Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования заключается в том, что одной из основных задач современного начального образования является не только приобретение знаний, но и предоставление учащимся значимого опыта, развитие навыков самостоятельного определения целей обучения и разработка способов их достижения. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для вовлечения младших школьников в познавательную деятельность, особенно исследовательскую.
При организации расширенной образовательной деятельности или формировании ее отдельных компонентов в современной начальной школе активно используется проблемный метод обучения, способствующий формированию исследовательских навыков.
Традиционное образование в современных школах сегодня основано не на самостоятельных, творческих методах поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение знаний, полученных уже имеющимися. Благодаря такому воспитанию в значительной степени теряется главная черта исследовательского поведения ребенка - поисковая активность. В результате теряется любопытство, способность мыслить самостоятельно, что в конечном итоге делает процессы самообучения, самообразования и, следовательно, саморазвития практически невозможными.
В исследованиях таких видных представителей отечественной психологической науки, как Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, С.Ф. Жуйкова выявлено, что младший школьный возраст обладает рядом преимуществ с точки зрения развития психических функций [1]. Все это можно использовать в процессе проблемного обучения.
Исследованием использования проблемного обучения в образовательном процессе занимались Ю. К. Бабанский, П. Л. Гальперин, Н. А. Менчинский, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова и другие авторы. В отношении умственного развития указанное обучение следует рассматривать в виде обучения, предполагающего получение обучающимися знаний не в готовом виде, но на основе проведения самостоятельных исследований.
Цель проблемной деятельности - дать возможность учащимся овладеть навыками функционального исследования как универсального способа познания реальности, развить способность мыслить типом исследования. Активизация личной позиции учащегося в учебно-воспитательном процессе происходит на основе приобретения новых знаний по предмету - самостоятельно полученных знаний, которые являются новыми и имеют личное значение для конкретного учащегося [3].
Не так давно все российские школы перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), в котором одно из центральных мест занимает развитие исследовательских навыков учащихся. В этих условиях возрастает интерес к человеку, обладающему исследовательскими способностями и способностями, способному самореализоваться, создать что-то новое [6].
Актуальность исследования определяется противоречием:
- на социальном уровне – между потребностью общества и государства к формированию у обучающихся самостоятельности, активности, опыта решения задач и недостаточной работой учителей в развитии данных навыков и качеств у обучающихся начальной школы;
- на педагогическом уровне – между необходимостью поиска эффективных средств и методов развития самостоятельности и исследовательских навыков у обучающихся с учетом их возраста и особенностях психического развития;
- на методическом уровне - с между необходимостью применения на уроках технологии проблемного обучения и недостаточным использованием данной технологии педагогами вследствие отсутствия методического сопровождения.
Цель – рассмотреть особенности использования проблемного обучения на уроках технологии в начальной школе.
Объект – процесс развития исследовательских навыков младших школьников.
Предмет – особенности развития исследовательских навыков младших школьников на уроках общеобразовательного цикла.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проблемные методы обучения будут способствовать активизации деятельности обучающихся, развитию их самостоятельности и совершенствованию исследовательских навыков.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «проблемное обучения» технологии, методы и условия его организации;
2. Проанализировать возможности уроков технологии в использовании проблемного обучения;
3. Определить уровень сформированности исследовательских навыков младших школьников;
4. Разработать комплекс мероприятий для развития исследовательских навыков младших школьников на уроках технологии посредством проблемного обучения.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение,
констатирующий и формирующий эксперимент.
База исследования.
В исследовании приняли участие 20 обучающихся 4 класса.
Теоретическая значимость данного исследования усматривается в систематизации имеющейся психолого-педагогической, методической, периодической литературы, касающейся темы исследования. Обоснования процесса использования проблемного обучения на уроках технологии.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что учителя начальной школы могут использовать в своей работе положения и выводы, полученные в данной работе, а также применять предложенный нами комплекс уроков для развития исследовательских умений детей младшего школьного возраста.
Структура работы: работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации проблемного обучения младших школьников на уроках технологии
1.1 Сущность понятия «проблемное обучение»
В качестве технологии обучения сегодня широко используется проблемное обучение. Для объяснения сути этого обучения было разработано несколько подходов. При характеристике сущности проблемного обучения общим для различных подходов является определение этого обучения в форме, направленной на развитие самостоятельности.
