Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста определяется как одна из задач в образовательных программах. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования одной из задач определяется «обеспечение развития … художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности» (п. 1.1.1 ФОП ДО).
Среди планируемых результатов освоения программы выделяются: старший дошкольник «проявляет элементы творчества в двигательной деятельности»; «владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства»; «участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ»; «самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла» (п. 1.2.4).
В настоящее время существуют различные программы, направленные на развитие творческих способностей детей: «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, «Цвет творчества» Н.В. Дубровской, «Лепим, творим, малюем» К.А. Балуевой, Н.В. Федькушовой, «Лепка» Н.Д. Колдиной, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комаровой и другие. Авторами предлагаются различные средства развития творческих способностей – творческие задания, игры, нетрадиционные техники.
В программе «От рождения до школы» подчеркивается необходимость создания «пространства детской реализации», «поддержки творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации», в том числе посредством театрализованных игр. Творчество детей старшего дошкольного возраста рассматривается как процесс создания чего-либо нового, т. е. именно нового продукта. При этом должна быть создана среда для самореализации детей, их инициативы, активности. Возможности театрализованных игр как средства развития творческих способностей дошкольников наиболее полно рассмотрены Л.В. Артемовой, С.И. Мерзляковой, Л.С. Фурминой, Э.Г. Чуриловой и т.д.
Необходимость развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте обусловливает изучение возможностей театрализации в этом процессе. Более глубокое изучение проблемы, анализ творческого развития старших дошкольников требуют разностороннего исследования влияния театрализованных игр на формирование творческой личности.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы работы: «Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – выявление возможностей театрализованной игры как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развити творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет происходить более успешно, если систематически использовать театрализованные игры.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Путем изучения методической литературы рассмотреть возможности театрализованной игры в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать содержание работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью театрализованных игр.
Поставленные задачи решались с использованием комплекса методов:
теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, индукция, дедукция и т.п.);
эмпирические (наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент).
Исследование проводилось в три этапа:
I этап: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; разработка методологического аппарата исследования.
II этап: разработка и апробация работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью театрализованных игр.
III этап: анализ и обобщение результатов проведенного исследования; оформление материалов курсовой работы.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 9».
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Проблема творчества рассматривается в психологии в работах зарубежных (Г.Ю. Айзенк, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Р. Стернберг, Е.П. Торренс, Г. Уоллес и другие) и отечественных ученых (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, Б.М. Теплов и другие).
Проблема творчества в зарубежной психологии нашла свое отражение в рамках различных подходов, среди них редукционистский, психометрический и личностный. Каждый из данных подходов по-разному понимает процесс творчества и креативности (творческих способностей).
Редукционистский подход объединяет психологические теории Г. Айзенка [1], Р. Стернберга [31], которые занимались проблемой интеллекта. Творчество рассматривается как компонент интеллекта, то есть высокий уровень интеллекта подразумевает высокий уровень творчества, и наоборот. Данный подход показывает, что творчества как отдельной формы активности не существует, оно компонентом интеллекта.
Психометрический подход рассматривает творчество как самостоятельный фактор, который не зависит от интеллекта. В развитие данного подхода значительный вклад внесли такие зарубежные ученые, как Дж. Гилфорд [10], Е.П. Торренс [33]. Основной идеей данного является то, что творчество не зависит от уровня интеллекта, даже с высоким интеллектом люди могут быть не способны к творчеству.
Личностный подход рассматривает творчество как личностную характеристику, которая тесным образом связана не только с интеллектом, но и другими особенностями, например, с мотивацией, направленностью, ценностями. Наличия только высокого интеллекта не означает высокий уровень творчества, необходимы еще мотивы, ценности, направленность личности, стремление к созданию чего-то нового и оригинального. Данного подхода придерживается А. Маслоу [20].
Творчество в зарубежной психологии рассматривается с разных сторон – как процесс и как результат.
Творчество как процесс включает определенные этапы (стадии) творческого акта. Процессуальной стороне творчества значительное внимание уделял Г. Уоллес, который предложил четыре стадии творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение, проверка. Одним из основных этапов творчества является процесс генерирования идеи, ее рождения. Именно с этим этапом связано понимание сущности и предназначения творчества.
