Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Переход к рыночным отношениям в экономике, а также научный прогресс значительно ускорили процесс внедрения новых достижений информатизации во все сферы социально-экономического развития человечества. Термин «информация» впервые появился при создании мультитерминальных информационных систем и массовых сетей. Информатизация экономических процессов предполагает прежде всего повышение эффективности работников, что снижает соотношение цен на продукцию и повышение квалификации, а также подготовку специалистов, ведущих управленческую деятельность. В развитой стране одновременно происходят две взаимосвязанные революции: Информационные технологии и экономика, призванные помочь всем.
Информационные технологии существовали давно, поэтому с развитием информационно-коммуникационных технологий появились различные варианты: «информационно-коммуникационные технологии», «компьютерно-информационные технологии» и т.д.
Информационные технологии – это совокупность средств и методов, которые осуществляют сбор, регистрацию, передачу, накопление, поиск, обработку и защиту информации на основе разработанных программных, компьютерных и связанных с ними средств и методов, которые предоставляются клиентам с информацией, необходимой для выполнения задачи управления систематизированы.
Современные информационно-коммуникационные технологии существенно меняют все социальные отношения. Формируется новое информационное общество. Новые технологии не только изменили способ производства товаров и услуг, но и создали новые возможности для реализации гражданских прав, личной самореализации, доступа к знаниям, обучения новых поколений и проведения досуга. Дистанция информационного общества сокращается, и происходит глобализация, создающая беспрецедентные возможности для регионального развития. Растущее значение развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в основных сферах жизни современного общества и государственного управления привело к недавнему переводу использования информационных технологий в категорию приоритетных направлений национальной политики России.
Современное мышление о реформе государственного управления и другие факторы в первую очередь включают концепцию «электронного правительства» на всех уровнях управления: федеральном, региональном и муниципальном. В настоящее время развитие информационной инфраструктуры является ключевым параметром региональной экономики (определяемым как информационная экономика), который оценивается потенциальными инвесторами при инвестировании в региональную экономику. Важной проблемой информатизации является то, что технология ведомственных информационных систем неоднородна (несовместима), что препятствует быстрому и эффективному осуществлению административных процессов, в которых поочередно или параллельно участвуют различные национальные структуры. Кроме того, особое внимание следует уделять контролю за расходами, связанными с получением прав на используемые продукты ИКТ (включая программное обеспечение): лицензионные сборы за воспроизведение продукта, право на изменение процедур и т.д.
Выполнение административных процедур в значительной степени зависит от используемого программного обеспечения, и выполнение этих процедур невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий. Это требует установления специальных требований к компьютерным программам, используемым органами власти Российской Федерации. Роль компьютерных программ, обеспечивающих функции государственного управления, требует юридического толкования. На самом деле компьютерные программы, реализующие встроенные в них алгоритмы, представляют собой строгую и не всегда правильную интерпретацию разработчиками нормативной базы.
В связи с нынешней критической зависимостью государственных учреждений от используемого программного обеспечения и в связи с необходимостью корректировки процедур по мере изменения нормативно-правовой базы необходимо:
1. Определить основные требования к использованию программного и аппаратного обеспечения для ведения государственного учета и выполнения других государственных функций в федеральном законе;
2. Предусматривает обязательную регистрацию программного и аппаратного обеспечения для обеспечения функций государственного управления в уполномоченных административных органах, что эквивалентно регистрации на территории Российской Федерации обязательных нормативных документов;
3. Он предусматривает обязательное раскрытие оригинального текста, пользовательских и эксплуатационных документов национальной системы информационно-коммуникационных технологий, аналогично выдаче обязательных административных документов на территории Российской Федерации.
В дополнение к этим мерам необходимо разработать и внедрить систему стандартизации (анализа) программного обеспечения, используемую государственным сектором. Стандартизированные системы должны предусматривать, что следует использовать только открытые и бесплатные технологии (форматы данных, протоколы обмена, языки тегов, алгоритмы преобразования и т.д.). Мировой опыт показывает, что введение этого регулирования принесло огромные экономические и политические выгоды. Регулирование, основанное только на открытых стандартах, гарантирует независимость страны от поставщиков решений в области информационно-коммуникационных технологий, повышает конкурентоспособность государственных закупок и снижает требования национальной системы информационно-коммуникационных технологий друг к другу, гражданам и деловым организациям.
Цель исследования – рассмотреть современные информационные технологии в государственном управлении.
