Фрагмент для ознакомления
2
Тема «Алгебраические выражения» в курсе школьной математики занимает важное место, поскольку является, с одной стороны, закрепляющим материалом для темы «Числовые выражения», с другой, – фактически открывает курс школьной алгебры. Усвоение самого понятия «алгебраическое выражение», а также действий над алгебраическими выражениями является базовым этапом овладения обучающимися основами алгебры. Между тем изучение темы «Алгебраические выражения» является ответственным этапом в плане преподавания. С методической точки зрения тема «Алгебраические выражения» является педагогической проблемой, поскольку от изложения ее учителем зависит степень усвоения не только самой темы, но и всего курса алгебры в последующем. Помимо этого, она рутинная, достаточно тяжело идет у учащихся, что создает дополнительные затруднения.
Методические трудности, возникающие в процессе изложения темы «Алгебраические выражения», обуславливают тему настоящего исследования.
В методической литературе проблематика изложения темы «Алгебраические выражения» в курсе школьной математики раскрыта в недостаточной степени. В общем методическом плане проблему изложения темы «Алгебраические выражения» исследовали К.О. Ананченко, Н.К. Беденко, А.Я. Блох, В.А. Гусев, Л.О. Денищева, Г.В. Дорофеев, В.К. Егерев, Ю.М. Колягин, Е.И. Лященко, М.С. Мацкин, Р.Ю. Мацкина, А.Г. Мордкович, Г.И. Саранцев и некоторые другие. Достаточно интересные подходы к изложению темы «Алгебраические выражения» можно встретить в работах таких исследователей, как О.С. Ивашев-Муратов, Г.Л. Луканкин, Н.В. Метельский, В.И. Мишин, В.А. Оганесян, Н.М. Рогановский, А.А. Столяр, Р.Г. Хазанкин.
Объектом настоящего исследования служит тема «Алгебраические выражения» в школьном курсе алгебры, предметом – методологические основы изучения темы «Алгебраические выражения» в школьном курсе алгебры.
Цель – выявить эффективные методы изложения темы «Алгебраические выражения» в школьном курсе алгебры.
Задачи:
1) определить цель и содержание обучения темы «Алгебраические выражения» в курсе математики основной школы;
2) сравнить УМК разных авторов по изучению «Алгебраические выражения» в курсе математики основной школы;
3) выявить подходы к изучению темы «Алгебраические выражения» в курсе математики основной школы;
4) установить методы и приемы формирования знаний, умений и навыков по теме «Алгебраические выражения» в курсе математики основной школы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Особенности изучения темы «Алгебраические выражения» в курсе алгебры основной школы
1.1. Цель и содержание обучения темы «Алгебраические выражения» в курсе алгебры основной школы
Алгебраические выражения являются частным случаем математических выражений, которые включают в себя также числовые выражения, однако некоторые исследователи в области методики преподавания математики считают алгебраические выражения обобщающими математическими выражениями в рамках функционирования алгебры как обобщающего раздела математики. Среди таких исследователей наиболее крупными и авторитетными являются, на наш взгляд: Е.Г. Глаголева [8], В.К. Егерев [17], О.С. ИвашевМусатов [25], Е.И. Лященко [32], М.С. Мацкин [34], А.А. Столяр [42], П.М. Эрдниев [50].
Проблему интерпретации алгебраических выражений в педагогике математике следует рассматривать с двух позиций:
1) с позиции целеполагания;
2) с позиции методологии обучения.
Первая позиция определяет место и роль темы «Алгебраические выражения» в школьном курсе математики. Современная модель школьного математического образования предполагает последовательный переход от изучения числовых выражений к алгебраическим. Преобразование числовых выражений в 5 – 6 классах служит подготовкой к преобразованию алгебраических выражений в курсе алгебры 7 – 8 классов [3]. По такой модели построения школьного курса математики обучающиеся уже в 7 классе способны отличать чисто числовое выражение от алгебраического. Например, выражение 7 * 3 + 12 обучающиеся определяют однозначно как числовое, а выражение a * b + c – как алгебраическое. Вместе с тем обучающиеся не способны видеть во втором выражении обобщающий смысл, не способны видеть в первом выражении частный случай второго. Поэтому с позиции методологии такой подход формирования представлений об алгебраических выражениях не вполне продуктивен.
При изучении алгебраических выражений следует отталкиваться от понятия «математическое выражение». Это – весьма емкое понятие, включающее в себя очень много смыслов. Математическим выражением можно считать и формулы, и уравнения, и неравенства и т.д. Понятие «математическое выражение» расширяется до пределов математического моделирования. Но все определения понятия «математическое выражение» объединены тем, что обязательно подразумевают функциональные связи между математическими объектами – числами. Если эти связи выражаются обобщенно, то математическое выражение принимает вид алгебраического.
