Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. По мнению Асмолова А. Г. - важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Основой достижения развивающих целей образования является активность обучающихся. В данном случае знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В настоящее время в современном образовании отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Все это обусловлено реализацией ФГОС ООО в современной школе. Признание активной роли обучающегося в процессе обучения приводит к изменению взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками.
Сегодня очевидно, что школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также создавать условия для накопления опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.
Все вышесказанное обусловливает актуальность исследования технологии проектного обучения. Однако в настоящее время в этой области наблюдается ряд проблем. Наиболее серьезными из них являются: слабая методическая подготовка педагогов к проектному обучению, мало внимание проектному обучению уделяют в средних классах школы, в связи с неподготовленностью педагогов и обучающихся проектное обучение в старших классах используется редко.
Объект исследования: процесс обучения учащихся.
Предмет исследования: технологии проектного обучения.
Цель исследования: изучить проектный метод обучения на уроках математики.
Для достижения, поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. рассмотреть сущность проектного обучения;
2. рассмотреть виды, методы и технологии проектного обучения;
3. рассмотреть этапы проектного обучения;
4. описать методику использования технологии проектного обучения в условиях реализации ФГОС.
Методы: теоретические: теоретический анализ научных источников, описание, дедукция; эмпирические: педагогический эксперимент, включающий такие методы как наблюдение, сравнение, анализ, обобщение и синтез.
Методологическую основу исследования составляют научные труды А.С. Обухова, С.Н. Поздняк, Л.Л. Розанова, Ю.О. Стекановой, А.В. Хуторского, Н.Ф. Яковлевой и другие. А.С. Обухов, К.Н. Поливанова, Л.Л. Розанов, Н.Ф. Яковлева и др. раскрыли сущность и содержание метода проекта как педагогической технологии. С.Н. Поздняк, Н.Г. Шумова, А.В. Хуторский и др. обосновали необходимость применения метода проекта в условиях компетентностного образования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие проектной метод
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – принципиально новый документ, который определяет задачи современного обучения.
Обратимся к содержанию федерального государственного стандарта основного общего образования: в основу Стандарта входит системно- деятельностный подход, который должен обеспечить: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Одним из средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в проектную деятельность.
Главной задачей является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни [36, с. 7]. Все эти навыки формируются со школьной скамьи. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства сегодня.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде формирования знаний, умений и навыков. Российское образование в настоящее время переживает период идет по пути перехода от обучения, которое ориентировано на «усвоение всей суммы знаний, выработанных человечеством», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самостоятельной деятельности.
Сегодня, указывает Н.Ю. Шеленкова, система обучения должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения и в методике образования [39, с.82].
В основе всей учебной деятельности должен находится деятельностный подход. Цель его заключается в развитии личности обучающегося на основе овладения универсальными способами деятельности. Развитие обучающегося не может происходить в процессе пассивного восприятия содержания образования.
Только его собственные действия могут быть основой для формирования его будущей самостоятельности. Применение образовательных технологий рассматривались многими авторами, например, в работах В.Г. Степанова, А.В. Хуторского, и др. Исследуются вопросы использования метода проектов для развития самостоятельности, творческого мышления, способности к сотрудничеству и сотворчеству. Метод учебного проекта, указывает Н.Ф. Яковлева, возник еще 20-е годы ХХ в. в США, однако, благодаря умению адаптироваться к изменяющимся условиям метод относят и к современным образовательным технологиям [40, с. 25].
Образовательная технология представляет собой особым образом организованную деятельности учителя, в которой все входящие в неё действия имеют определенную целостность и последовательность, а ее выполнение предполагает достижение необходимого результата (качества образования) и имеет вероятностный прогнозируемый характер.
Педагогический потенциал проектной деятельности как образовательной технологии реализуется через актуализацию и использование в образовательном процессе методов активного обучения.
Профессор Е.С. Полат указывает, что метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [29, с.99].
Метод проектов является педагогической технологией, ориентированной не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых с
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азбукина Е. Ю., Куровский В. Н. Образовательные технологии и качество образования [Текст]/ Е.Ю. Азбукина, В.Н. Куровский // Вестник ТГПУ. 2003. № 2. – С.145-149.
2. Алисов Е. А. Методы активного социально-психологического обучения в современных условиях образовательной среды [Текст]/ Е.А. Алисов. - Курск, 2008.
