Фрагмент для ознакомления
2
Сфера образования в настоящее время находится в стадии реформирования и активного развития, в целях улучшения качества образования в государстве, а также всей системы управления, функционирующей в ведомствах и специальных организациях на различных уровнях государственной власти.
При этом именно на министерство образования возложены основные полномочия по реализации государственной политики в сфере образования, создания специальных управленческих структуру, способствующих активному функционированию основных направлений, являющихся наиболее приоритетным для государства в системе образования.
Однако система образования, несмотря на значительное развитие не лишена ряда серьезных проблем, которые возникают в различных направлениях и отдельных областях развития и внедрения определенных новшеств.
Помимо ярко выраженных проблем в системе образования, на устранение которой обращено внимание государства, также отражается в исследованиях ученых, которые при выявлении определенных проблем, предлагают варианты для устранения возникающих проблем в системе образования, что непосредственно является значимой сферой жизни каждого гражданина российского государства. Именно данное обстоятельство обуславливает актуальность темы дипломной работы.
Решение проблем в системе образования, предлагается научными деятелями в виде использования тех ресурсов, которые имеет государство, предусмотренных именно для целей усовершенствования системы образования с привлечением к участию органов государственной власти и применение на практике сформированных научных подходов.
Образование является одной из важных сфер жизни общества, которая позволяет приобретать гражданам определенные знания и применять их в целях получения определенных благ, а также взаимодействовать с людьми, методами собственного развития и коммуникации.
При этом реализация права на образование граждан предоставлено Конституцией и входит в перечень социальных прав граждан, что обеспечивается методом определенных гарантий. Система образования включает в себя различное количество ведомств и образовательных организаций, которые функционируют под контролем государства, а именно ведомством – министерством образования.
Целью курсовой работы является исследование функционирования государственного управления системой науки и образования Российской Федерации.
Задачи работы обусловлены поставленной целью:
- рассмотреть теоретическую основу системы науки и образования в РФ
- определить основные цели и задачи сферы науки и образования
- изучить систему органов управления науки и образования в Российской Федерации
- рассмотреть проблемы государственного управления системой образования
Объектом исследования данной работы является система образования Российской Федерации.
Предметом исследования является реализация органов государственного управления Российской Федерации в ходе реализации их полномочий в сфере образования.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из глав, параграфов, введения, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКТЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
1.1 Система науки и образования в Российской Федерации
Образование на сегодняшний день, является одним из приоритетных направлений в обществе, которое способствует его развитию и закладывает фундамент для дальнейшей реализации человеком своих знаний, в целях благоприятного взаимодействия с обществом и достижения необходимого уровня своего собственного значения и восприятия себя, как индивидуальной личностью, получая определенные блага способом применения особых знаний.
Уровень образования граждан, также является важным и для государства, качество которого значительно влияет и на развитие государства и на эффективность роста экономики. В связи с этим, именно государство способствует развитию своих граждан в системе образования, предоставляя определенные условия для его получения своим гражданам.
Образование имеет право получить любой гражданин РФ, что закреплено в Конституции РФ и входит в определенные положения социальных прав граждан, предоставляемых и гарантированных государством.
Государство следит за уровнем образования своих граждан и создает условия для его получения, создавая для этого определенные образовательные программы по всем сферам и специальностям, что позволяет каждому человеку именно то направление, которое ему наиболее близко и в котором он желает себя реализовать в качестве специалиста.
Гарантии в сфере образования, государство предоставляет методом создания образовательных организаций различного уровня и направления, а также вида образования, обеспечивая внедрение различных программ, устанавливая стандарты и необходимый контроль за функционированием образовательных организаций.
Помимо предоставления права на получение образования, в определенной организации сфера образования, регулируется нормами закона, основным из которых является ФЗ «Об образовании в РФ», который устанавливает определенный перечень тех органов государственной власти, входящих в единую систему образования:
1. Специально созданные программы и стандарты, в соответствии с которыми руководствуется система образования в различных уровнях и по всей территории государства, с учетом единых и устойчивых направлений.
2. Специальные организации, наделенные полномочиями по предоставлению образовательных услуг, также установленные законом представители несовершеннолетних лиц, с возложением обязательств по направлению общего образования детей и молодых людей.
3. Органы государственной власти различного уровня и ведомств, на которые государство возлагает определенные полномочия и функции, в сфере образования, обязанные урегулировать необходимую функционирующую систему качественного государственного управления в сфере образования.
