Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С точки зрения криминалистической методики, расследование дорожно-транспортных преступлений (далее ДТП) для большинства следователей представляет определенную сложность, в особенности уголовные дела, возбужденные по фактам дорожно-транспортных преступлений, с мест которых водители скрылись.
По данным ГИБДД МВД России за пять месяцев 2017 года, в период с января по май месяц, совершено 65779 ДТП, из них 3096 с участием неустановленных транспортных средств, при этом в данных ДТП погибло 173 человека, пострадало 3029. Анализ статистических данных показывает, что большее количество ДТП с участием неустановленных транспортных средств совершается в крупных федеральных образованиях: в Санкт-Петербурге совершено 409 ДТП, погиб -1 человек; в Пермском крае – 183, погибло 5; в Москве -168, погибло14 человек .
Данный вид преступления отличается высокой степенью общественной опасности и, как правило, сопряжен с оставлением в опасности пострадавших лиц. Рост количества совершаемых дорожно-транспортных преступлений с участием виновных лиц, скрывшихся с места преступления, порождает необходимость совершенствования имеющихся методик расследования, ориентированных на преодоление противодействия расследованию данного вида преступления.
Объектом курсовой работы являются общественные общественные отношения в сфере тактики установления и розыска лиц, скрывшихся с места ДТП.
Предметом работы выступают нормы права, регулирующие тактику установления и розыска лиц, скрывшихся с места ДТП.
Целью курсовой работы является анализ тактики установления и розыска лиц, скрывшихся с места ДТП.
Задачами курсовой работы являются:
– раскрыть понятие оставление места дорожно-транспортного преступления;
– исследовать характеристику личности лица, скрывшегося с места ДТП;
– рассмотреть тактические приемы на первоначальном этапе расследования;
– проанализировать особенности производства отдельных следственных действий.
В качестве методологической основы исследования применялись научные методы: системный, формально-логический, сравнительно-правовой и др.
Структура работы включает введение, две основные части разбиты на подпункты, в заключении делаются выводы, список литературы содержит учебники, монографии и публикации в периодических изданиях.
Глава 1. Теоретические положения тактики установления и розыска лиц, скрывшихся с места ДТП
1.1. Понятие оставление места дорожно-транспортного преступления
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это нарушение нормальной работы транспорта в процессе эксплуатации транспортных средств при их передвижении по дорогам, повлекшее за собой наступление различных вредных последствий.
Скрываясь с места преступления на транспортном средстве, которым лицо управляло в момент совершения данного преступного деяния, оно тем самым исключает данный объект из числа важных доказательств его причастности к содеянному. В данном аспекте противодействие расследованию можно рассматривать как систему действий, направленную на достижение цели сокрытия преступления путем не допущения вовлечения конкретного объекта или его материальных следов в сферу уголовного судопроизводства и их последующего использования в качестве судебных доказательств.
По мнению некоторых авторов, противодействие расследованию предусматривает совокупность противоправных и иных действий преступников и связанных с ними лиц, направленных на воспрепятствование установлению истины правоохранительными органами в их деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений . Целью лица, оставляющего место дорожно-транспортного преступления, является воспрепятствование установлению органами расследования истины произошедшего, а соответственно и его изобличение.
Необходимо отметить, что оставляя место дорожно-транспортного преступления, лицо совершает целую совокупность противоправных действий, как правило, по отдельности или совместно определяющихся законодателем как отягчающие вину обстоятельства, или являющиеся самостоятельными уголовно-наказуемыми деяниями.
Покидая место дорожно-транспортного преступления, преступник не оказывает помощи пострадавшим лицам, умышленно оставляя их зачастую в беспомощном состоянии или в опасности, что может привести к смерти пострадавших лиц и, соответственно, помешать установлению истины деталей произошедшего события правоохранительными органами. Например, на территории Киреевского района Тульской области водитель П., управляя транспортным средством, совершил съезд в кювет с последующим наездом на препятствие (дерево). В результате столкновения транспортное средство получило механические повреждения, пассажир транспортного средства К. был заблокирован в транспортном средстве и не подавал признаков жизни. Водитель П. для того, чтобы избежать ответственности за содеянное, скрылся с места преступления. В поврежденном транспортном средстве возникло возгорание, которое привело к полному выгоранию салона автомобиля, в связи с чем пассажиру К. были причинены ожоги, повлекшие смерть.
Реализуя действия по оставлению места совершенного дорожно-транспортного преступления, лицо тем самым не только прибегает к мерам по недопущению вовлечения в процесс расследования важных вещественных доказательств, но и воздействуют на порядок построения тактико-организационных мероприятий в процессе расследования, а соответственно и на возникающие при этом отношения .
Говоря об оставлении места дорожно-транспортного преступления как одном из активных способов противодействия расследованию, важно заметить, что покинуть место преступления и тем самым
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Уголовное дело № 112567 // Архив Киреевского районного суда Тульской области.
2. Уголовное дело № 123009 // Архив Киреевского районного суда Тульской области.
3. Кузьмина О.Л., Барановская Е.А. Вопросы квалификации дорожно-транспортных преступлений // Актуальные подходы и направления научных исследований XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». 2016. С. 41-43.
4. Латыпова К.С. Следственные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследования по делам о ДТП // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № S2 (2). С. 256-260.
5. Маслов Н.В. Методология и тактика осмотров мест дорожно-транспортных происшествий на современном этапе развития технологий // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XXXV международной научно-практической конференции. 2017. С. 129-136.
6. Маханек А.Б., Аксенова-Сорохтей Ю.Н. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений, происшедших вне дороги // В сборнике: Актуальные подходы и направления научных исследований XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». 2016. С. 44-46.
7. Миронов А.М. Особенности проведения осмотра места происшествия по фактам ДТП с участием виновного лица, впоследствии скрывшегося с места происшествия // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью Всероссийская научно-практическая конференция. 2016. С. 199-203.
8. Пендюр В.В., Лазарев В.А. Административное расследование ДТП со скрывшимися с места происшествия // Организация и безопасность дорожного движения: Материалы X международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения д. т. н., профессора Л. Г. Резника: в 2 томах. 2017. С. 315-322.
9. Сергеев В.В., Канов А.А. О некоторых проблемах установления лиц, скрывшихся с мест совершения дорожно-транспортных преступлений // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 2. С. 57-62.
10. Соколов А.Б. Расследование дел о ДТП: действия следователя на первоначальном этапе // Уголовный процесс. 2015. № 9 (129). С. 54-63.
11. Якунина П.А. К вопросу о «невыполнение обязанностей в связи с дорожно-траспортным происшествием» // междисциплинарность науки как фактор инновационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 199-205.
12. Макарова О.А., Ренер Н.А., Попов Е.А. Использование ситуационного подхода в ходе осмотра места происшествия при расследовании дорожно-транспортных происшествий // Библиотека криминалиста. Научный журнал. М.: Изд-во Юрлитинформ. 2016. № 1 (24). С. 18-22.
13. www.gibdd.ru/stat (дата обращения 18.05.2018).