Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования я-концепции и одиночества в подростковом возрасте
1.1. Понятие одиночества. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте
Одиночество - это особое психическое состояние человека, возника-ющее в результате неудовлетворения его потребности в общении с други-ми людьми, в том числе конфиденциальном. Одиночество характеризуется наличием индивидуальных переживаний различной интенсивности, имею-щих преимущественно негативную эмоциональную окраску [9].
В зарубежной научной литературе выделяют несколько теоретиче-ских подходов к феномену одиночества: психоаналитический, феноменоло-гический, экзистенциальный, социологический, интеракционный, когни-тивный, интимный, системный. Но степень их разработанности имеет раз-ный уровень.
В психоанализе одиночество рассматривается как следствие приоб-ретенных или врожденных черт личности, таких как нарциссизм, мания величия и агрессия. Эти черты личности склонны «накапливаться» в оди-ночестве.
Если ребенок с младенчества окружен безграничной любовью семьи и восхищением окружающих, ему не избежать в будущем мании величия, вынуждающей его быть в центре внимания и всегда быть объектом любви. Эта потребность часто не удовлетворяется в полной мере взрослым, что приводит к одиночеству и враждебности по отношению к другим людям [29].
Исследуя возрастную динамику потребности в близости, Г.С. Салли-ван пришел к выводу, что в раннем детстве у ребенка проявляется потреб-ность в общении со взрослыми, а затем и со сверстниками, в подростковом возрасте потребность в однополом друге, с кем можно разделить секреты. Если подросток не удовлетворяет свою потребность в близости, это при-водит к глубокому одиночеству не только в этом возрасте, но и на протя-жении всей дальнейшей жизни [16].
Позитивное переживание одиночества в рамках психоанализа не рас-сматривается.
Более полный анализ феномена одиночества описан в рамках ин-теракционизма. Одиночество порождается взаимодействием двух факто-ров: жиз-ненной ситуацией и определенными индивидуальными свойства-ми. В данном случае это явление также рассматривается в негативном ключе в виде тяжелого психического состояния, обусловленного социаль-ной или эмоциональной изоляцией [19].
У.А. Сэдлер и Т.Б. Джонсон говорят, что в отличие от состояния изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одино-чество - это субъективное внутреннее переживание. В случае одиночества человек испытывает большое количество различных эмоций. Даже если эти переживания имеют только негативный оттенок, они представлены по-разному: уныние, печаль, обида, раздражение, тоска, тревога, самоуничи-жение и так далее. Однако отдельной эмоции или чувства под названием "одиночество" не существует. Из этого следует, что невозможно опреде-лить одиночество как психическое состояние или переживание, в первую очередь исходя из его психологической неспецифичности [22].
В рамках когнитивной теории считается, что одиночество для чело-века наступает в тот момент, когда индивид воспринимает разницу между желаемой и существующей ситуацией с точки зрения межличностного об-щения. Одиночество - это отсутствие или воображаемое отсутствие удовле-творительных социальных отношений [9].
Роль когнитивных компонентов признается и сторонниками других теоретических моделей. Например, сторонник экзистенциальной модели и теории Б. Миюскович считает, что одиночество - это феномен, характер-ный прежде всего для сознания, это самосознательное осознание изоляции [17]. Вряд ли возможно представить, что человек, который не осознает своего одиночества, может испытывать его. Однако сторонники когнитив-ной модели теоретически упрощают очень многогранный и сложный фе-номен одиночества. Несмотря на достоверный факт, что у животных есть потребность в принадлежности, ситуацию, когда эта потребность не удо-влетворена, очень трудно вынести. Другим аргументом является сходство чувств и поведения в ситуации одиночества у людей и животных при сен-сорной депривации.
Люди, выполняющие когнитивные операции, постоянно сравнивают их с принятыми в обществе нормами и эталонами, они также сравнивают уровень своих межличностных отношений. Исходя из когнитивной ориен-тации, одиночество приобретает значение относительного, чисто культур-ного феномена, и наличие биопсихических экзистенциальных корней не принимается во внимание. Это означает, что люди, которые считают себя одинокими, по сути, одиноки, а все остальные - нет. Люди, которые гово-рят о своем одиночестве как о чем-то, что доставляет им дискомфорт, счи-тают одиночество проблемой и вообще воспринимают его как что-то пло-хое - они одиноки; люди, которые не говорят об этом таким образом, не будут одиноки, даже если они лишены общества других людей в социаль-ном плане [27].
Несоответствие между желаемым и фактическим уровнем межлич-ностного общения также может возникать при превышении последнего. В этом случае ситуацию следует рассматривать как ту, в которой человек ис-пытывает недостаток одиночества.