3. Алисов Е. А. Сущность технологии исследовательского и проектного обучения [Текст]/ Е.А. Алисов // Гаудеамус. 2016. №3. С.41-45
4. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. — 2006. — № 18. — С. 68–74.
5. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Психология личности. Хрестоматия / Л. И. Божович. – Самара: Бахрах-М, 2015. – 589 с.
6. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО [Текст]/ Т.Л. Брославская // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 5-6.
7. Васильева И. В. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС [Текст]/ И.В. Васильева // Молодой ученый. — 2015. — №14.1. — С. 78-82.
8. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Питер, 2012. – 874 с.
9. Выготский, Л. С. Психология юношеского возраста [Текст] // Собрание сочинений т.4 / Л. С. Выготский. – Москва: Изд-во МГУ, 2010. – 587 с. 55
10. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. М. Глозман. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
11. Голд Е. А. Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст]/ Е.А. Голд // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 73-76.
12. Дубровина, И. Психологическая культура личности [Текст] / И. Дубровина // Развитие личности. – 2015. – №4. – С. 59–76.
13. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 452 с.
14. Концепция модернизации образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р
15. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2013. – 412 с.
16. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся [Текст]: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю. П. Дубенского. — Омск: Изд-во ОмГУ,2005. — 59 с.
17. Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения [Текст] / В.В. Краснова// Юный ученый. — 2016. — №6.1. — С. 31-33.
18. Кукушкина А. С. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном комплексе [Текст]/ А.С. Кукушкина // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 148-150.
19. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. – 464 с. 56
20. Ларина, Е. Н. Психологические условия формирования способности к саморазвитию у лиц юношеского возраста [Текст] / Е. Н. Ларина // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 63-66.
21. Лиман, Н. А. Саморазвитие в подростком и юношеском возрасте [Текст] / Н. А. Лиман // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 56-62.
22. Лукина И. Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся [Текст]/ И.Г. Лукина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №43-2. С.144-148
23. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития [Текст]./В.С. Мухина. - М., 2012. – 608с.
24. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 402 с.
25. Николина, В.В. Метод проектов на уроках математики в школе [Текст] / В.В. Николина // Открытая школа. – 2015. – №4. – С. 51-55.
26. Орлова Е. А., Бегидова С. Н. Сущность проектной деятельности социальной направленности старшеклассников [Текст] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №2 (159). С.52-56
27. Панкратова В. М. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы [Текст]/ В. М. Панкратова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 41-44.
28. Плугина Н. А. Проблемы разработки концепции информационно- проектного обучения студентов [Текст]/Н.А. Плугина // Вестник ЧГПУ. 2011. №1. С.92-100
29. Полат Е. С. Метод проектов [Текст]/ Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3. 2000.
30. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [Текст] учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – 3-е изд., исправ. и допол. – М.: Академия, 2011. – 412 с.
31. Розанов, Л.Л. Метод проектов как педагогическая технология [Текст] / Л.Л. Розанов // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 74-77.
32. Стеканова, Ю.О. Развитие интеллектуальных способностей школьников на уроках математики средствами технологии группового и коллективного взаимообучения [Текст] / Ю.О. Стеканова // Одаренный ребенок. – 2014. – № 2 (март-апрель). – С. 29-35.
33. Столяренко, Л. Д. Социальная психология [Текст] / Л. Д. Столяренко [и др.]. – Москва: КНОРУС, 2014. – 336 с.
34. Татаренкова Л. А. Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся [Электронный ресурс.]. URL: http://xn--45- 6kc5a8as3a.xn--p1ai/3125-2/
35. Трубима Л. А. Комплексное внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс. [Текст]/ Л.А. Трубима.- Инновационное среднее образование в России: сущность и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-16 марта 2006 г. СПб: Изд-во СПбГУП, 2006.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст]. – М.: Российская академия образования, 2011. – 38 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс.] – режим доступа: http://base.garant.ru/70188902/#block_108 (Дата обращения 30.11 2017)
38. Худин, А.Н. Организация профильного обучения в школе: лекция 4. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении [Текст] / А.Н. Худин, С.Н. Белова // Завуч. – 2016. – № 4. – С. 105-110.
39. Шеленкова, Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе [Текст] / Н.Ю. Шеленкова // Завуч. – 2015. – №5. – С. 82-87.
40. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: [Текст] учеб. пособие. – 2-е изд., стер. / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.