Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Раннее детство представляет собой уникальный этап в жизни человека, в течение которого формируются основные взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Этот период охватывает значительный этап в процессе развития ребенка, охватывая ключевые аспекты физического, психического и личностного развития. Здесь устанавливаются основы физического и психологического зрения на мир. Раннее детство также является временем, когда формируются первые социальные навыки, начинается обучение общению, и развиваются память, воображение и языковые навыки, включая активное и пассивное владение речью, а также установление связей между словами и предметами.
В связи с этим важно организовать процессы воспитания и обучения ребенка, используя педагогически эффективные методы и формы воздействия. Взрослые несут особую ответственность за формирование будущего человека. Раннему возрасту присущи высокие темпы физического и психического развития.
В последние годы психологи все чаще привлекают внимание педагогов и родителей к важности проблемы развития, воспитания и обучения детей в возрасте до 3 лет. Как отечественные, так и зарубежные ученые выражают единодушие во взглядах на особую чувствительность детей этого возраста к различным аспектам развития, включая речевое, сенсорное, умственное, физическое, эстетическое, и другие направления. Ранний возраст рассматривается как период, требующий особого внимания в решении задач по обучению, развитию и воспитанию. В первые годы жизни важно обеспечить комплексное развитие детей, охватывающее физические, умственные, нравственные и эстетические аспекты.
Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности детей в возрасте от 1 года до 3 лет, служит основой для развития интеллектуального потенциала ребенка. В процессе обучения ребенок погружается в мир информации по всем областям человеческих знаний в оптимальный возрастной период, который охватывает период от 1 года до 3 лет.
Цель работы: изучить средства ускоренного психического развития детей в раннем детстве.
Объект исследования: ускоренного психического развития детей в раннем детстве.
Предмет исследования: психологические основы ускоренного развития детей в раннем детстве.
Гипотеза исследования: процесс ускоренного развития детей раннего возраста будет проходить эффективнее, если учитывать психологические основы, а также использовать специальные средства обучения.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы психического развития детей в раннем возрасте.
2. Изучить существующие средства и методики, направленные на ускоренное психическое развитие детей.
3. Оценить эффективность применения различных средств в практике воспитания и обучения.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирические (наблюдение, беседа, диагностика);
- качественные и количественные методы обработки данных.
База проведения исследования: ??????????????
Практическая значимость: собранная информация и результаты исследования данной работы могут быть использованы при работе в дошкольных образовательных учреждениях для развития детей раннего возраста.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СРЕДСТВ УСКОРЕННОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
1.1. Понятие психическое развитие ребенка в психологии
Ускоренное психическое развитие, или психическая акселерация, означает развитие психики, превосходящее стандартный возрастной темп на 1-2 года. Оно может затрагивать разные сферы: интеллект, речь, память, воображение, эмоции, социальные навыки.
Существует гармоничная и дисгармоничная формы ускоренного развития. При гармоничной форме все психические функции развиваются синхронно. При дисгармоничной отдельные функции опережают другие. Например, у одних детей речь развивается быстрее моторики, у других интеллект опережает социальные навыки [2].
Причины ускоренного психического развития до конца не ясны. Предполагается влияние генетических факторов, особенностей воспитания, заболеваний. Оно может наблюдаться при синдроме дефицита внимания, патологическом фантазировании, в качестве предвестника шизофрении.
Дети с психической акселерацией часто требовательны, чувствительны к стрессам. Ускоренное развитие не всегда означает высокий интеллект. Прогноз обычно благоприятный, так как с возрастом различия сглаживаются. Но иногда после периода акселерации возникают психические расстройства.
Некоторые дети демонстрируют поистине уникальные способности в очень раннем возрасте. Описаны случаи чтения в 1-2 года, решения сложных интеллектуальных задач, творческих достижений. Такие дети часто становятся выдающимися личностями.
Вопросы терапии, реабилитации и профилактики ускоренного психического развития нуждаются в дальнейшем изучении.
Понятие "психическое развитие ребенка" в психологии означает постепенные изменения и прогресс в когнитивных, эмоциональных, социальных и психомоторных аспектах психики ребенка по мере его взросления. Этот процесс включает в себя приобретение новых навыков, умений, понимания себя и окружающего мира, а также развитие личностных черт.
Психическое развитие ребенка происходит на различных уровнях, включая когнитивное, эмоциональное, социальное, психомоторное и личностное развитие. Когнитивное развитие включает в себя усвоение знаний, развитие мышления и способности к решению проблем. Эмоциональное развитие включает в себя формирование спектра эмоций и управление ими. Социальное развитие включает
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст]/ М: Просвещение, 2015. – 176 с.
2. Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст]. – М.: Медецина, 2014. – 304 с.
3. Антропова, М. В. Психолого-педагогические и гигиенические подходы к организации развивающих занятий для детей дошкольного возраста [Текст]// Дошкольное образование. 2013. - № 24 (96). – С.47
4. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст [Текст]. - М.: Педагогика, 2014. – 321 с.
5. Буриличева, Л. И. Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста [Текст]// Молодой ученый. - 2013. - №12. -С. 419-421
6. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада [Текст]/ - М.: Просвещение, 2013.- № 3. – 104 с.
7. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст]. - М.: Педобщество, 2013. - 240с.
8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2015. - 432 с.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2014. – 224 с.
10. Диагностика в детском саду [Текст]. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2014. – 275 с.
11. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) [Текст] / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 192 с.
12. Зерщикова, И. В., Соколова, Г. В. Особенности воспитания детей раннего возраста // Вопросы дошкольной педагогики [Текст]. - 2016. - №3. - С. 89-91.
13. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]. - М.: Просвешение, 2012. - 112 с.
14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Владос, 2014. – 416 с.
15. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2013. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
16. Обухова, Л.Ф. Детская психология [Текст]/ Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2015. – 530 с.
17. Особенности обучения детей дошкольного возраста [Текст]// Болотина Л.Р., Комарова Т.С, Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2013. - 240 с.
18. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в ДОУ [Текст]. – М.: Просвещение, 2004. – 358 с.
19. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст]. - М.: Владос, 2013. - 176 с.
20. Смирнова, Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста [Текст]. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 160 с.
21. Современные подходы к работе с детьми раннего возрастав дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие [Текст] / Сост. И.И.Левашова, С.В.Теряева. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 204 с.
22. Столяренко, Л.Д. Психология [Текст]/ Ростов-на-Дону: Юнити, 2013. – 382 с.
23. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]/ Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.– М.: Просвещение, 2014. – 112 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013 г.