Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 6
1.1. Анализ понятия информационная культура в психолого-педагогической литературе в условиях реализации ФГОС НОО 6
1.2. Развитие информационной культуры младшего школьника на уроках окружающего мира посредством творческих заданий 13
1.3. Методика использования информационной культуры на уроках окружающего мира посредством творческих заданий 19
Заключение 26
Список использованных источников 28
Фрагмент для ознакомления
2
1.3. Методика использования информационной культуры на уроках окружающего мира посредством творческих заданий
Педагогические условия должны охватывать все элементы педагогического процесса, содержательные и процессуальные. Под содержательными аспектами понимают содержание образования, а под процессуальными - образовательные технологии, методы и формы организации образовательного процесса, стиль обучения и др.
Учитель начальных классов, прежде всего, выполняет требования ФГОС НОО. В качестве одного из основных требований ФГОС НОО к результатам образования выступает овладение младшими школьниками универсальными учебными действиями (УУД), познавательными, регулятивными и коммуникативными. УУД призваны обеспечить овладение детьми ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Владение всем комплексом УУД даст детям очень многое и прежде всего – даст возможность самостоятельно открывать для себя новые понятия и способы действий. Для этого, учителю необходимо перестроиться, с транслятора знаний на педагога – проектировщика, который полностью владеет всем современным педагогическим арсеналом в виде продуктивных образовательных и информационно – коммуникационных технологий.
Каждому ребёнку необходимо научиться ставить цель и намечать план по ее достижению. Это относится к формированию всех УУД, в том числе и регулятивных. Цель – это, прежде всего, предвосхищаемый результат. Это означает, что каждому ребёнку необходимо учиться прогнозировать и таким образом можно рассматривать каждое универсальное учебное действие. При этом очевидно, что современный учитель одним лишь комбинированным уроком сегодня никак не обойдётся. Речь не идёт о том, что в серии своих уроков учитель не может использовать комбинированные уроки. Они себя достаточно хорошо зарекомендовали при отработке предметных умений и навыков, но, если говорить о способности детей формулировать проблемы, противоречия и гипотезы, урок и задания, соответственно, должны быть проблемными.
Именно в соответствии с данными аспектами, и с учетом выполняемой функции исследователи выделяют определённые организационно-педагогические условия. Рассмотрим это на примере формирования у детей умения прогнозировать. При индивидуальном подходе и дифференцированном обучении каждый ребёнок должен уметь прогнозировать собственные учебные достижения. Какими именно компетенциями должен владеть учитель начальных классов, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность по формированию у младших школьников умения прогнозировать. Эти процессы всегда являются целостными, и учителю невозможно формировать у детей какое - либо одно качество, или одно учебное действие. Учитель должен быть способен в целом использовать возможности школьной развивающей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Учитель должен быть способен организовывать сотрудничество младших школьников таким образом, чтобы постоянно поддерживать их активность и инициативность, что в свою очередь позволит всегда на высоком уровне поддерживать учебную мотивацию каждого ребёнка. Это не может быть обеспечено в рамках какого-либо одного учебного предмета, поскольку речь идёт о формировании личностных качеств детей. Здесь вновь можно вспомнить о том, что в основе реализации современного учебно-воспитательного процесса лежит системно - деятельностный подход.
Речь идёт об определённой деятельности, между учителем и учеником. При этом учитель полностью управляет всем образовательным процессом. На уроке он использует средства ИКТ и максимально поддерживает учебную мотивацию каждого ребёнка. Умение учиться в течение всей жизни особенно актуально для младшего школьника и это несомненно будет являться ведущим фактором при создании педагогом развивающей образовательной среды. Специалисты считают, что именно сформированность всех УУД это сумеет обеспечить.
Рассмотрим этапы формирования любого умения при наличии развивающей образовательной среды:
-наличие устойчивой мотивации ребёнка;
-первичный опыт выполнения действия;
-формирование нового алгоритма действия;
-самоконтроль ученика;
- коррекция учителя.
Любая деятельность субъекта нацелена на конкретный результат. Если на уроке усвоения нового материала все дети слушают учителя и работают, то на всех последующих уроках можно организовывать их деятельность таким образом, чтобы каждый из детей задействовал именно свой личностный ресурс. Одни дети любят рассказывать, другие любят слушать. Некоторые дети хорошо владеют подготовкой мультимедийных презентаций, другие любят делать сообщения и др.
