Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современному обществу нужны творческие, гармоничные, активные и здоровые люди. Поэтому забота о здоровье детей сейчас является приоритетом в нашей стране. Здоровье детей обеспечивает основу для общего развития и продолжает оставаться важным в последующие годы. Мы не можем согласиться с тем, что одной из главных задач образовательного процесса является физическое воспитание школьников. Она является неотъемлемой частью всей воспитательной работы школы и играет важную роль в подготовке учащихся к жизни и общественно-полезному труду.
Работа по физическому воспитанию в школе характеризуется различными формами, требующими от обучающихся проявления организованности, инициативы, что способствует развитию организаторских способностей, активности и двигательных навыков. Физическое воспитание в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессиональным образованием способствует всестороннему развитию школьников.
Правильно организованный процесс физического воспитания закладывает основу для укрепления здоровья детей с нарушениями слуха, улучшает их деятельность, повышает работоспособность, становится основой успешного проведения учебной и коррекционно-воспитательной работы.
У детей с нарушением слуха наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации (Беляева О.Л., Уфимцева Л.П. Подготовка безбарьерного образовательного пространства массовой школы для будущих первоклассников с нарушенным и сохранным слухом посредством детско-родительского клуба // Сибирский Вестник специального образования. 2013. №3 (11). С. 38–55).
Таким образом, ребенок с нарушениями слуха оказывается в общеобразовательном учреждении, где практикуется инклюзивное образование, и здесь он должен получать весь спектр специализированной помощи: дефектологическую, логопедическую и психологическую.
Данная тема актуальна, так как без должной коррекционной помощи у многих школьников с нарушениями слуха появляются более серьезные проблемы, приводящие к ухудшению жизнеспособности. Поэтому необходим поиск эффективных методов и средств коррекции физического состояния и развития детей с нарушениями слуха.
Одним из эффективных средств физического воспитания может являться легкая атлетика.
Цель исследования – рассмотреть особенности методики развития координационных способностей у обучающихся 10-11 лет с нарушением слуха средствами легкой атлетики.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности обучающихся 10-11 лет с нарушением слуха;
2. Выявить особенности развития координационных способностей у обучающихся 10-11 лет с нарушением слуха;
3. Предложить методы диагностики развития координационных способностей у обучающихся 10-11 лет с нарушением слуха;
4. Разработать и обосновать методику координационных способностей у обучающихся 10-11 лет с нарушением слуха средствами легкой атлетики.
Новизна данного исследования определяется тем, что в работе был предложен комплекс физических упражнений на основе элементов легкой атлетики и обосновано их влияние на развитие координационных способностей у обучающихся 10-11 лет с нарушением слуха.
Объект исследования – процесс социализации детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования – коррекционно-педагогические методы социализации детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Методами исследования являются сбор, анализ, синтез, обобщение сравнение психолого-педагогической, медицинской, методической литературы по теме исследования.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
1.1 Психолого-медико-педагогическая характеристика детей 10-11 лет с нарушением слуха
Слух – неотъемлемая часть нашей жизни. Благодаря ему мы познаем мир красочными красками, переживаем эмоции и полнее понимаем, что происходит вокруг нас. Слух играет важную роль в общении, благодаря которому мы узнаём мелодическую и интонационную выразительность речи, эмоциональное состояние другого человека (Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников. – М.: Статут, 2013.– 328 с.).
Снижение слуха приводит к нарушению связи с окружающим миром и отрицательно сказывается как на речевом, так и на умственно-эмоциональном развитии. Постоянная потеря слуха определяется как нарушение слуха, при котором не наблюдается признаков улучшения ни само по себе, ни при лечении.
Принимая во внимание психолого-педагогические особенности развития детей с нарушениями слуха, следует отметить, что по степени нарушения слуха эта категория детей делится на глухих и слабослышащих.
Существуют несколько классификаций детей с нарушением слуха. Так классификации Р.М. Боскис содержит психолого-педагогическую основу, с учетом: степени поражения слуховой функции, уровня развития речи, времени возникновения нарушения слуха. Она выделили три группы детей глухие или ранооглохшие, позднооглохшие и слабослышащие или тугоухие. В своем исследовании Р.М. Боскис определил критерии для различения этих двух групп детей: исследование каждого ребенка с нарушениями слуха проводилось параллельно при оценке состояния как слуховой, так и речевой функции (Самощенко И.В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога. – М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003. 171 с.).