Отличную позицию можно проследить в гуманистической психоло-гии. Представители этого подхода позаимствовали фундаментальное по-ложение антропологической философии XX века о свободе человека, сво-боде выбирать самого себя и смысл своей жизни. Если у человека нет воз-можности реализовать себя, может возникнуть переживание отчаяния, по-тери смысла жизни, острого негативного одиночества. Однако есть не-сколько способов преодолеть трудное состояние с помощью общения, ра-боты и любви.
В основе концепции представителей гуманистического подхода ле-жит понимание необходимости высшей творческой самореализации инди-вида, его креативности как универсальной человеческой характеристики, тождественной истинному психическому здоровью. Личность, достигшая уровня самоактуализации, отличается высокой самооценкой, она принима-ет других, умеет спокойно и безболезненно переносить одиночество [13].
В социологическом подходе изучается феномен одиночества индиви-да, включенного в социальные процессы и отношения постиндустриальной эры, влияние на его проявления. С позиций системного подхода одиноче-ство рассматривается как необходимая регуляция степени близости соци-альных контактов индивида. Состояние одиночества человека коррелирует с его психологическим благополучием и качеством жизни.
Эмпирически доказано, что одиночество сочетается с повышенным чувством самоуважения, меньшим интересом к партнеру и склонностью чаще менять тему разговора [15].
В отечественной психологии также уделяется внимание проблеме одиночества. Основные подходы к проблеме одиночества таковы:
1) описание одиночества как объективного состояния (ситуации) изо-ляции или как психологического состояния, неразрывно связанного с пе-реживанием и не существующего вне его;
2) одиночество как состояние, вызывающее только негативные пере-живания (характеризующееся ими), или эмоционально нейтральное, спо-собное вызывать переживания любой модальности, в зависимости от инди-видуальных особенностей индивида.
Среди причин возникновения социального одиночества и роста его встречаемости, по мнению А.О. Смирновой, основной является состояние общества и общественные процессы. Автор приводит собственную концеп-цию социальных причин одиночества:
- изменение роли семьи, трансформация отношения к семье в обще-стве, явления нуклеаризации семьи;
- замена традиционной морали на компромиссную практическую, или потребительскую мораль, индивидуализация общества;
- утрата личностных отношений в городской среде, человек включен в «серую массу» и старается быть «как все»;
- дефицит личного пространства порождает стремление человека к уединению и отдыху, а это в некоторых случаях ведет к одиночеству;
- подмена личных форм коммуникации суррогатами, непосредствен-ное общение между людьми сводится к виртуальным аналогам;
- чрезмерная динамика темпа жизни в мегаполисе, постоянная не-хватка личного времени, в том числе на общение, встречи и знакомства, сокращает круг общения;
- постоянная гонка за успехом, карьеризм, нехватка времени и сил на создание социальных контактов [24].
Таким образом, появление переживаний одиночества может быть связано с недостатком адаптации, изолированностью и нарушением соци-альных связей.
С.Г. Корчагина разделяет одиночество на диффузное, отчуждающее и диссоциированное. В состоянии переживания диффузного одиночества человек стремится к другим людям, надеясь найти в общении с ними под-тверждение собственного бытия, своей значимости и терпит неудачу, по-тому что человек не общается в собственном смысле, не делится своим, не обменивается, а только примеряет личину другого, то есть отождествляет себя с ним.
При отчуждающем одиночестве человек чувствует себя покинутым, потерянным в чужом и непонятном мире и, по его представлениям, рядом нет никого, кто мог бы его выслушать и понять. Со временем объекты от-чуждения становятся его субъектами и сами проявляют это по отношению к человеку, испытывающему такого рода одиночество.
При диссоциированном одиночестве человек идентифицирует себя с другим, принимая образ жизни и следуя ему, после полной идентификации следует резкое отчуждение от того же объекта, что отражает истинное от-ношение человека к самому себе. Некоторые аспекты своей личности чело-век принимает, другие категорически отвергает [12].
Одиночество подростков становится одной из серьезных проблем со-временного общества. Поскольку подростковый возраст имеет важное значение для развития личности и является базовым в процессе социализа-ции, то чувство одиночества подростка может иметь значительное влияние на его социально-психологическую адаптацию [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапов В.С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности // Психология. – 2015. – № 4. – С. 90 – 98.
2. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология – 2012 – № 3 – С. 26-30.
3. Аминов И. Самоубийства и их профилактика в Российской Федера-ции, 2020 год: основные факты // Демоскоп Weekly. – 2021. – С. 911 – 912.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс,2010. – 375 с.