Дж. Гилфорд считал, что процесс творчества тесно связан с мышлением, а точнее с такими мыслительными операциями, как дивергенция [10]. Дивергенция (расхождение), или дивергентное мышление подразуемает поиск нескольких вариантов решения задачи, в разных направлениях, с разными подходами. В процессе творчества дивергентное мышление позволяет варьировать пути решения, что приводит к различным результатам, неожиданным выводам и новому, оригинальному решению, продукту. Помимо дивергенции, творческому мышылению свойственны также такие операции, как импликация и трансформация. Импликация понимается как выход за пределы заданных условий, имеющихся объектов, информации в целом, но при этом без потери связи с ними. В основе импликации лежит процесс логического рассуждения, установления причинно-следственных связей. Трансформация – это изменение информации, ее модификация, преобразование, рассмотрение объекта под другим углом, что также лежит в основе творческой деятельности человека.
Идеи Дж. Гилфорда более детально изучил другой зарубежный ученый в области творчества Е.П. Торренс. По его мнению, творчество – это процесс создания оригинальных, нестандартных решений. Е.П. Торренс изучил закономерности формирования способности к творчеству, разработал диагностическую методику, которая сегодня широко используется в психологии [33].
Таким образом, с точки зрения зарубежных подходов творчество рассматривается как часть интеллекта, как самостоятельная способность, как свойство личности, как процесс, включающий несколько стадий, и как результат, который оценивается по таким параметрам, как беглость, оригинальность, гибкость, разработанность.
В отечественной психолого-педагогической науке проблема творчества рассматривается в работах Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, А.М. Матюшкина, Б.М. Теплова и других.
С.Л. Рубинштейн считает, что творчество – это процесс, направленный на создание новых ценностей, которые имеют как объективную, так и субъективную новизну. Объективная новизна – это характеристика творческого продукта, который не имеет аналогов, субъективная новизна – это творческий продукт, который является новым для самого субъекта творческой деятельности [29].
А.В. Морозов считает, что творчество – это сложный психологический процесс, в котором задействованы познавательная, эмоциональная и волевая сфера личности. Для создания творческого продукта необходим синтез мышления, речи, волевых усилий, а также эмоций и чувств. Особое значение для творческого процесса имеет такой познавательный процесс, как воображение, способствующий открытию нового знания, созданию оригинального продукта, разработке новых идей и изобретений в различных сферах жизнедеятельности [25].
О.А. Туминская выделяет следующие признаки творчества:
1. Творчество – это синтез процесса и результата. Сам процесс является творческим, что дает возможность получить оригинальный, творческий продукт.
2. Творческий продукт получается в результате определенных приемов, действий, творческих процедур, выполняемых в процессе той или иной деятельности. Главным признаком творческого продукта является его новизна и оригинальность.
3. Новизна продукта творчества может быть объективной или субъективной. Также важен такой компонент, как оригинальность, нестандартность, неповторимость творческого продукта.
4. Не каждый продукт, даже оригинальный и новый, можно считать творческим с точки зрения морали, нраственности, гуманности. Только гуманный характер творчества, основанный на общечеловеческих нормах и ценностях, является собственно творческим.
5. Для творческого процесса необходимы такие познавательные процессы, как творческое мышление (дивергентное – по Дж. Гилфорду), творческое воображение, а также комплекс способностей, способов деятельности (творческие способности) [34].
А.А. Мелик-Пашаев также считает творчество «процессом, направленным на получение творческого продукта». Автор считает, что для творчества необходимы:
1) самостоятельность личности;
2) интерес к творчеству;
3) творческие способности [22].
Способности – это индивидуальные особенности личности, которые не сводятся к знаниям и умениям, но их сочетание обеспечивает успешность овладения той или иной деятельностью. Б.М. Теплов отмечает, что способности формируются на основе природных предпосылок – задатков [32].
В.Н. Дружинин выделяет следующие уровня развития способностей – талант, одаренность, гениальность. Способности разделяются на общие и специальные. Общие способности являются универсальными, необходимыми для различных видов деятельности. Специальные способности проявляются в определенной сфере (математические, музыкальные, художественные и другие способности) [13]. Одним из видов способностей являются творческие способности (рисунок 1).
Рис. 1. Виды способностей
О.А. Туминская под творческими способностями понимает комплекс умений, навыков, способов деятельности, необходимых для творческого процесса, создания новых, оригинальных продуктов, идей, решений поставленных задач [34].
Б.М. Теплов дал наиболее полную характеристику творческих способностей в частности. Творческие способности – это комплекс индивидуально-психологических особенностей личности (знаний, умений, навыков, мотивов и т.д.), которые в совокупности определяют успешность выполнения творческой деятельности и получения творческого продукта [32].
