Фрагмент для ознакомления
2
Актуальной проблемой в школах является травля детей сверстниками. Буллинг порождает многочисленные деструктивные явления и последствия: повышает риск суицидальных и самоагрессивных тенденций у подростков, приводит к усилению агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным проблемам – повышению риска тревожно-депрессивных расстройств. В любом коллективе каждый человек заслуживает к себе уважительное отношение, а именно достойное уважение к человеку окружающих людей. В настоящее время очень важно, чтобы дети росли в доброжелательной и уважительной атмосфере, ведь именно такая атмосфера будет способствовать развитию адекватной самооценки, самоуважения. Таким образом, необходимо рассмотреть влияние акцентуаций характера личности подростков на склонность к проявлению буллинга в школе.
Буллинг, как явление девиантного поведения, является острой социальной проблемой в подростковом возрасте. Почти в каждом классе каждой школы есть ученики с характеристиками, которые резко отличают их от сверстников. Отличительные особенности учащихся часто приводят к насмешкам и издевательствам в классе.
В исследованиях С.Н. Еникополова, К.Д. под буллингом понимается – социальное явление, характерное зачастую организованным детским коллективам, преимущественно школе. Изучением проблемы буллинга занимались российские (О.Л. Глазман, И.С. Кон, Ю.Л. Макарова, В.Р. Петросян). В исследованиях С.А. Дружилова, С.Н. Ениколопова др. уделено внимание моббингу, как одному из подвидов буллинга; особенностям буллинга в подростковой среде уделяли внимание О.Г. Ксенда, Д. Олвеус, П. Смит, О.А. Селиванова, А.А. Бочавер и др.
Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды, а также для организации психологической поддержки обучающихся необходимо учитывать психологические особенности участников буллинга, которые проявляются в чертах характера, способах поведения в стрессовых ситуациях.
Педагогическая профилактика представляет собой комплекс своевременных мероприятий, направленных на предупреждение развития различных видов поведенческих отклонений у школьников, поддержание и сохранение нормального уровня физического и психологического здоровья учащихся, создание оптимальных условий для процесса социализации личности, обеспечение психолого-педагогическая помощь детям и родителям учащихся.
Проблема исследования: каковы направления профилактики и преодоления буллинга?
Цель исследования: дать оценку причин появления буллинга в современной начальной школе и предложить способы его профилактики и преодоления учителем начальных классов.
Объект исследования: состояние буллинга в современной начальной школе.
Предмет исследования: работа учителя начальных классов по профилактике буллинга.
В соответствии с целью в работе определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему изучения феномена буллинга в научной психологии: понятие, специфика проявления.
2. Охарактеризовать направления профилактики и преодоления буллинга учителем начальных классов.
3. Провести изучение состояния профилактики и преодоления буллинга на базе …….
4. Разработать методические рекомендации по профилактике и преодолению буллинга в современной начальной школе.
База исследования – …….
Методами представленного исследования являются: анализ психолого-педагогической литературы, анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации педагогам позволяют преодолеть буллинг в современной начальной школе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ БУЛЛИНГА
1.1. Проблема изучения феномена буллинга в научной психологии: понятие, специфика проявления
В последнее время все больше людей заговорили о том, что такое буллинг. Явление это не новое, но только недавно эту тему стали обсуждать и уделять ей должное внимание. Буллинг является серьезной социальной проблемой. Он заключается в преследовании и запугивании некоторых членов определенной команды. Сам термин «буллинг» подразумевает негативное явление в школе, выражающееся в систематическом насилии над конкретным учеником.
В России изучение феномена «буллинга» среди молодежи проводили видные ученые: И.С. Кон, О.Л. Глазман, А.А. Бочевар [16; 7; 4]. Именно они стали всесторонне изучать это явление, ранее изучали отдельные проявления этого явления.
На сегодняшний день проблема буллинга в подростковой среде достаточно актуальна. Жестокость в подростковых отношениях становится все более распространенным явлением. Л.С. Выготский характеризует подростковый возраст как «...критический для формирования дифференцированной самооценки, освоения социальных ролей, выработки нравственных принципов и регуляции нормативного поведения» [9, c. 52].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андронникова, О.О. Генезис виктимности личности в социально-психологической парадигме: монография / О.О. Андронникова. – Новосибирск: НГПУ, 2017. – 270 с.
