Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Одна из важнейших задач современного образования, в том числе, профессионального – это развитие и формирование компетентной и самостоятельной личности. Для этих целей педагоги используют самые разнообразные педагогические технологии, в том числе, проектные, игровые, цифровые, информационно – коммуникационные и др. Обязательными к использованию в учебно – воспитательном процессе любой образовательной организации являются проектные и исследовательские технологии, поскольку они регламентированы федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) для каждой образовательной ступени, начиная с дошкольных организаций.
Современный образовательный процесс регламентируется требованиями федерального образовательного государственного стандарта (ФГОС) на каждой образовательной ступени. В ФГОС СПО также указано, что наиболее значимым ориентиром в образовании является развитие самостоятельности обучающегося, развитие его инициативы и ответственности как главного условия самоактуализации личности. Ученики всегда стремятся к самостоятельности, как в учебной деятельности, так и в любой иной. Это проявляется их готовностью, к различного рода действиям в собственной образовательной практике.
В современном обществе востребованы многие личностные качества субъекта, в частности, самостоятельность в решениях и преодолении задач, творческая самореализация, творческий подход. Процесс формирования личностных свойств и качеств требует особого подхода. В связи с этим существует необходимость в инновационных методах обучения самостоятельной деятельности обучающихся. Чтобы сформировать у студентов навыки самостоятельной работы, необходимо перенести акцент с традиционного усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН) на деятельностный и личностно ориентированный подход в обучении. Самостоятельность в учебной работе позволяет ученикам в профессиональной образовательной организации осуществлять самоконтроль и самооценку своей учебной и профессиональной деятельности. Проблемами самостоятельной учебной деятельности занимались исследователи В.Д. Иванов, Т.В. Маркова, М. Монтессори и др., что позволило выявить наиболее значимые обстоятельства формирования учебной самостоятельности субъектов.
Самостоятельная учебная деятельность является обязательной. Чем старше становятся обучающиеся, тем большее количество времени у них отводится на самостоятельную учебную работу. Далеко не у всех одинаково протекают подобного рода процессы, и большую роль в развитии самостоятельности каждого школьника играют преподаватели. Самостоятельность субъекта представлена как одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой задачи и искать решения для этих задач. Говорить о том, что самостоятельность субъекта в рамках учебной деятельности сформирована на должном уровне, можно лишь в том случае, если субъект способен ставить перед собой учебные цели и продумывать пути их достижения. Достигать всего этого студент должен самостоятельно, без посторонней помощи.
Сегодня можно говорить о том, что фундаментализацией современного образования является информатизация и цифровизация всех сфер образовательной среды. Применение цифровых технологий стало актуальным практически сразу, как только в повседневную жизнь начали внедряться современные технологии связи, интернет и повсеместное использование компьютеров. Педагоги в своей образовательной практике используют самые разнообразные приёмы, методики и технологии, но практически все они реализуются на основе цифровых и ИКТ технологий, в том числе и при самостоятельной работе студентов.
Цель работы: изучить методику организации самостоятельной работы студентов в СПО и разработать задания для ее организации по экономической дисциплине
Объект исследования курсовой работы – самостоятельная работа в образовательных организациях системы среднего профессионального образования
Предмет исследования курсовой работы – организация самостоятельной работы по дисциплине «Финансы»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации самостоятельной работы в СПО.
2. Разработать задания для самостоятельной работы по дисциплине «Финансы».
3. Предложить методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Финансы».
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что разработанные задания могут быть использованы при организации самостоятельной работы студентов колледжа.
Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования, беседа, анализ текстов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕДЖЕ
1.1. Самостоятельная работа: понятие, сущность, признаки и требования к организации в СПО
Осмысление проблемы организации самостоятельной работы студентов в системе СПО происходит в контексте понятий самоконтроль, самостоятельная работа и самостоятельная деятельность. В современной образовательной среде самостоятельной работе придают большое значение на всех уроках и занятиях без исключения. Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную педагогом активную деятельность учеников. Самостоятельная работа направлена на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное время. В процессе самостоятельной работы осуществляется поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование умений и навыков, обобщение и систематизация знаний [15].
Самостоятельная работа студентов в рамках учебно – воспитательного процесса – это учебная работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога. Но выполняется эта работа по заданию педагога и в специально предоставленное для этого время. Ученики стремятся сознательно достигнуть поставленной в задании цели, прилагая к этому определённые усилия. Этот вид деятельности чрезвычайно важен. Изучением вопроса формирования учебной самостоятельной деятельности занимались учёные К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, Г.И. Щукина и др. [13]. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой из образовательной ступени устанавливает требования к личностным результатам субъектов, освоивших основную образовательную программу. Таким личностным результатом является развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности.
К.Д. Ушинский считал, что лишь самостоятельная работа субъекта создает условия для глубокого овладения знаниями. Педагоги практики всегда считали, что на уроке учащиеся должны работать по возможности самостоятельно. Педагог руководит их работой и направляет её в нужное русло. Самостоятельная работа – это, прежде всего, решение какой-либо учебной задачи. С другой стороны – это форма проявления соответствующей учебной деятельности, при которой задействованы память, мышление, творческое воображение и др.
