Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Формирование самостоятельной и ответственной личности сегодня является одной из главных задач в современной образовательной среде. Воплощение педагогических инноваций в жизнь диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей каждого субъекта. Чтобы осуществить этот заказ общества, необходимо формировать у каждого ученика социально и личностно значимые качества, начиная с младшей школы. К сформированным социальным качествам сегодня относят нравственность, патриотизм, семейные ценности, общественные ценности, коммуникативность, творчество, доброжелательность и др.
Социальный прогресс – это всегда создание условий для всестороннего развития каждой личности. На современном этапе развития общества стоит важная задача духовно-нравственного воспитания всех субъектов образования. Эта работа всегда была актуальной в образовательной практике любой образовательной среды. Нравственное воспитание призвано вырабатывать у подрастающего поколения твердые моральные убеждения, навыки соответствующего поведения, этические представления и др. Этика является наукой, которая изучает закономерности возникновения, развития и функционирования морали, её специфику и роль в обществе. Она изучает нравы и обычаи, ценности и традиции народа. Методологические основы нравственного развития и воспитания личности были обоснованы в работах авторов М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др.
Этика и нравственность исследуют мораль как специфический способ ценностного познания и духовно-практического освоения человеком окружающего мира через призму добра и зла, справедливости и несправедливости и др. Нравственное развитие и воспитания учащихся, формирование у них моральных представлений связано с развитием их эмоциональной сферы. Не так сложно передать знания о нравственной норме поведения и требовать при этом выполнение учеником моральных правил. Гораздо сложнее выработать у субъекта определенное отношение к моральной норме и желание следовать в правильном направлении. Знаний лишь этических и нравственных норм недостаточно для того чтобы субъект самостоятельно и по собственному желанию поступал нравственно. Вопрос о взаимосвязи этических, духовных и нравственных представлений и поведения ученика особенно актуален в истории современной педагогики.
Можно говорить о том, что духовно-нравственное в современной образовательной среде является частью общегражданской культуры и основой общегражданского воспитания. Это, безусловно, имеет особую актуальность и значимость, поскольку нравственность можно рассматривать как основу всех общепринятых человеческих ценностей, таких как образ жизни человека, его духовно-нравственные принципы, права и свободы личности и др. В современных непростых общественных условиях важнейшей проблемой духовной жизни страны стало возрождение духовно-нравственных традиций.
Именно образовательная организация играет огромную роль в таком воспитании.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость нравственного воспитания младших школьников.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: методики нравственного воспитания младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьника.
3. Рассмотреть формы и способы нравственного воспитания младших школьников.
4. Описать организационно-педагогические условия нравственного воспитания младших школьников.
5. Предложить методические рекомендации по формированию нравственного воспитания младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников
1.1. Анализ понятия нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС НОО
В современной образовательной среде происходит достаточно много изменений. Учебно – воспитательный процесс, реализуемый в системно – деятельностном подходе регламентируют требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой из его образовательной ступени, начиная, от дошкольных образовательных организаций, и заканчивая вузами. Согласно требованиям ФГОС, под нравственным воспитанием понимают целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [8].
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
В духовно нравственное воспитание входит:
-воспитание патриотизма и гражданственности;
-воспитание морального сознания и нравственных убеждений;
-воспитание трудолюбия;
-формирование экологической культуры;
-формирование семейных и национальных ценностей;
-этическое и эстетическое воспитание.
Как и любое другое воспитание, нравственное воспитание педагоги обеспечивают в ходе целостного учебно-воспитательного процесса. Ведущей целью образовательного процесса является триединая образовательная цель – обучение, воспитание и развитие личности ученика. В традиционной образовательной модели чаще всего приходилось слышать про формирование знаний, умений и навыков (ЗУН). Речь, безусловно, не идёт о том, что в традиционной модели не занимались воспитанием и развитием детей. Тем не менее, формирование ЗУН, прежде всего, говорило о том, что основной акцент в образовательном процессе всегда ставился на обучение. В настоящее время учебно-воспитательный процесс реализуется на основе системно – деятельностного подхода.