2. Аптикиева, Л. Р. Буллинг как преморбид асоциальной направленности личности младшего школьника / Л.Р. Аптикиева // Вестник оренбургского государственного университета. – 2018. – № 2 (214). – С. 39-46.
3. Бердышев И.С. Жестокое обращение в детской среде / И.С Бердышев. – М.: Наука, 2010. – 147 с.
4. Бочавер, А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А. Бочавер, К. Хломов // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. – 2013. – №3. – С. 149-159.
5. Бутовская, М.Л. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у школьников / М.Л. Бутовская, Е.Л. Луценко, К.Е. Ткачук // Этнографическое обозрение. – 2012. № 5. – С. 139-150.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2004. – 374 с.
7. Глазман, О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман. – М.: Мир, 2009. – 148 с.
8. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений /Л.Я. Гозман. – М.: Неон, 2007. – 345 с.
9. Гришина, Т.Г. Семейные факторы риска проявления буллинга в школьной среде / Т.Г. Гришина, А.А. Нестерова. – М.: ФГБОУ МГППУ, 2017. – С. 425-429
10. Драгунова, Т.В. О некоторых психологических особенностях младшего школьника / Т.В. Драгунова. // Вопросы психологии личности школьника. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1961. – С. 120-169.
11. Екимова, В.И. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? / В.И. Екимова, А.М. Залалдинова // Современная зарубежная психология. – 2015. – Том 4. – №4. – С. 5-10.
12. Ениколопов, С.Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения / С.Н. Ениколопов // Прикладная юридич. психол. –2010. – Т.2. – С. 37–47.
13. Иванов, Н.И. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Н.И. Иванов // Директор школы. – 2018. – № 3. – С. 25-32.
14. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – М.: 2011. – 326 с
15. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
16. Кривцова, С.В. Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться? / С.В. Кривцова // Известия АСОУ. Научный ежегодник. – 2015. – Т.2. – №3. – С.52–59.
17. Кривцова, С.В. Школьный буллинг: об опыте исследований распространенности буллинга в школах Германии, Австрии, России / С.В. Кривцова С.В., А.А. Белевич, А.Н. Шапкина // Образовательная политика. – 2016. – Т. 3. – № 73. – С. 2-25.
18. Макарова, Ю.Л. Буллинг как психологическое явление, изучаемое в рамках виктимологии / Ю.Л. Макарова // Вестник ТИУиЭ. – 2018. –№1. – С. 72-75.
19. Мальцева, О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О.Д. Мальцева // Таврический научный обозреватель. – 2017. – №4 – С.90-92
20. Методические рекомендации по профилактике буллинга для классных руководителей общеобразовательных организаций Белгородской области / авт.-сост. Е. А. Гуськова, Н. М. Кий, О. А Папанова ; ОГАОУ ДПО «БелИРО». – Белгород, 2022. – 33 с.
21. Нурбакова, М.С. Особенности социального и эмоционального интеллекта участников буллинга (на примере школьного коллектива) / М.С. Нурбакова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 1-6. – С. 102-104.
22. Олвеус, Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать? / Д. Олвеус. – М.: Мир, 1993. – 210 с.
23. Омарова, П.О. Современные психолого-педагогические исследования проблемы школьного насилия [Текст] / П.О. Омарова, Р. Шахова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 295.
24. Петросян, В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде / В.Р. Петросян // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2021. – № 6. – С. 151-154.
25. Реан, А.А. Буллинг в среде старшеклассников Российской Федерации: распространенность и влияние социоэкономических факторов /А.А. Реан, М.А. Новикова // Мир психологии. – 2019. – № 1 (97). – С. 165- 177.
26. Рыбакова, Л.А. Проблема буллинга в школе: как научить студентов-будущих педагогов-психологов ее решать? / Л.А. Рыбакова, Н.Ш. Фаракшина // В сборнике: Модернизация педагогического образования сборник научных трудов. – Казань, 2015. – С. 250-255.
27. Сафронова, М.В. Буллинг в образовательной среде - мифы и реальность / М.В. Сафронова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 3 (46). – С. 182-185.
28. Собкин, В.С. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) / В.С. Собкин, М.М. Смыслова // Социальная психология и общество. – 2014. – №2. – С.71–86.
29. Щипанова, Д.Е. Психологическое насилие в образовательной среде как фактор социального риска / Д.Е. Щипанова, К.А. Беспалова, М.А. Килякова // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 135-136.