Самостоятельная работа – это специфический вид учебно-познавательной деятельности, или сочетание нескольких видов. С точки зрения организации самостоятельная работа может быть фронтальной. В этом случае все ученики выполняют одно и то же задание. Самостоятельная работа может быть реализована при работе в ученических группах. Для выполнения учебных заданий учащиеся разбиваются на небольшие группы; парной; индивидуальной.
Р.А. Низамов определяет самостоятельную работу как разнообразные виды индивидуальной и групповой познавательной деятельности учеников, осуществляемой ими на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время [19]. А.М. Лушников считает, что назначение самостоятельной работы заключается в том, чтобы с помощью индивидуального поиска углубить и конкретизировать свои знания. При этом можно проявить творческий подход к изучаемой проблеме, получить навыки работы с книгой, проанализировать текст, систематизировать изученный материал и др. Самостоятельная работа - это хороший способ для выполнения учебного исследования. В ходе самостоятельной работы можно решать творческие задачи, решать актуальные проблемы, разрабатывать проекты и исследования и др.
По мнению Коджаспировой Г.М, самостоятельная учебная работа – это такой вид деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика. Это имеет отношение ко всем структурным компонентам урока, от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции.
Самостоятельная учебная работа – это средство формирования познавательных способностей учащихся. П.И. Пидкасистый писал, что самостоятельная работа выступает в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельностью учеников. Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели. Это могут быть следующие виды работы:
-поиск знаний;
-его осмысление;
- закрепление полученного знания;
-формирование и развитие умений и навыков;
-обобщение и систематизация знаний.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько М.: Народное образование. - 2006 - 336 с.
2. Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика [Текст] / Ю.В. Васильев. - М: Педагогика. – 2012. – 139 с.
3. Винер, Н. Кибернетика и общество [Текст] / Н. Винер. - Перевод Е.Г. Панфилова Общая редакция и предисловие Э.Я. Кольмана М.: Тайдекс Ко, 2012 г.- 186 с.
4. Варнавских, С.М. Воспитание творческой активности школьников в условиях развивающей образовательной среды [текст] / С.М. Варнавских. - Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 3. – С. 40 – 43.
5. Внедрение электронного образования и дистанционных образовательных технологий в образовательные организации / [Электронный ресурс] - режим доступа:https://sites.google.com/site/otdelrazvitiaobrazovania/obrazovatelnyj- kontent/ucebnosetevye-proekty (дата обращения: 16.12.2023).
6. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика 2014. - 135с.
7. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] / А.В. Горячев. - Информатика и образование. - 2011. - №3. – С. 18-21.
8. Джиемуратова, Г.А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г. А. Джиемуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/ (дата обращения: 16.12.2023).
9. Донгак, Н. А. Применение проектных технологий в учебных заведениях / Н. А. Донгак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62489/ (дата обращения: 16.12.2023).
10. Ефимов, П.П. Направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 373-376. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6689/(дата обращения: 16.12.2023).
11. Ефимов, П.П. Сущность инновационной образовательной среды [текст] / П. П. Ефимов, В. Н. Костин // Молодой ученый. - 2014. - № 7. - С. 502–506.
12. Информатизация общего среднего образования [Текст] / Научно-методическое пособие // Под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.
13. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика [Текст] / К.К. Колин // учебное пособие - Изд-во «Академический проект». М., 2010. - 203 с.
14. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения [Текст] / Н.Н. Курова //Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2012. -186 с.
15. Концепция информатизации образования [Текст] / Информатика и образование. - 2002. - №1., 98-101 с.
16. Котлярова, И.О. Инновация и повышение профессиональной педагогической квалификации кадров [Текст] / И.О. Котлярова. – Челябинск: ИДПОПР, 2015. – 136 с.
17. Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики [Текст] / Н.И. Лапин. - М.: Университетская книга; Логос, 2018 – 328 с.
18. Маркина, Е.И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога [Текст] / Е.И. Маркина. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. -No1. - С. 60-61.
19. Мардахаев, Л. В. Основы социально-педагогической технологии [Текст] / Л.В. Мардахаев // Учебное пособие. – Рязань, 2013. – 92 с.
20. Нечаев, М.П. Методика самооценки соответствия педагога требованиям профстандарта [Текст] / М.П. Нечаев. // Воспитание школьников. - 2015. -No3. - С. 22 - 27.
21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебное пособие для сотрудников пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Полат Е.С., Бухвркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224с.
22. Педагогический менеджмент [Текст] / (Концепция, опыт работы) / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский. - М. Педагогика, 2011. - 265с.
23. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат // М.: Изд-во Академия, 2005. - 77 с.
24. Хошимова, Ч.С. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий / Ч.С. Хошимова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 34-36. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40108/ (дата обращения: 16.12.2023).
25. Яковлев Е.В. Педагогическая система с позиции системного подхода [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева //Актуальные проблемы управления качеством образования. No6 – Челябинск, 2011. – 136 с.