Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Рассмотрение проблемы визуализации учебной информации в психолого-педагогических исследованиях
В эпоху информатизации образования особую актуальность получает проблема представления знаний и их оперативного использования.
Под учебной информацией понимается специально отобранная и организованная часть социальной информации. «Визуальная учебная информация» – образная информация, компактно представленная с использованием приемов систематизации и структурирования. «Визуализация учебной информации» – способ получения и обобщения знания на основе зрительной информации (явления, факта, события и т.п.), основанный на ассоциативном мышлении и структурировании.
Лаврентьев Г.В. понимает под «визуализацией учебного материала» «не только знаковые, но и некоторые другие образы «визуализации», выступающие на первый план в зависимости от специфики изучаемого объекта». По мнению автора «это могут быть следующие базовые элементы зрительного образа: точка, линия, форма, направление, тон, цвет, структура, размер, масштаб, движение. Присутствуя в той или иной степени в любом зрительном образе, эти элементы кардинально влияют на восприятие и освоение человеком учебной информации».
Аналогичным образом понятие визуализации понимает А.А. Вербицкий: «Процесс визуализации – это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий. Данное определение позволяет развести понятия «визуальный», «визуальные средства» от понятий «наглядный», «наглядные средства». В педагогическом значении понятия «наглядный» всегда основано на демонстрации конкретных предметов, процессов, явлений, представление готового образа, заданного извне, а не рождаемого и выносимого из внутреннего плана деятельности человека. Процесс разворачивания мыслеобраза и «вынесение» его из внутреннего плана во внешний план представляет собой проекцию психического образа. Проекция встроена в процессы взаимодействия субъекта и объектов материального мира, она опирается на механизмы мышления, охватывает различные уровни отражения и отображения, проявляется в различных формах учебной деятельности» [1, с. 45].
Визуальная учебная информация и визуализация учебной информации – в какой-то мере родственные понятия. Однако под визуализацией информации понимаются процесс и результат приведения учебной информации к визуальному виду. Процессуальная природа визуализации проявляется в подготовке учебной информации к ее отражению информационными образовательными ресурсами, а результатом визуализации служит приобретение информацией личностного, субъективного характера. Таким образом, «визуализация учебной информации» – более широкое понятие, которое включает в себя описание процесса приведения информации к визуальному виду. Кроме того, визуализация отражает субъективное восприятие учебной информации и выражается в формировании определенного опыта деятельности.
Визуализация учебного материала, как утверждает Ильясов И.И., открывает возможность не только собрать воедино все теоретические выкладки, что позволит быстро воспроизвести материал, но и применять схемы для оценивания степени усвоения изучаемой темы. В практике также широко используется метод анализа конкретной схемы или таблицы, в котором вырабатывают навыки сбора и обработки информации. Метод позволяет включить обучаемых в активную работу по применению теоретической информации в практической работе. Особое место уделяется совместному обсуждению, в процессе которого есть возможность получать оперативную обратную связь, понимать лучше себя и других людей.
Феномен визуализации характеризуется в качестве «ведущего культурного процесса современности», направленного на познание человеком действительности (Т.Ю. Казарина, Н.И. Сазонова). По мнению одних исследователей происходит зарождение «когнитивно-визуального» типа мышления (Ю.Ф. Катханова и др.), другие прогнозируют развитие у людей нацеленного на саморазвитие и самовыражение «нового мышления», для которого характерно «срастание логического и образного, интеграция понятийного и наглядного, формирование интеллектуальной образности...» (Н.Б. Кириллова). В отечественном образовании требованиями федеральных государственных стандартов к результатам общего образования (ФГОС ОО) предусматриваются метапредметные умения, связанные с работой над иллюстрациями в учебниках, с переработкой письменного или устного текста в виде таблиц, схем, графиков, с осуществлением знакового моделирования и т.д.