По мнению Д.Л. Матухина, суть проблемного обучения – это создание проблемных ситуаций для учащихся, а также в рамках совместной деятельности преподавателя и учащихся решение этих ситуаций под общим руководством преподавателя и при наибольшей самостоятельности учащихся. В основе анализируемого учения лежат идеи, сформулированных Дж. Дьюи. В работе, посвященной особенностям человеческого мышления, исследователь отмечал отсутствие целенаправленности в традиционном обучении. Вместо этого он предложил обеспечить, чтобы учащиеся участвовали в самостоятельном и активном решении проблем [15].
Проблемное обучение представляет собой системную методику обучения, основанную на логике мыслительных операций и закономерностях исследовательской деятельности, осуществляемой учащимися. Данное обучение представляет собой развивающую технологию, предполагающую создание стимулов к активному познавательному процессу, формирование стиля мышления учащихся, основанного на решении задач теоретического и практического характера, в создаваемые ситуациях проблемного характера [2].
В рамках школьного образования технология проблемного обучения является средством достижения образовательных результатов в плане повышения познавательной активности учащихся. Соответствующие технологии способствуют творчеству и позволяют самостоятельно мыслить. Его использование позволяет обучающимся получить успешное образование. Стоит отметить универсальность данной технологии, возможность использовать ее для организации учебной деятельности во всех классах. Еще в древности Сократ использовал проблемный подход для стимулирования интеллектуальной деятельности. Впоследствии Я.А. Коменский также стал сторонником проблемного обучения. А. Дистеверг оценил методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Внедрение активных методов обучения в виде естественнонаучного обучения, эвристического метода, лабораторного метода обучения, экспериментальных эвристических методов произошло в конце XIX - начале прошлого века. Такие методы называются исследовательскими [18].
Исследователи отмечают, что использование соответствующих проблемных методов в школьном образовании позволяет добиться больших успехов в развитии творческой и познавательной деятельности учащихся. В тридцатые годы прошлого века была признана ошибочность соответствующих методов. В то же время, через определенный период времени, необходимость усиления учебного процесса стала более очевидной, поскольку не было возможности развивать школьные навыки на основе запоминания материала. Д. Дьюи подчеркивал необходимость перехода учащихся к самостоятельному обучению, основанному на решении образовательных задач. Это привело к появлению концепции, называемой исследователем «концепция полного мышления». В этом случае роль преподавателя ограничивается помощью ученику преодолеть трудности, возникающие при усвоении материала.
Необходимо отметить роль отечественных исследователей в формировании теоретических основ проблемного обучения. К таким исследователям относятся М.К. Скаткина и Я. Лернера, предложивших типологию методов указанного обучения [13]. М.И, Махмутовым был выявлен состав этапов проблемного обучения [17]. А.М. Матюшкиным было разработано положение в отношении значения проблемных ситуаций [16].
Также следует отметить вклад Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.А. Медчинской в формирование системы приемов деятельности познавательного характера. Проблемное обучение является развивающим обучением. Оно ориентировано на то, чтобы развивать у учащихся творческие способности [4].
Согласно мнению И. Я. Лернер, указанное обучение есть процесс, в рамках которого обучающийся решает под руководством педагога новые познавательные проблемы [13].
Под проблемным обучением В. Оконь понимает «организацию проблемных ситуаций, формулирование проблемы (постепенно учащиеся учатся самостоятельно ее формулировать), решение проблемы, исследование этих решений и, наконец, оказание необходимой поддержки учащимся в осуществлении процесса сбора и интеграция накопленных знаний» [20].
М.И. Махмутов, в отличие от других авторов, сформулировал наиболее общее определение проблемного обучения: это развивающее обучение, сочетающее в себе систематическую самостоятельную поисковую деятельность учащихся (дети сами ищут выход из проблемы) с приобретением готовых навыков, научных результатов, а система методов составлена с учетом принципа постановки целей и решения задач; процесс взаимодействия преподавания и обучающихся, направленный на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, устойчивых мотивов учения и мышления, в том числе творческих способностей, пониманию научных понятий и способов деятельности, определяемых системой проблемных ситуаций [19].
М.И. Махмутов показывает самостоятельную деятельность по получению готовых знаний и усвоению знаний учащихся [19]. Особенность проблемного обучения состоит в том, что учитель самостоятельно организует познавательную деятельность учащихся. Необходимо объединить демонстрируемую деятельность учащихся с предметными знаниями в готовом виде.