С творческими способностями связано понятие «креативность». В латинского языка creativity, creative означает «творчество», «сотворение из ничего». Творческие способности рассматриваются более широко, чем креативность, так как это комплекс знаний, умений, качеств личности, которые проявляются в творческом процессе. Креативность – это умение выходить за пределы шаблонов, предлагать новые идеи, комбинировать информацию и создавать новую.
Старший дошкольный возраст – это период развития творческих способностей. С.А. Козлова, Т.А. Куликова выделяют следующие особенности детей старшего дошкольного возраста: дети отличаются любознательностью, активностью, проявляют интерес к исследованию, экспериментированию. Потребность в познании является движущим фактором их познавательной деятельности. Ведущим видом мышления является наглядно-образное, дети мыслят образами, выражают их в различных видах деятельности, при этом начинает формироваться словесно-логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. В старшем дошкольном возрасте возникает планирующая функция речи, которая принимает форму контекстной, монологической. Детям становятся доступными такие виды связного высказывания, как описание и повествование, а также рассуждение [16].
Старшие дошкольники проявляют интерес к различн
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк, Г. Ю. Исследования человеческой психики: почему мы ведем себя именно так / Г. Ю. Айзенк. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 479 с.
2. Акулова, О. А. Театрализованные игры / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 17–20.
3. Андреева, Н. А. Влияние игровой деятельности на познавательную сферу ребенка / Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3 (39). – С. 10–14.
4. Балуева, К. А. Парциальная образовательная программа «Лепим, творим, малюем» / К. А. Балуева, Н. В. Федькушова // Образовательный альманах. – 2019. – № 12 (26). – С. 8-12.
5. Бац, Е. Ю. Театр перчаток / Е. Ю. Бац // Дошкольное образование. – 2011. – №16. – С. 44–46.
6. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
7. Величко, Ю. В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов / Ю. В. Величко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2014. – Т. 16. № 2-3. – С. 629–631.
8. Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников / В. Я. Воронова. – М.: Просвещение, 2001. – 356 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
10. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/682838/
11. Граник, Г. Г. Драматургия, драматургия, театр / Г. Г. Граник. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 320 с.
12. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников / Н. Ф. Губанова. – М. : ВАКО, 2007. – 256 с.
13. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.
14. Дубровская, Н. В. Цвет творчества. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет / Н. В. Дубровская. – СПб. : ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. – 160 с.
15. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко. – М.: Литера, 2014. – 128 с.
16. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2018. – 434 с.
17. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: календарное планирование, конспекты занятий, методические рекомендации: 5-6 лет / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 149 с.
18. Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой: старшая группа / автор-составитель О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2021. – 195 с.
19. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: методическое пособие для реализации образовательных программ «Теремок» и «Цветные ладошки» / И. А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2021. – 135 с.
20. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу; пер. с англ. О. Чекчурина. – СПб.: Питер, 2020. – 444 с.
21. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. – М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 720 с.
22. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
23. Мерзлякова, С. И. Театрализованные игры / С.И. Мерзлякова. – М.: Обруч, 2012. – 152 с.
24. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду: методические рекомендации / Е. В. Мигунова. – М.: Сфера, 2009. – 128 с.
25. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология / А. В. Морозов. – М.: Академический Проект: Традиция, 2003. – 560 с.
26. Морозовская, Н. Театрализация как средство развития речи детей / Н. Морозовская // Дошкольное образование. – 2012. – №7. – С. 63–67.
27. Нефедова, Е. Д. Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей / Е. Д. Нефедова // Студенческий. – 2022. – № 20-6 (190). – С. 19–22.
28. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебник / С. Л. Рубинштейн. – М.: Владос, 2015. – 516 с.
30. Сорокина, Н. Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей / Н. Ф. Сорокина. – М.: Обруч, 2012. – 240 с.
31. Стернберг Р. Интеллект успеха / Р. Стернберг; пер. С. И. Ананин. – М.: Попурри, 2015. – 400 с.
32. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Психология индивидуальных различий: тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 136–151.
33. Торренс, Е. П. Тест творческого мышления / Е. П. Торренс // Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – М., 2013. – С. 63.
34. Туминская, О. А. Становление личности ребенка в процессе изобразительной деятельности: монография / О. А. Туминская. – СПб.: Астерион, 2021. – 185 с.
35. Уоллес Г. Искусство мыслить [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/wall-165205956_39449
36. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://clck.ru/36EUnL
37. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 160 с.