Значимость применения наглядности в обучении подтверждена в трудах В.А. Артемова, В.В. Давыдова, В.И. Загвязинского, Л.В. Занкова, Т.Г. Рамзаевой, Д.Б. Эльконина и других. Выделяются работы, посвящённые знаково-символической деятельности учащихся, способствующей успешному формированию визуального мышления (Ю.В. Громыко, Н.А. Резник, Н.Г. Салмина и др.). Привлекают внимание современные классификации, типологии способов визуализации информации по разным основаниям: по когнитивному компоненту, по виду информации, по форме представления и т.п. (Н.Н. Манько, Г.А. Никулова, А.В. Подобных, В.Э. Штейнберг и др.). Признается успешным наличие педагогического опыта применения наглядно-образных единиц, таких, как опорные конспекты, структурно-логические схемы, презентации и т.д., предопределяется успешность обучения с использованием визуально -информационного компонента (В.Ф. Шаталов, В.Э. Штейнберг, П.М. Эрдниев и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
Учебная литература
1. Веракса Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». ФГОС. Изд: Мозаика- синтез, 2014г
2. Карелина, И. О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. И. О. Карелина. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - 68с.
3. Проковьев, Н. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика /учебное пособие Н.И. Проковьев, Н.В. Михалкович. Мн.: ТетраСистемс, 2002г
4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
Научная литература
5. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. - СПб., 2004. – 327 с.
6. Горовиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М., 1998. – 124с.
7. Ермолаева Ж.Е., Герасимова И.Н., Лапухова О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. – 2014. – № 11.
8. Аранова С. В. К методологии визуализации учебной информации. Интеграция художественного и логического // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. –2011. – No2. – С.18– 24.
9. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка / В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. – М.: «Педагогика», 1980.
10. Кубрак Н.В. Инфографика в образовании. – 137 с.
11. https://www.calameo.com/read/005378216752aee5dbc0e
12. https://infourok.ru/vizualizaciya-informacii-v-processe-obucheniya-detej-doshkolnogo-vozrasta-4378264.html
13. Кубрак Н.В. Инфографика как результат представления ученического исследования.
14. Никулова Г.А., Подобных А.В. Средства визуальной коммуникации — инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество. – 2010. – №2.
15. https://multiurok.ru/files/sovremennye-sredstva-vizualizatsii-obrazovatelnogo.html
16. Веракса Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». ФГОС. Изд: Мозаика- синтез, 2014г
17. Калиниченко А.В. Интерактивные электронные дидактические средства с когнитивной визуализацией//Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
18. https://cyberleninka.ru/article/n/o-znachenii-vizualizatsii-uchebnoy-informatsii/viewer
19. https://web.archive.org/web/20130520121802/http://school-collection.edu.ru/catalog/ext-search/
20. МУЛЬТИМЕДИА КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ О.И. Руденко-Моргун, А.Л. Архангельская, А.Н. Аль-Кайси Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
21. Каптерев А. И. Мультимедиа как социокультурный феномен. М, 2000. 140 с.
22. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. Козлова С.А., Куликова Т.А. - М., 2011. – 137 с.
23. Сидорова Л.В. Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа – визуализации учебной деятельности. – 234 с.
24. Баландина И.В. Обзор технологий компьютерной визуализации, применяемых для создания учебных наглядных материалов // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы V международной научно-практической конференции. — М., 2011. — С. 24—28.
25. Гриншкун В.В., Заславская О.Ю. История и перспективы развития программ информатизации образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». — 2011. — № 1 (21). — С. 5—13.
26. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технологиях обучения // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. — 2009. — № 8 (65). — С. 10—31.
27. Петрова Н.П. Компьютерная графика и анимация как средство медиаобразования. — URL: http://phys.bspu.unibel.by/static/lib/inf/gr/kgabook/mediaeducation.html
28. Сафронова Л.В., Рахматуллин Т.Р. Визуализация научного знания: дидактический аспект. — Уфа: УЮИ МВД РФ, 2008.
29. Мельник Е.В. Формирование памяти у детей старшего дошкольного возраста: монография / Е.В. Мельник, З.Р. Жамалова. – Челябинск: Издательство «Активист», 2020. – 96 с.