Здесь для учителя главное – максимально обеспечить их продуктивную учебную деятельность, чтобы учебная мотивация ребёнка продолжала оставаться как можно дольше. Учителя практики всегда отмечают, что чем старше становятся дети, тем больше становится проблем именно с учебной мотивацией. Деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач. Дети уже в младшем возрасте должны уметь работать с информацией. Сегодня это способность субъекта работать в сети Интернет и продуктивная работа в ученических группах на уроке.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего
образования [Текст] / Л.Л. Алексеева. – М.: Просвещение, 2019. – 128 с.
2. Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы
формирования [Текст] /С.Г. Антонова // Высшее образование в России. –
2014. – No 1. – С. 82-89.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей [Текст] /
А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008. – 162 с.
4. Бондаренко, Г. И. О некоторых приемах работы младших школьников с учебно-научным и собственным текстом на уроке русского языка
[Текст] / Г.И. Бондаренко. – М.: Начальная школа плюс до и после,
2013. – 91 с.
5. Володина, Г. А. Информационное обслуживание: детский сектор [Текст] / Г. А. Володина. – М.: Мир библиографии, 2010. – 23 с.
6. Вольнова, Н. А. Общеучебные умения и навыки [Текст] / Н.А. Вольнова. – М.: Практика административной работы в школе, 2014. – 58 с.
7. Воровщиков, С.Г. Универсальные учебные действия как
метапредметный компонент содержания основного общего образования
[Текст] / С.Г. Воровщиков – М.: Справочник, 2012. – 240 с.
8. Горобец, О. А. Методы и приемы формирования информационной
грамотности у младших школьников в процессе языкового образования
[Текст] / О.А. Горобец. – М.: СатисЪ, 2014. – 135 с.
9. Ефимов, В.Ф. Использование информационно- коммуникативных
технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В.Ф.
Ефимов. – М.: «Начальная школа», 2019. – 255 с.
10. Завьялова, О.А. Воспитание ценностных основ информационной
культуры младших школьников [Текст] / О.А. Завьялова – М.:
«Начальная школа», 2018. – 123 с.
11.Захарова, Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный
процесс [Текст] / Н.И. Захарова. – М.: Начальная школа, 2008. – 103 с.
12.Ильин, Г.А. Как обеспечить качество обучения в информационном
обществе [Текст] / Г.А. Ильин. – М.: Народное образование, 2011. – 148
с.
13. Климук М.А. Регулятивные универсальные учебные действия. Психологическое содержание универсальных учебных действий. Электронный журнал http://yandex.ru/clck/jsredir (дата обращения 14.12.23).
14. Ковалёва, А. Г. Использование информационно-компьютерных
технологий при обучении в начальной школе [Текст] / А.Г. Ковалева. –
М. : Начальная школа, 2011. – 98 с.
15. Кусова, М. Л. Учебно-научный текст как средство формирования
информационных умений у младших школьников [Текст] / М.Л. Кусова.
– М. : Педагогическое образование в России, – 118 с.
16. Мяотс, О.Н. Уроки информационной грамотности в школе:
методические рекомендации [Текст] / О.Н. Мяотс. – М.: ООО «Чистые
пруды», 2005. – 32 с.
17.Нажметдинова, В. М. Педагогические условия формирования информационно аналитических умений у детей младшего школьного возраста / В. М. Нажметдинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40176/ (дата обращения 14.12.23).
18. Никотина, Е. В. Содержание и методы формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста в ходе дополнительного образования [Текст] / Е.В. Никотина. Научно-методический журнал «Мир образования – Образование в мире». – М.: Просвещение, 2011. –
487 с.
19. Романова, Ю.Д. Информатика и информационные технологии: учебное пособие [Текст] / Ю. Д. Романовой. – М.: Эксмо, 2011. – 704 с.
20. Соколова, Т.Е. Информационная грамотность [Текст] / Т.Е. Соколова. –М.: Начальная школа, 2013. – 124 с.
21. Соколова, Т.Е. Информационная культура младшего школьника как
педагогическая проблема: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Т.Е.
Соколова. – М.: Издательский дом «Федоров», 2007. – 96 с.
22. Стародубова Г. А. Основы информационной культуры: сборник методических материалов / Г. А. Стародубова. − Режим доступа: http://pda/apkpro.ru/content/viеw/559/93 (дата обращения 14.12.23).
23. Татьянченко, Д. В., Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом [Текст] / Д.В. Татьянченко. –
М.: «Завуч», 2000. – 63 с.
24. Тестов, В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании [Текст] / В.А. Тестов. – М.: Педагогика, 2012. – 91 с.
25. Шишкина, Т.В. Мониторинг качества сформированности общеучебных умений и навыков [Текст] / Т.В. Шишкина. – М.: Справочник зам. дир. школы, 2012. – 32 с.