При организации уроков, основанных на использовании технологии проблемного обучения, педагог должен понимать закономерности педагогической деятельности и развития мышления детей. Отличие проблемного обучения от традиционного обучения заключается, прежде всего, в постановке целей и организации процесса обучения. Уроки, включающие проблемное обучение, должны быть структурированы так, чтобы учащимся была предоставлена возможность решать проблемы. Познавательная деятельность в проблемной ситуации включает в себя проблемную ситуацию, выявление проблемы, решение проблемы и последующее решение проблемы.
На современном этапе на основе изучения процесса обучения установлена обоснованность результатов педагогов и психологов, поэтому отправной точкой рефлексии является проблемная ситуация, вызванная неожиданными сюрпризами и событиями. Во время учебы этот эмоциональный подъем стимулирует умственные исследования и размышления. Если в ходе урока возникает проблема, учащиеся формулируют ее — вербализуют суть когнитивного затруднения. Затем они пытаются найти решение проблемы, делая различные предположения. В этом случае то, что говорят младшие школьники подтверждается или не подтверждается как гипотеза. Поиск заканчивается, когда проблема или решения проблемы изучены.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арапов, К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматулина // Молодой ученый. – 2012. – № 8 (43). – С. 290–294.
2. Бабанский, Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников : Пособие / Ю. К. Бабанский. – Рост. н/Д гос. пед. ин–т. Рост. н/Д лаборатория НИИ школ М–ва просвещения РСФСР. – Ростов на Дону, 1970. – 31 с.
3. Бабичева, Т. А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов / Т. А. Бабичева // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2009. - № 6. – С. 12-17.
4. Баксанский, О. Е. Проблемное обучение обоснование и реализации / О. Е. Баксанский, М. В. Чистова // Наука и школа. 2000. – №1 – с. 24–28.
5. Борытко, Н. М. Педагогические технологии: учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков – Москва : Академия, 2007 – 60 с.
6. Брызгалова, С. И. Проблемное обучение в начальной школе : учеб. пособие. Изд. 2–е, испр. и доп. – Калининград : Калинингр. ун–т, 1999. – 91 с.
7. Вербицкий, А. А. Теория и технологии контекстного образования : учебное пособие / А. А. Вербицкий; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». - Москва : МПГУ, 2017. – 266 с.
8. Воробьева, Е. В. Проблемное обучение как основа профессионального образования на современном этапе / Е. В. Воробьева // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2007. – № 1. – С. 134-138.
9. Ковалева, Г. Я. Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальных классах / Г. Я. Ковалева // Учительский журнал. – 2009. – № 4. – С. 32–37.
10. Клещеногова, Н. П. Создание проблемных ситуаций : учебно-методическое пособие / сост. Н. П. Клещеногова. – Кемерово : МБОУ ДПО «НМЦ», 2013. – 68 с.
11. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрявцев – Москва : Знание, 1991 – 79 с.
12. Лернер, И. Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях / И. Я. Лернер // Советская педагогика. – 1968. – №7. – С.18 - 21
13. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология» – Москва : Знание, 1974. – 64 с.
14. Лысенкова, С. Н. Методом опережающего обучения : книга для учителя : из опыта работы / С. Н. Лысенкова. – Москва : Просвещение, 1988. – 192 с.
15. Матухин, Д. Л. Использование активных методов в обучении / Д. Л. Матухин // Вестник ТГПУ. – 2012. – №4(119). – с.104.
16. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. – Москва : Директмедиа Паблишинг, 2010. – 392 с.
17. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе : книга для учителей / М. И. Махмутов – Москва : Просвещение, 1977. – 240 с.
18. Махмутов, М. И. Проблемное обучение : основные вопросы теории / М. И. Махмутов. – Москва : Педагогика, 1975. – 364 с.
19. Махмутов, М. И. Теория и практика проблемного обучения : Методика преподавания в школе / М. И. Махмутов. – Казань : Таткнигоиздат, 1972. – 551 с.
20. Оконь, В. Основы проблемного обучения : [Пер. с пол.] / В. Оконь. – Москва : Просвещение, 1968. – 208 с.
21. Фурман, А. В. Проблемные ситуации в обучении : Книга для учителя / А. В. Фурман. – Киев : Рад. шк., 1991. – 191 с.