Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения
1.1. Проблема формирования коммуникативных универсальных действий у младших школьников в психолого-педагогической литературе
Обучение является самым важным способом получения системного образования. Процесс обучения есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющие действия учителя обеспечивают полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей, формирование универсальных учебных действий, которые сегодня регламентируют требования ФГОС НОО.
Под коммуникативными универсальными учебными действиями (УУД) понимают совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников. К коммуникативным УУД относят:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и др.
Так, или иначе, это связано с процессом развития познавательной активности детей младшего школьного возраста. Именно познавательная активность детей выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях [7].
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных учебных действий школьника. Интегративный характер способности субъекта к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или умение учиться.
Универсальные учебные действия подразделяются на следующие виды:
-регулятивные;
- познавательные;
- личностные;
- коммуникативные.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. Он должен её перерабатывать и усваивать. Школьник должен хорошо понимать, какой именно ему информации недостаёт и должен осуществлять поиск недостающей информации. Формирование любого умения у младших школьников проходит через следующие этапы:
-представление о действии;
- первичный опыт и мотивация;
- приобретение знаний о способе выполнения действия;
- самоконтроль и коррекция;
-контроль умения выполнять действие.
Достижение в данном случае ожидаемого результата не принесёт один или несколько уроков. Лишь планомерное систематическое использование деятельностного способа обучения позволит сформировать познавательное универсальное учебное действие у школьников. Исходя из этого, учителю всегда очень важно продумывать задания, вопросы и упражнения к каждому уроку [20].
Если при этом использовать подходящие и актуальные средства наглядности и формы работы с детьми, педагог может легко может пробудить у школьников ассоциативное мышление и память. Детям нравится работать с интерактивной доской, презентациями, моделями и таблицами [24].
С помощью наглядных средств обучения младшие школьники учатся работать самостоятельно. Они проявляют инициативу и легко уживаются с товарищами при работе в ученических группах. Они хорошо усваивают новые знания и принимают некоторые самостоятельные решения. Это, в свою очередь раскрывает их творческие способности, и они начинают себя чувствовать уверенной и осведомленной личностью [1].
Постепенно, всё больше увлекаясь процессами познания, ребёнок начинает сам принимать активное участие в подготовке к занятиям. Он делает мультимедийные презентации и готовит наглядные проекты. Но здесь нельзя забывать о том, что делать это школьник будет лишь в том случае, если всё это ему действительно интересно. Умелое использование презентаций, иллюстраций, схем, таблиц и моделей оказывает большую помощь в повседневной работе учителя [9].
Есть такие дети, которым на уроках не интересно и им не особо нравится учиться. Эти дети работают на занятиях, но отвечают лишь тогда, когда вопросы заданы непосредственно им. Выполняют задания с помощью учителя и не всегда успевают за темпом урока. Для таких детей особенно актуально работать в парах, или в группах. Ученики начальных классов много фантазируют и у них хорошо развито воображение. Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного образования.
Ранее все нормативные требования сводились к предметному содержанию образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен был освоить ученик. Учителя и учебные программы определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Постепенно стало очевидным, что полученный объём знаний не означает успешной социализации субъекта в дальнейшем. Сегодня ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить все универсальные учебные действия.
В младшем школьном возрасте дети не могут обходиться без игр и игровых занятий. Задача педагога, подобрать такие методики и диагностики, которые формировали бы у детей коммуникативную активность и познавательные действия. Во всех таких технологиях и методиках используются элементы игр, тренинговых занятий и иных занимательных ситуаций. Дети любят элементы новизны и неожиданности и замечено, что, когда такие элементы присутствуют, дети очень внимательно за всеми процессами наблюдают. Педагоги практики отмечают, что замкнутые и малообщительные дети в совместных играх и мероприятиях ведут себя свободно и расковано [18]. Задача педагогов и иных специалистов - всегда поддерживать у ребёнка познавательную мотивацию.
Педагогам необходимо усиливать влияние на эмоциональную сферу ребёнка, используя в своей педагогической практике сказкотерапию, элементы музицирования и многое другое. Использование таких техник и методик позволяет лучше социализировать ребёнка и постоянно поддерживать его интерес к учёбе. При этом необходимо всегда учитывать индивидуальные личностные особенности каждого ученика.
Один из видов детской активности – это интерес к учебно-познавательной деятельности. Учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью субъекта, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.
Проблемами развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников как условия их умственного и нравственного развития в разное время отражалась в работах П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо , Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.
В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения таких дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения. Это рассматривается в работах В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и др. Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях Э.И. Александровой, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, М.Н. Скаткина, Д.Б. Элькониным и др.