5. Бекоева Д.Д., Тихенький В.Г. Самосознание государственных слу-жащих: в сборнике «Модели государственного и корпоративного управления: традиции и перспективы. Сборник статей по результа-там VII Международной научно-практической конференции МГУ. – Москва. – 2018. – Том 1. – С. 591 – 599.
6. Джемс У. Психология. – СПб.: Академический Проект, 2011. – 431 с.
7. Заборовская Э.Б. Самооценка подростка как фактор влияния на пе-реживание чувства одиночества // Научные дискуссии. – 2022. Т. 2. – №4. – С. 43-45.
8. Зайцева Л.А. Основные аспекты теоретико-психологического иссле-дования я в контексте изучения развития я-концепции личности // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – №3. – Том 8. – С. 42 – 53.
9. Колесникова Г.И. Одиночество: к вопросу определения понятия и классификации // Международный журнал прикладных и фундамен-тальных исследований. – 2014. – № 10-1. – С. 115−117.
10. Коломинский Я.Л. Социальная психология выбора. – Смоленск, 2018. – 260с.
11. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание // Психология самосознания. хрестоматия по социальной психологии личности. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007. – с. 45 – 96.
12. Корчагина С.Г. Психологическая концепция одиночества // Вестник российского нового университета. – 2013. – №1. – С. 65 – 69.
13. Корягина К.А., Смирнова Н.А. Особенности переживания состояния одиночества // Молодой ученый. – 2018. – №2. – С. 224-227.
14. Лебедев И.Б., Журавлева А.К. Я-концепция и психологические меха-низмы ее формирования // Психология и педагогика служебной дея-тельности. – 2021. – №4. – С. 74 – 81.
15. Лященко М.Н. К проблеме определения и типологии одиночества // Ценности и смыслы. – 2017. – №2 (48). – С. 60-74.
16. Маленова А.Ю., Потапова Ю.В. Сепарация взрослеющих детей: сво-бода для или от? – Омск, 2020. – 311с.
17. Михайлова Н.В. К исследованию природы одиночества как психоло-гического феномена // Психология. Психофизиология. – 2018. – №2. – Том 11. – С. 37 – 45.
18. Моисеева Т.А., Юртаева Ю.О. Особенности субъективного чувства одиночества в подростковом возрасте // Молодой ученый. – 2019. – № 4 (242). – С. 158-161.
19. Мосягина О.А. Неоднозначность представлений об одиночестве: кон-тент-анализ: материалы XIX Международной научно-практической конференции: к 25-летию Гуманитарного университета. – Екатерин-бург, 2016. – С. 261-264.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М.: Академия, 2007. – 640 с.
21. Павлов А.В., Неумоева – Колчеданцева Е.В. Межцивилизационный шок одиночества в контексте современности // Социум и власть. – 2015. – №6 (56). – С. 37-42.
22. Покровский Н.Е. Одиночество и аномия. – М.: Эксмо, 2018. – 296 с.
23. Рогова Е.Е. Взаимосвязь одиночества и я-концепции в подростковом возрасте // Мир науки. – 2021. – №6. – Том 9. – С. 1 – 9.
24. Смирнова А.О. Социальное одиночество: сущность, типы, причины, методы преодоления // Вестник РГГУ. – 2010. – № 3 (46). – С. 161-175.
25. Столин В.В. Уровни и единицы самосознания. Психология самосо-знания: хрестоматия по социальной психологии личности / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2003. – 671с.
26. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и прак-тикум / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. – М.: Юрайт, 2021. – 406с.
27. Украинцева Т. И. Феномен одиночества как важное переживание в межличностных отношениях // Молодой ученый. – 2021. – № 1 (343). – С. 147-150.
28. Уткина И.М. Феномен застенчивости как предмет психолого-педагогического исследования в отечественной и зарубежной психо-логии. – М.: Вестник, 2009. – С.52-62.
29. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: АСТ, 2019. – 386с.
30. Худаева М.Ю., Зайцева О.В. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте // Молодой ученый. – 2017. – №13. – С. 212-215.
31. Цапко М.А. Влияние одиночества на детей подросткового возраста. В сборнике: Педагогический опыт: от теории к практике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2023. – С. 30-31.
32. Шаповал И.А. Прочность границ личности: я-концепция и онтологи-ческая уверенность // Мир науки. – 2020. – №1. – С. 1 – 18.
33. Шутенко Е.Н. Развитие самосознания личности как проблема психо-логической теории и практики // Проблемы педагогики и психологии. – 2012. – №1. – С. 96 – 102.
34. Эриксон Э. Психология самосознания. Идентичность. – М.: БАХРАХ-М, 2003. – 672 с.
35. Эхаева Р.М. Эмпирические исследования я-концепции в психологии // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №6 (73). – С. 406 – 408.