Таким образом, изучение темы «Алгебраические выражения» не может носить чисто концентрический характер, а должно постоянно расширяться, дополняемое новыми представлениями и знаниями.
Цель изучения темы «Алгебраические выражения» в школьном курсе математики коррелирует с общими педагогическими (образовательными) целями и частными методическими целями. На современном уровне цель изучения темы «Алгебраические выражения» в школьном курсе математики проистекает из требований стандартов к результатам освоения школьной программы по математике.
Общими педагогическими задачами, по А.А. Столяру, являются:
– обучающие задачи, предусматривающие формирование определенных знаний, умений, навыков;
– воспитательные задачи, призванные воспитывать конкретные качества, например, приобщать к определенным ценностям средствами математики;
– развивающие задачи, связанные с формированием универсальных учебных умений в процессе обучения математики, познавательной деятельности, творческого потенциала, психических процессов (мышления, памяти, воображения) [44].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) в качестве одного из требований к достижению предметных результатов освоения обучающимися предметной области «Математика и информатика» предусматривает «овладение системой функциональных понятий» [1, с. 14]. Понятие «алгебраическое выражение» можно отнести к функциональным понятиям математики [34]. Данное понятие входит в систему понятия «математическое выражение». Именно этой системой овладевают обучающиеся на протяжении всего периода изучения математики в школе.
В рамках достижения указанного выше предметного результата освоения обучающимися предметной области «Математика и информатика» актуализируется и такой предметный результат, как «овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат» [1, с. 14].
Помимо предметных результатов освоения обучающимися предметной области «Математика и информатика», ФГОС ООО предусматривает также требования к личностным результатам, «включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» [1, с. 5] и к метапредметным результатам, «включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : Приказ Министерства образования и науки РФ N 1897 от 17 декабря 2010 г. : (ред. от 29.12.2014) [Электронный ресурс]. – URL : http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf/
2. Ананченко, К. О. Общая методика преподавания математики в школе / К. О. Ананченко. – Минск : Унiверсiтэцкае, 2017. – 94 с.
3. Беденко, Н. К. Уроки по алгебре и началам анализа / Н. К. Беденко, Л. О. Денищева. – М. : Высш. школа, 1988. – 239 с.
4. Блох, А. Я. Методика преподавания математики в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев. – М. : Просвещение, 1987. – 416 с.
5. Божович, Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества / Е. Д. Божович // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 4. – С. 91-99.
6. Былков, В. С. Обучение школьников некоторым элементам математического моделирования / В. С. Былков // Математика в школе. – 2016. – № 1. – С. 53-55.
7. Волович, М. Б. Математика без перегрузок / М. Б. Волович. – 5-е изд., стер. – М. : Педагогика, 2014. – 144 с.
8. Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе: Сб. статей / Сост. Е. Г. Глаголева, О. С. Ивашев-Мусатов. – М. : Просвещение, 1980. – 256 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 400 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – 5-е изд., испр. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
11. Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л. С. Выготский // Теории учения. Хрестоматия. Ч. 1 : Отечественные теории учения / Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. – М. : Редакционно-изд. центр «Помощь», 1996. – 223 с.
12. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. – М., 1982. – 504 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.
14. Груденов, Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики / Я. И. Груденов. – 4-е изд., стер. – М. : Просвещение, 2015. – 224 с.
15. Гусев, В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В. А. Гусев. – М. : Вербум-М, Академия, 2013. – 455 с.
16. Давыдов, В. В. Проблемы развивающих обучений. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – 3-е изд., перераб. – М. : Педагогика, 2006. – 240 с.
17. Егерев, В. К. Методика работы с алгебраическими выражениями: Учеб. пособие для студентов вузов / В. К. Егерев. – 6-е изд., стер. – М. : Высш. школа, 2015. – 152 с.
18. Епишева, О. Б. Учить школьников учиться математике / О. Б. Епишева, В. И. Крупич. – 3-е изд., стер. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.
19. Ефремов, О. Ю. Педагогика / О. Ю. Ефремов. – 3-е изд., стер. – СПб. : Питер, 2017. – 560 с.
20. Загвязинский, В. И. Теория целостного педагогического процесса: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М. : Изд. центр «Академия», 2014. – 380 с.
21. Зарецкий, В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… / В. К. Зарецкий // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 3. – С. 96-104.
22. Зильбергер, Н. И. Урок математики. Подготовка и проведение / Н. И. Зильбергер. – М. : Просвещение, 1995. – 176 с.
23. Зильбергер, Н. И. Формы работы Р. Г. Хазанкина / Н. И. Зильбергер // Математика в школе. – 1986. – № 2. – С. 8.
24. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2017. – 384 с.
25. Ивашев-Мусатов, О. С. Начала математического анализа / О. С. Ивашев-Муратов. – 5-е изд., стер. – М. : Наука, 2014. – 256 с.