4. Учреждения, осуществляющие контроль и надзор за образовательными организациями и выполнением поставленных перед ними государством задач, а также те организации, которые осуществляют оценку качества, как предоставляемых образовательных услуг, так и проверку полученного образования.
5. Иные организации, наделенные полномочиями по предоставлению образовательных услуг, в определенной сфере или направлении.
Само понятие образование, включает в себя перечень нескольких особенных элементов, которые предоставляют общую характеристику такого понятия:
- это определенный процесс познания желаемых элементов и предметов, а также их общую взаимосвязь, в целях приобретения определенных навыков и знаний,
- требуемые факторы социума, на основании которых требует от человека определенного развития в одном, либо нескольких направлений получения знаний,
- процесс развития человека, который способствует его реализации в социальном обществе с приобретением с помощью применения знаний, в целях получения определенных благ.
Сама система образования построена исходя из основ роста и развития человека, начиная с малолетнего возраста, которое обучает специальное дошкольное учреждение и высших, а также международных организаций с предоставлением высшего профессионального образования.
Следовательно, система образования включает в себя перечень необходимых обучающих организаций, которые функционируют в зависимости от возрастных критерий и уровня развития граждан, а также предусматривает функционирование тех организаций, которые представляют возможность гражданам получить дополнительное профессиональное образование.
Образование является важным элементом в жизни общества, не только со стороны получения и приобретения определенных навыков, знаний и умений, а также позволяет укрепить духовное развитие и обеспечить необходимым воспитательным процессом. При этом такая деятельность предоставляется в совокупности взаимодействия многих образовательных организаций и органов государственной власти в сфере образования субъектов РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
3. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
5. Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 N 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды" (вместе с "Положением о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды")
Учебная и специальная литература
6. Аманацкий, Ю.В. Современное отечественное образование в системе национальной безопасности России [Текст] / Ю.В. Аманацкий // Юридическая наука: история и современность. — 2017. — № 3. — С. 88-95.
7. Болотнова, З. Н. Основные проблемы формирования правовых основ государственной политики в сфере образования Российской Федерации и мероприятия по их решению / З. Н. Болотнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 153-155
8. Балтатарова, С. Б. Государственное управление в сфере образования / С. Б. Балтатарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 69-70
9. Волков, В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России//Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. -2020. -№ 174. -С. 17-25.
10. Волков, В.Н. Определение концептуальности изменений в общем образовании как научная проблема.//Социология и право. 2018. № 4 (26). -С. 29-30.
11. Галактионова, Ю.Ю. Состояние системы образования в современной России и прогнозирование ее дальнейшего развития / Ю.Ю. Галактинова // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 1 (17). С. 795-797.
12. Горева, О.М., Осипова, Л.Б. Управление системой образования в условиях повышения качества обучения /О.М. Горева, Л.Б. Осипова//Современные проблемы науки и образования. -2019. -№ 1
13. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы : учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
14. Зверева, Л.Г. Реформирование российской системы образования [Текст] / Л.Г. Зверева // «Научно-практический журнал Аллея Науки». — №6(22). – 2018. — С. 1-3.
15. Корчинская, Т.И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функций.//Проблемы и перспективы развития экономики и управления. -Новосибирск: Изд. «Априори», 2019. -228 с. -С. 206 -211.
16. Клячко, Т. Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т. Л. Клячко. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 48 с. — (Научны е доклады : образование).
17. Осейчук, В. И. Теория государственного управления : учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 342 с.
18. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
19. Павлова, Н.В. Управление образованием на муниципальном уровне: тенденции и перспективы [Текст] / Н.В. Павлова // Научно-практический журнал Аллея Науки. — №6(22). – 2018. — С. 4
20. Родионова, С.Ю. Система образования в РФ [Текст] / С.Ю. Родионова // Социальное образование в России. – 2019 (№8). – С. 34-35
21. Соколова, Е.В. Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества [Текст] / Е.В. Соколова // Дельта науки. — 2017. — № 1. — С. 82-84.
22. Тимохина, Н. А. Организационно-правовая система управления образованием / Н. А. Тимохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 335-337.
23. Фоменкова, А. А. Образование в Российской Федерации: положения и нормативные акты / А. А. Фоменкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 392-394.
24. Чазова, И. Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И. Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 1-4(70). – С. 53-59.