свои мысли.
Экологизация курса математики будет «работать» как на реализацию целей и задач экологического образования, так и улучшение качества математического образования за счет повышения интереса к изучению математики. Математика дает инструментарий для количественной оценки состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека.
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема исследования: «Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе на уроках математики».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия формирования у младших школьников ценностного отношения к природе на уроках математики.
Объект исследования: формирование у младших школьников ценностного отношения к природе.
Предмет исследования: формирования у младших школьников ценностного отношения к природе на уроках математики.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему формирования у младших школьников ценностного отношения к природе в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть возможности формирования у младших школьников ценностного отношения к природе на уроках математики
3. Разработать и частично реализовать программу опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования.
4. Обобщить полученные результаты и сделать выводы по проблеме исследования.
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников ценностного отношения к природе на уроках математики будет проходить наиболее успешно, если в организации учебно процесса будут соблюдаться следующие условия:
- включение в образовательный процесс учебных задач, отражающие экологические проблемы, характерные для современного общества;
- использование различного рода заданий и видов уроков в зависимости от поднимаемой проблемы, при формировании у младших школьников ценностного отношения к природе на уроках математики.
Для решения задач и проверки гипотезы исследования были использованы следующие методы исследования:
1. Методы теоретического исследования:
- теоретические анализ и синтез;
- метод моделирования;
- методы математической статистики (табулирование, наглядное представление данных, расчёт среднего арифметического, моды).
2. Методы эмпирического исследования:
- методы сбора информации: изучение литературы, учебно-методических документов и результатов деятельности;
- обсервационные методы: непосредственное и опосредованное наблюдение;
- диагностические методы: письменное анкетирование.
- экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперименты.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Теоретические основы процесса формирования у младших школьников ценностного отношения к природе на уроках математики
1.1. Проблема формирования у младших школьников ценностного отношения к природе в психолого-педагогической литературе
Понятие ценностей раскрывает особую сторону отношений человека к миру. Оно позволяет глубже понимать особенность человеческой деятельности, культуры и общества. Комплекс ценностных ориентаций имеет глубокое значение в жизнедеятельности личности, а в особенности, в познавательной деятельности.
Говоря о становлении системы ценностей, важно понимать, отмечает
В.А. Стрункина, что она возможна лишь в единстве всех трех компонентов (когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого), потому как ценность сама по себе это не просто информация, принятая человеком как некий эталон. Это знание эмоционально пережитое, являющееся для него мотивом поведения и подталкивающее к определенным действиям в той или иной ситуации. Охарактеризуем выделенные компоненты более подробно:
- когнитивный компонент заключается в знании традиционных ценностей, как общечеловеческих, так и базовых национальных;
- эмоциональный – в переживании, отклике на проявление отношения к ценностям;
- мотивационно-поведенческий – в сохранении и распространении тех самых ценностей [9, с. 86].
Из вышеизложенного следует, что интериоризация какой-либо ценности произойдет только тогда, когда школьник эту ценность проговорил (может даже в виде некого вывода их обсуждения), эмоционально отреагировал на обсуждаемую ситуацию, и в дальнейшем эта ценность стала для него неким жизненным принципом.
Период обучения в начальной школе, отмечает О.М. Хомушку, представляет собой, так называемый сензитивный период позволяющему младшему школьнику приобретать основы личностной культуры, которая соизмеряется с общечеловеческими духовными ценностями. Их усвоение, как правило, происходит под воздействием обычаев, традиций и устную педагогическую мудрость народа, что позволяет ребенку приобретать элементарные правила нравственного поведения, позволяющие различать основные этические понятия [13, с. 919].
У младшего школьника ценностное отношение к природе, согласно исследованию О.А. Федоровой необходимо рассматривать как интегративное личностное качество обучающегося, которое проявляется в результате овладения системными представлениями и понятиями о ценностях природы, нормах и способах [12, с. 106]. Научить детей осуществлять поиск, сформировать умение осмысливать ценности окружающего мира – одна из актуальных задач современного образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Будаева М. А. Экологическое воспитание младших школьников средствами математики / М. А. Будаева, Е. А. Хрущева // Вопросы педагогики. – 2022. – № 6-1. – С. 60-63.
2. Задорожная Е. И. Разработка заданий с экологическим содержанием на уроках математики в начальной школе / Е. И. Задорожная // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2023. – Т. 2, № 15-3. – С. 45-48.
3. Калинина Л. В. Проблема формирования готовности младших школьников к ценностно-ориентированной деятельности в природе / Л. В. Калинина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8, № 2(27). – С. 106-111.
4. Киняпина М. А. Использование математики как средства формирования экологической культуры младших школьников / М. А. Киняпина, Н. В. Ворсобина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 4-1. – С. 138-141.
5. Климова С. В. Педагогические особенности воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников / С. В. Климова // Вопросы педагогики. – 2023. – № 1-2. – С. 54-58.
6. Мочалкина Н. В. Формирование отношения к природе у младших школьников: гендерный аспект / Н. В. Мочалкина // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области. – 2021. – № 18. – С. 169-175.
7. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников / Е. Г. Новолодская // Начальная школа. - 2012. – №3. – С. 52-55.
8. Огородова З. Д. Внедрение регионального компонента образования посредством интеграции математики с другими предметами / З. Д. Огородова, Н. Л. Гребенникова // Интернаука. – 2019. – № 1-1(83). – С. 19-21.
9. Стрункина В. А. Проблемно-ценностное общение как средство становления ценностных ориентиров младших школьников / В. А. Стрункина // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2019. – № 2(44). – С. 85-88.
10. Тюлюш Ч. Т. Нравственное воспитание младших школьников средствами проектной деятельности на занятиях математического кружка / Ч. Т. Тюлюш // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 6(33). – С. 887-892.
11. Федорова О. А. Краеведческие аспекты в естественно-математическом образовании младших школьников / О. А. Федорова // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области. – 2021. – № 18. – С. 125-131.
12. Федорова О. А. Роль педагога в процессе формирования у младших школьников ценностного отношения к природе / О. А. Федорова // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. – № 2(22). – С. 105-107.
13. Хомушку О. М. Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников в экскурсионно-краеведческой деятельности / О. М. Хомушку // Аллея науки. – 2021. – Т. 2, № 6(57). – С. 918-921.
14. Цагараева Е. Ф. Современные подходы к экологическому воспитанию школьников / Е. Ф. Цагараева // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. – 2019. – Т. 23, № 1(25). – С. 127-133.
15. Экземплярова К. И. Задачи с экологическим содержанием на уроках математики в начальной школе / К. И. Экземплярова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2023. – № 3. – С. 128-131.
16. Юркина С.В. Психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе у младших школьников / К.С. Гордеев, Н.А. Дубровин, Е.Л. Ермолаева, С.В. Юркина. – М.: Просвещение, 2021. – С. 35-44.