26. Казанская, В. Г. Педагогическая психология: учеб. пособие / В. Г. Казанская. – СПб. : Питер, 2015. – 365 с.
27. Колягин, Ю. М. Методика преподавания математики в средней школе / Ю. М. Колягин, А. Г. Мордкович. – 3-е изд., стер. – М. : Просвещение, 2017. – 462 с.
28. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Под ред. Е. И. Лященко. – 4-е изд., стер. – М. : Просвещение, 2015. – 222 с.
29. Лазарев, В. С. Инновации в методологии образования: современные подходы и технологии / В. С. Лазарев // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 6. – С. 33-36.
30. Лазарев, В. С. Концепция новой модели развивающего школьного образования / В. С. Лазарев // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – № 2. – С. 2-7.
31. Леонтьева, М. Р. Упражнения в обучении алгебре: Книга для учителя / М. Р. Леонтьева, С. Б. Суворова. – 5-е изд., стер. – М. : Просвещение, 2015. – 128 с.
32. Лященко, Е. И. Изучение алгебраических выражений и функций в курсе математики основной школы / Е. И. Лященко. – 8-е изд., стер. – Минск : Нар. асвета, 2016. – 176 с.
33. Майорова, О. В. Реализация технологии деятельностного метода обучения как одно из важных условий формирования метапредметных результатов / О. В. Майорова. – Усть-Илимск, 2015. – 26 с.
34. Мацкин, М. С. Алгебраические выражения: Пособие для учителей / М. С. Мацкин, Р. Ю. Мацкина. – 7-е изд., стер. – М. : Просвещение, 2016. – 182 с.
35. Метельский, Н. В. Дидактика математики / Н. В. Метельский. – 6-е изд., стер. – Минск : изд-во БГУ, 2015. – 254 с.
36. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика / Сост. В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, В. Я. Саннинский, Г. Л. Луканкин. – 6-е изд., стер. – М. : Просвещение, 2014. – 386 с.
37. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / Сост. В. И. Мишин. – 7-е изд., стер. – М. : Просвещение, 2017. – 416 с.
38. Методика преподавания математики: Общая методика / Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. – 4-е изд., стер. – М. : Просвещение, 2015. – 336 с.
39. Методы обучения математике / Сост. Б. С. Каплан [и др.]. – 6-е изд., перераб. и доп. – М., 2013. – 191 с.
40. Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в средней школе / Н. М. Рогановский. – Минск : Высш. школа, 1990. – 267 с.
41. Саранцев, Г. И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. – М. : Просвещение, 2015. – 224 с.
42. Столяр, А. А. Логические проблемы преподавания математики: Учеб. пособие для пед. вузов / А. А. Столяр. – 6-е изд., стер. – Минск : Высш. школа, 2015. – 255 с.
43. Столяр, А. А. Методы обучения математике / А. А. Столяр. – 6-е изд., стер. – Минск : Высш. школа, 2016. – 191 с.
44. Столяр, А. А. Педагогика математики / А. А. Столяр. – 7-е изд., стер. – Минск : Выш. школа, 2016. – 414 с.
45. Фридман, Л. М. Теоретические основы методики обучения математике: пособие для учителей, методистов педагогических высших учебных заведений / Л. М. Фридман. – 3-е изд., стер. – М. : Флинта, 2018. – 224 с.
46. Фройденталь, 3. Г. Математика как педагогическая задача / З. Г. Фройденталь. – 4-е изд., стер. – М. : Просвещение, 2018. – 249 с.
47. Хазанкин, Р. Г. Десять заповедей учителя математики / Р. Г. Хазанкин // Народное образование. – 1991. – № 1. – С. 70-73.
48. Хазанкин, Р. Г. Как увлечь учеников математикой / Р. Г. Хазанкин // Народное образование. – 1987. – № 10. – С. 45-49.
49. Хеннер, Е. К. Математическое моделирование / Е. К. Хеннер, А.П. Шестаков. – 4-е изд., перераб. и доп. – Пермь, 2015. – 276 с.
50. Эрдниев, П. М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителя / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. – 3-е изд., стер. – М. : Просвещение, 2016. – 256 с.
51. Алгебра 7 класс / Сост. С. М. Никольский [и др.]. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 285 с.
52. Алгебра 7 класс / Сост. Ш. А. Алимов [и др.]. – 14-е изд. – М. : Просвещение: АО «Моск. учеб.», 2014. – 207 с.
53. Алгебра 7 класс / Сост. Ю. Н. Макарычев [и др.] ; Под ред. С. А. Теляковского. – 13-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 223 с.
54. Дорофеев, Г. В. Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 7 класс / Г. В. Дорофеев. – М. : Дрофа, 2017. – 288 с.
55. Мордкович, А. Г. Алгебра. 7 класс / А. Г. Мордкович. – 16-е изд., доработ. – М. : Мнемозина, 2017. – 270 с.