Знания, полученные в готовом виде, вызывают затруднения детей в их применении к объяснению наблюдаемых явлений. Одним из существенных недостатков получения знаний в чистом виде от учителя, остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Познавательная активность детей всегда рассматривалась как сложнейший феномен, проявляющийся в отношении человека к познанию [12].
Тем не менее, во все времена была и остаётся важнейшая проблема дидактики, как именно активизировать деятельность учащегося на уроке. Или, какие методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на занятиях. Активность вообще является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания.
Художественная литература – это особый вид искусства, а чтение – особое, уникальное средство удовлетворения познавательных интересов школьников. Это особая тема, своеобразная идея произведения, сюжет, композиция, литературный персонаж, образные средства языка и др. прежде чем текст анализировать, его нужно хорошо знать. Анализируя текст, нужно определить, насколько глубоко писатель проник в жизнь и какие процессы и явления отразил. Тема – это основной вопрос, который освещается в художественном произведении на конкретном жизненном материале.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия
в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Беркалиев, Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки
прогресса школы [Текст] / СПб.: КАРО, 2007. – 144 с.
3. Вакуленко, Е.А. Организация учебного диалога на уроках
литературного чтения [Текст] / Е.А. Вакуленко // Начальная школа. – 2012. – No5. –С. 44-46.
4. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С.В. Герасимов // Воспросы психологии – 2004. – No3. – С. 14-15.
5. Голубева, Л.В. Анализ урока: типология, методики, диагностика [Текст] / Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 121 с.
6. Доблаев, Л.Г. Смысловая структура учебного текста и проблемы
его понимания [Текст] / Л.Г. Доблаев. – М.: Педагогика, 2010. – 176 с.
7. Дубень, Е. А. Педагогические условия создания образовательной среды с целью нравственного воспитания учащихся на примере преподавания английского языка / Е. А. Дубень, И. Г. Копытич, Е. В. Шило. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 5 (52). - С. 680-683. - URL: https://moluch.ru/archive/52/6972/ (дата обращения: 11.12.2023).
8. Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования
универсальных учебных действий [Текст] / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. –2012. – No2. – С. 49–57.
9. Жойкин, С.А. Теоретическое обоснование опыта проектирования
деятельности учителя и учащихся для формирования социально активной
личности [Текст] / С.А. Жойкин // Педагогика. - 2011. - No1. Эксперимент и
инновации в школе 2011/1. – С. 15-21.
10. Занков, Л.В. Система начального образования. Литературное чтение [Текст] / Начальная школа. - 2002. - №5. - С. 10-11.
11. Калинкина, Л.А. Система творческих заданий на уроках
литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия
художественного произведения [Текст] / Л.А. Калинкина // Начальная школа. – 2013. - No 10. – С 46-51.
12. Копотева, Г.Л. Проектируем урок, формирующий универсальные
учебные действия [Текст] / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. - Волгоград: Учитель,2013. – 99 с.
13. Короткова, Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения [Текст] /Н.В. Короткова // Начальная школа. – 2014. – No11. – С. 76-80.
14. Короткова, Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения [Текст] / Начальная школа. - 2004. - №11. - С. 76-80.
15. Круговых, Н.В. Через уроки чтения - к воспитанию и развитию [Текст] / Начальная школа. - 2010. - №6. - С. 44-46.
16. Ковылева, Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю.Э. Ковылева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ (дата обращения: 11.12.2023).
17. Литературное чтение: программа: 1-4 классы [Текст] / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 224 с.
18. Леонтьев, А.А. Чтение как понимание [Текст] / Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / Моск. псих. -соц. ин-т. - М., 2001. - №8. - С. 62-65.
19. Логинова, О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2
класс [Текст] / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева; под ред. О.Б. Логиновой – 9-е изд. –М.: Просвещение, 2017 – 80 с.
20. Мерзляков, И.Б. Урок чтения в 3 классе [Текст] / Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №6. - С. 57.
21. Михеева, Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС
начального общего образования [Текст] / Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
22. Орлов, Ю.И. О месте отдельного слова в художественном анализе текста [Текст] / Начальная школа. - 2021. - №2. - С. 50-52.
23. Рамзаева, Т.Г. Методика преподавания русского языка в начальных
классах: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и
методика начального образования"[Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий,
О.В. Сосновская. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. – 462 с.
24. Строгонова, Л.В. Литературный аспект курса «Литературное чтение» [Текст] / Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 45-49.
25. Штурбина, Н.А. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и литературно-творческое развитие учащихся [Текст] / Начальная школа. - 2022. - №11. - С. 67-69.