Задачи исследования:
изучить сущность, значение, направления и задачи использования современных информационных технологий в государственном и муниципальном управлении
привести общую характеристику информационного обеспечения государственного и муниципального управления;
рассмотреть цифровизацию государственного и муниципального управления в субъектах Российской федерации;
привести характеристику информационного обеспечения органов государственного и муниципального управления на примере Тверской области;
рассмотреть управление цифровым развитием в Тверской области;
привести характеристики и оценку реализации государственной программы «Цифровое развитие и информационные технологии в Тверской области на 2022 - 2027 годы»
определить проблемы использования современных информационных технологий в Тверской области и пути их решения;
разработать предложения по дальнейшей реализации государственной программы «Цифровое развитие и информационные технологии в Тверской области на 2022 - 2027 годы».
Объект исследования – цифровое развитие и информационные технологии в Тверской области. Предмет исследования – тенденции развития информационных технологий в государственном управлении Тверской области.
Теоретическими и методологическими основами явились фундаментальные теории: институциональная теория, теория общественного выбора. Для решения поставленных задач в работе применялся институциональный подход для анализа информационно коммуникативных технологий в деятельности государственных органов Тверской области. В процессе написания работы также применялись общенаучные и специальные методы: системный подход, сравнительный анализ и синтез, контент-анализ, статистико-экономический метод, сравнительно-правовой, а также методы графического анализа для систематизации и визуализации информации.
Информационной базой исследования явилась учебная и периодическая литература, монографии российских ученых, система нормативно-правовых актов Российской Федерации, Тверской области, материалы специальных периодических изданий, а также статистические данные.
Эмпирическую базу исследования составляют как официальные документы и законодательные акты, статистические данные, так и анализ результатов исследований.
Практическая значимость работы. Выводы, содержащиеся в работе, дают комплексное представление об организации информационно коммуникативных технологий в деятельности органов государственного управления Тверской области
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из трех глав, введения, заключения и библиографического списка.
.
1. Теоретические аспекты использования современных информационных технологий в государственном и муниципальном управлении
1.1. Сущность, значение, направления и задачи использования современных информационных технологий в государственном и муниципальном управлении
Информация - это сведения об окружающем мире, которая является предметом хранения, преобразования, передачи и использования, это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, уведомлениях и т.д. Создателем общей теории информации и основоположником цифровой коммуникации является Клод Шеннон. «Математическая теория связи"» («Mathematical Theory of Communication»), в которой впервые обосновывается возможность использования двоичного кода для передачи информации, стала известна ему благодаря фундаментальной работе 1948 года .
Информационные системы чаще всего подразумевают совокупность технологий и программ, используемых в информационных системах. Систему можно назвать только аппаратной частью компьютера. Систему можно назвать только аппаратной частью. Также систему можно считать множеством программ, которые могут решать конкретные прикладные задачи, дополненные процедурами документации и контроля счетов.
Цель информационной системы – создание профессиональной информации о профессиональной деятельности. Системы информационных технологий обеспечивают сбор и хранение информации, обработки, поиска, передачи информации, необходимой для решения задач в любой сфере. Его задача - помочь анализировать проблемы и создавать новые продукты. Система информационного обеспечения является взаимосвязанной совокупностью средств, методик и сотрудников, которые используются для того, чтобы хранить, обрабатывать и передавать информацию в целях достижения поставленных целей.
В настоящее время современное понимание информационной системы требует использования персональных компьютеров как основных технических средств обработки данных. К тому же в технических представлениях информационной системы нельзя учитывать роль того человека, которому предназначена изготовленная информация, без которого невозможно получить и представить ее.
Информационные технологии (ИТ, также информационно—коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и способов
Существует следующая классификация информационных технологий:
В соответствии с методами и приемами обработки данных:
1. технологии, которые включают модели, методы и средства массовой информации информационной базы в обществе;
2. фундаментальными являются информационные технологии, которые ориентированы на конкретную область применения;
3. специфическими являются технологии, которые обрабатывают данные при выполнении реальных пользовательских задач.
В соответствии с поддерживаемыми предметными областями:
1. технологии, имеющие область применения в бухгалтерском учете.
2. информационные технологии, которые используются для обеспечения безопасности банковских операций;
3. информационные технологии, сфера применения которых распространяется на налоговую деятельность;
4. информационные технологии для обеспечения страхования;
5. информационные технологии в области статистики.
В зависимости от типа обрабатываемой информации:
1. обрабатывает данные с использованием СУБД, алгоритмических языков, таблиц и процессоров;
2. обрабатывают текст с помощью текстового процессора;
3. обрабатывает графику с помощью графических процессоров;
4. обрабатывает знания с помощью экспортных систем;
5. обрабатывает объекты реального мира с использованием «мультимедийных» технологий.
В соответствии с типами пользовательского интерфейса:
1. обслуживает интерфейс приложения;
2. обслуживает системный интерфейс;
3. управляет командным интерфейсом;
4. обслуживает интерфейс WIMP.