В данной образовательной среде требования к конечному образовательному результату обучающихся сильно изменились. Сегодня каждый педагог в рамках своей учебной дисциплины формирует у него предметные, метапредметные и личностные результаты. Образовательный процесс также реализуется на основе личностно ориентированного обучения. Можно говорить о том, что педагог помимо предметного образовательного результата должен формировать у детей метапредметные результаты, представленные в ФГОС на каждой образовательной ступени универсальными учебными действиями (УУД). Сами УУД, в свою очередь представлены регулятивными, познавательными и коммуникативными действиями.
Каждый педагог знает, что обучить ребёнка проще, чем его воспитать, или развить, в какой-либо области. Любое воспитание связано с формированием личностно-значимых качеств каждого субъекта. в той же традиционной модели рассматривали многие виды воспитания, в частности, трудовое, эстетическое, патриотические и др. При этом каждый из этих видов характеризовался сформированностью личностных полезных качеств субъекта. сегодня все эти свойства и качества формируются у детей через УУД. Которые каждый учитель должен формировать средствами и содержанием своего учебного предмета.
Очевидно, что лишь запоминание существующих моральных принципов не может решить задачу превращения их в поступки [10]. Можно говорить о том, что неправильное представления детей о дружбе, доброте, честности, справедливости и др., часто являются причиной конфликтов между ними. На любом из уроков, будь то, история, литература и др., педагогу необходимо выяснить, что знают дети об этике отношений между людьми. Очень важно понимать, какое именно содержание вкладывают они в понятия доброта, честность, справедливость и др. Насколько правильно дети представляют, какие последствия могут за собой повлечь проявления жестокости, лживости, себялюбия и др. Любой цикл гуманитарных дисциплин позволяет рассматривать данного рода категории.
Но необходимо отметить, что именно на уроках истории, и уроках гуманитарного цикла необходимо целенаправленно воспитывать учеников этике и нравственности, поскольку весь содержательный материал учебных рабочих программ позволяет это делать. Ж.Ж. Руссо ставил три основные задачи нравственного воспитания:
- воспитание добрых чувств;
-воспитание правильных суждений;
- воспитание доброй воли.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [текст] / Б. Г. Ананьев. — М.: Директ - Медиа, 2018. — 134 с.
2. Володина, Е. Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика [текст] / Е. Н. Володина. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 246 с.
3. Волков, С. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2008. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 19.12.2023).
4. Дозморова, Е. В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 19.12.2023).
5. Джаджиева, О. Е. Проблема развития детского творчества школьников [текст] / О.Е. джаджиева // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2010. — № 1. — С. 22–25.
6. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – Москва: Просвещение, 2012. – 32 с.
7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2013. – 24 с.
8. Дьячкова, М.А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике [Текст] / М.А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – С. 141–149.
9. Елисов, А.В. Нравственное воспитание учащихся на уроке истории [Электронный ресурс]. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4261747 (дата обращения 19.12.2023).
10. Ижогина, Т.И. Базовые национальные ценности – основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания [Текст] / Т.И. Ижогина. – Москва: Феникс, 2012. – 125 с.
11. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения [Текст] / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. – 98 с.
12. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 469 c.
13. Левичев, О.Ф. Духовно-нравственное развитие [Текст] / О.Ф. Левичёв. – Москва, 2011. – 320 с.
14. Лихачев, Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре [Текст] / Д.С. Лихачёв. – Москва, 2006. – С. 75-77.
15. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2019. — 423 с.
16. Поляк, Н.Ф. Выразительная возможность слова / Н.Ф. Поляк // Начальная школа. – 2013. – No6. – С. 31-32.
17. Поздеева, С. Е. Учебная дискуссия: поиск новых форм [Текст] /С.Е. Поздеева //Начальная школа: до и после. – 2008. - No8. – С.79 – 87.
18. Потебня, А.А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня. - СПб., 2012. -192с.
19. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания [Текст] / И.Г. Торсуева. – 2-е изд., испр. – М.: Либроком, 2009. – 112 с.
20. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей. Теория и диагностика [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова // Руководство практического психолога. - Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Деловая книга, 2011. – 144 с.
21. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей [Текст] / И.Ф. Харламов. – Москва, 2013. - 415 с.
22. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3. –С. 24-32.
23. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку [Текст] / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ. - 2009. - 206 с.
24. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2000. – 136 с.
25. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. –М.: Просвещение, 2018. –230 с.