Другая классификация аудиолого-педагогическая представлена Л.В. Нейманом, в ней заложен порог слышимости. Он выделил три степени тугоухости у слабослышащих: I степень – средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 м, шепот около уха; II степень – средняя потеря слуха – от 50 до дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м, шепот не воспринимается; III степень – более 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха. И выделил условную границу между тугоухостью и глухотой – 85 дБ (Самощенко И.В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога. – М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003. 171 с.).
Таким образом, к категории слабослышащих детей были отнесены дети, которые, по крайней мере, в наименьшей степени овладели речью с помощью слабослышащих детей с нарушениями слуха.
Потеря слуха у таких детей обычно составляет менее 70 дБ, и они могут слышать разговорную речь на нормальной громкости (минимум - в самой ушной раковине). Потеря слуха более чем на 70 дБ означает невозможность для ребенка научиться говорить самостоятельно с помощью слуховой аппаратуры. У таких детей есть только накопленные анализаторы (зрительные, тактильно-вибрационные, кинестетические и т. д.). Они могут научиться устной речи в случае использования специальных методов обучения на их основе (Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: методические рекомендации. - СПб.: Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена, 2007. 54 с.).
Потеря слуха может быть врожденной или приобретенной. Долгое время большое значение имела наследственность. В ее основе часто лежат различные аномалии эмбрионального развития органа слуха, особенно внутреннего.
Во втором после незначительных неблагоприятных воздействий на орган слуха наступают тяжелые последствия вследствие врожденной неполноценной слуховой функции. Поэтому во внутреннем ухе можно увидеть расстройство: полное отсутствие лабиринта или развитие отдельных его отделов, недоразвитие кортиева органа, особенно волосковых клеток.
Также причинами врожденной тугоухости являются различные инфекционные заболевания матери во время беременности, особенно вирусные заболевания; потребление алкоголя; травмы плода во время беременности. Все это особенно важно в первые месяцы беременности, когда формируются все жизненно важные органы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байкина, Н.Г. Физическое воспитание в школе глyхих и слабослышащих / Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев. – М. : Сов. спорт, 1991. – 61 с.
2. Беляева, О.Л. Подготовка безбарьерного образовательного пространства массовой школы для будущих первоклассников с нарушенным и сохранным слухом посредством детско-родительского клуба / О.Л. Беляева, Л.П. Уфимцева // Сибирский Вестник специального образования. - 2013. - №3 (11). - С. 38–55.
3. Венгер, А.А. Обучение глухих дошкольников / А.А. Венгер. – М.: Статут, 2013. – 328 с.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
5. Добрынина, Л.А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей: дис. кан. пед. наук: 13.00.04 / Л.А. Добрынина. – Хабаровск, 2002. – 180 с.
6. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт. 2012. 199 с.
7. Зонтова, О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: методические рекомендации / О.В. Зонтова. - СПб.: Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена, 2007. – 54 с.
8. Картавцева, А.И. Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в дошкольных образовательных учреждениях: учеб. пособие / О.Э. Евсеева, А.И. Картавцева. – М.: Советский спорт, 2011. – 156 с.
9. Королева, И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами / И.В. Королева. – СПб.: Лемма, 2011. – 90 с.
10. Морфологические особенности физического развития и развития двигательных качеств у слабослышащих школьников / Л.Г. Харитонова, Л.А. Суянгулова, Н.В. Павлова, Н.В. Малахова // Новые технологии оздоровления человека : материалы науч.-практ. конф. - Челябинск : [б. и.], 2002. - С. 88-90.
11. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л.П. Носкова. – М.: Владос, 2012. – 344 с.
12. Пеганов, Ю. А. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников / Ю.А. Пеганов, А.Г. Спицин // Дефектология. – 1998. – № 2. – С. 37-48.
13. Петренкина, Н.Л. Особенности организации занятий физическими упражнениями с детьми с кохлеарным имплантатом / Н.Л. Петренкина // Здоровье и физическая культура : материалы науч. конф. - Киров : [б. и.], 2011. - С. 97-100.
14. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения/ В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2016. - 808 с.
15. Самощенко, И.В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога / И.В. Самощенко. – М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003. – 171 с.
16. Соломин, В.П. Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования / В.П. Соломин, А.Е. Митин // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 4 (44). - С. 15-17.
17. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / ред.: С.П. Евсеев, С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2013. – 392 с.
18. Шматко, Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников / Н.Д. Шматко //Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 43-51
19. Холодов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. Заведений / В.С. Холодов, Ж.К. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. - 480 с.
20. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Сов. спорт, 2003. – 463 с.