Классификация информационных технологий помогает определить их эффективность и качественность. Они классифицируются по уровню управления:
стратегические;
тактические;
оперативные.
Информационные технологии можно также разделить на несколько групп, исходя из содержания и важности информационных данных. Так, функционирующая в них информация делится на:
государственную;
законодательную;
финансовую;
научно-техническую;
производственную;
учебную и общеобразовательную;
культурно-развлекательную.
Роль информационных технологий быстро растет, что объясняется рядом их особенностей:
позволяет активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, экономя другие виды ресурсов-сырье, энергию, полезные ископаемые, материалы и оборудование, людские ресурсы, время;
ИТ становится силой, которая помогает бизнесу сохранять и поддерживать конкурентные преимущества;
реализует важнейшие интеллектуальные функции социальных процессов;
влияет на экономику в целом. Они становятся социальным явлением, которое определяет, как общество выглядит в глобальном масштабе;
обеспечивает информационное взаимодействие людей, что способствует распространению средств массовой информации. Они быстро усваиваются культурой общества, снимают многие социальные, бытовые и производственные проблемы, расширяют национальные и международные экономические и культурные связи;
имеет центральное значение для интеллектуализации общества, развитии системы образования, культуры, новых (экранных) форм искусства, популяризации шедевров мировой культуры и истории человеческого развития;
играет ключевую роль в получении, накоплении и распространении новых знаний;
позволяет внедрять методы информационного моделирования глобальных процессов, которые позволяют прогнозировать много природных ситуаций, экологические катастрофы, крупные технологические аварии и рост социальной и политической напряженности;
опыт интегрируется через ИТ в наукоемкие продукты и выводится на мировой рынок. Торговля невидимым товаром: знаниями, культурой. Навязывается сте
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 31.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (ч. 1). – Ст. 3448.
2. Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / Р.В. Бабун. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
3. Безопасное обращение с отходами. Сборник нормативно-методических документов. - М.: Компания "Интеграл", 2019. - 652 c.
4. Берлизов, М.П. Государственное управление в области культуры в Российской Федерации (административно-правовой аспект): Монография / М.П. Берлизов. - М.: Юрлитинформ, 2019. - 200 c.
5. Бондарева, Л.В. Государственное управление: английский для академических целей: Учебное пособие / Л.В. Бондарева, Т.В. Валентей, С.В. Зимина и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 336 c.
6. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
7. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 494 c.
8. Васильева, Н. В. Основы землепользования и землеустройства : учебник и практикум для СПО / Н. В. Васильева. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 376 с.
9. Веденин, Н.Н. Земельное право / Н.Н. Веденин. - М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2014. - 192 c.
10. Волкова, Т. В. Земельное право / Т.В. Волкова, С.Ю. Королев, Е.Ю. Чмыхало. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 360 c.
11. Воробьев А.В. Земельная реформа в Волгоградской области: монография // Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, ИПК «Нива». 2014.- 164 с.
12. Голицына, О.Л. Информационные системы: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. – М.: Форум, 2019. – 352 c.
13. Горбенко, А.О. Информационные системы в экономике. Учебное пособие / А.О. Горбенко. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020. – 292 c.
14. Информационные системы и технологии управления: Учебник / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: Юнити, 2020. – 591 c.
15. Информационные системы и технологии: Научное издание / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. – М.: Юнити, 2020. – 303 c.
16. Информационные технологии и вычислительные системы. Программное обеспечение. Операционные системы. Математическое моделирование. Интернет-технологии / Под ред. С.В. Емельянова. – М.: РОХОС, 2019. – 148 c.
17. Кипервар Е.А., Мамай Е.В., Мизя М.С. Цифровое государственное управление: вероятные риски и новые возможности / Е.А. Кипервар, Е.В. Мамай, М.С. Мизя // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 10. – С. 2223-2242.
18. Крутиков В.К., Доможир В.В., Якунина М.В., Шаров С.В. Цифровая экономика и формат образования // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 10. – С. 2533-2550. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/110960 (дата обращения: 11.12.2023 г.).
19. Обушева, К. А. Цифровая трансформация государственного управления / К. А. Обушева // Молодой ученый. – 2022. – № 20 (415). – С. 490-493.
20. Шкодинский С.В., Надысева Д.М. Особенности функционирования искусственного интеллекта в условиях современных институциональных изменений // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 10. – С. 2243-2252. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/110900 (дата обращения: 11.12.2023 г.).
21. Ясенев, В.Н. Информационные системы и технологии в экономике: Учебное пособие для студентов вузов / В.Н. Ясенев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 560 c.