Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1. Теоретический основы образа психолога в сознании студентов
1.1. Сущность понятия «образ психолога»
1.2. Факторы, влияющие на формирование образа психолога у студентов
1.3. Взаимосвязь образа психолога со стереотипами и предубеждениями
Глава 2. Технология построения эффективного образа психолога в сознании студентов
2.1. Содержание и структуры Я-образа студентов и образов профессионального психолога в сознании студентов
2.2. Основные принципы построения эффективного образа психолога
2.3. Методы практического применения технологии построения образа психолога
Заключение
Список использованных источников
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Исследование образа психолога в сознании студентов имеет огромную актуальность в настоящее время, поскольку психологическое состояние и благополучие студентов являются ключевыми факторами их успеха и эффективности в учебе. Психолог - это профессионал, который оказывает помощь студентам в различных сферах их жизни, включая учебную деятельность, социальные отношения, адаптацию к новому окружению и стрессовые ситуации. Поэтому вопрос образа этого специалиста в сознании студентов стоит на повестке дня.
Однако, несмотря на научный интерес к проблеме развитости современных подходов к изучению образа психолога в сознании студентов, педагогическая деятельность остается недостаточно изученной в данном аспекте.
Таким образом, определена проблема исследования: образ психолога как активирующий фактор в сознании студентов.
Цель исследования: изучить, теоретически обосновать и эмпирически исследовать образ психолога в сознании студентов.
Объект исследования: образ психолога в сознании студентов как педагогическое явление.
Предмет исследования: содержание образа психолога в сознании студентов.
Гипотеза исследования заключается в теоретическом предположении о том, образ психолога в сознании студентов может оказывать влияние на их отношение и осведомленность о психологической помощи, а также на их решение обратиться за ней в случае необходимости.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) рассмотреть сущность понятия «образ психолога» в психолого-педагогических исследованиях;
2) исследовать факторы, влияющие на формирование образа психолога у студентов;
3) проанализировать взаимосвязь образа психолога со стереотипами и предубеждениями;
4) выявить содержание и структуру Я-образа студентов и образов профессионального психолога в сознании студентов;
5) определить основные принципы построения эффективного образа психолога;
6) внедрить методы практического применения технологии построения образа психолога.
Теоретическая база исследования представлена теоретическими положениями ученых, занимающихся исследованием проблемы, включает в себя научные труды отечественных педагогов (К. Роджерс, К. Юнг, Д. Хиллман, Е. А. Климов), а также статьи в научных журналах и электронные ресурсы.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, контент-анализ, моделирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении научного понимания о влиянии образа психолога в сознании студентов на восприятие психологической профессии. Результаты исследования помогут выявить, какие методы практического применения являются наиболее эффективными в стимулировании интереса и мотивации студентов к пониманию и принятию образа психолога.
Практическая значимость исследования связана с возможностью определения существующих стереотипов о психологической профессии в сознании студентов и, при необходимости, корректировать их. На основе полученных данных, можно будет разработать программы профориентации, а также предложить изменения в учебные планы для подготовки молодых специалистов в области психологии, соответствующих требованиям студентов и общества.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список источников и литературы, приложения.
Глава 1. Теоретический анализ образа психолога в сознании студентов
1.1. Сущность понятия «образ психолога» в сознании студентов
Сущность понятия «образ психолога» в сознании студентов представляет собой представление, мнение и стереотипы о некоем идеальном, авторитетном и компетентном представителе психологической профессии. Этот образ может быть формирован различными факторами, такими как личный опыт, массовые медиа, образовательные программы и т.д.
В сознании студентов образ психолога может быть связан с такими характерными чертами, как эмпатия, понимание, умение слушать, обладание профессиональными знаниями и навыками. Студенты могут видеть психолога как человека, способного помочь и поддержать других, а также имеющего глубокое понимание человеческой психологии [20, с. 74].
Однако в сознании студентов могут существовать и отрицательные стереотипы о психологах, такие как непроходимая строгость, непонятность, некомпетентность и даже чрезмерная интровертность. У некоторых студентов может быть предрассудки о неэффективности психологической помощи или о ненадежности работы психологов в целом.
Формирование образа психолога в сознании студентов также может зависеть от их личного опыта взаимодействия с психологами. Положительные и отрицательные впечатления, полученные в процессе консультаций, лечения или участия в тренингах, могут сильно повлиять на формирование образа психолога.
Массовые медиа и образовательные программы также оказывают существенное влияние на формирование образа психолога. Часто культурные и медийные представления о психологах могут быть далеки от реальности и создавать искаженное представление о профессии. Однако, в некоторых случаях, медиа могут способствовать популяризации профессии, привлекая внимание студентов к роли и важности психологической помощи.
Важно отметить, что образ психолога в сознании студентов может быть субъективным и индивидуальным. Каждый студент может формировать свое собственное представление о психологе на основе своего опыта, убеждений и ценностей [20, с. 74].
Изучение сущности понятия "образ психолога" в сознании студентов позволяет лучше понять их представления и ожидания от психологической помощи, что может быть полезно при разработке образовательных программ и подходов к профессиональному развитию психологов. Это также может помочь психологическим службам в образовательных учреждениях улучшить коммуникацию и взаимодействие со студентами.
Исследования, посвященные образу психолога в сознании студентов, являются важным направлением, которое позволяет понять, как студенты воспринимают и переживают роль и функции психолога в образовательном процессе. Это привлекает внимание специалистов исследовательских и практических областей психологии, так как эти выводы могут оказать существенное влияние на развитие и улучшение психологической поддержки студентов в образовательных учреждениях.
Одной из ключевых целей таких исследований является выявление представлений, ожиданий и стереотипов, которые студенты ассоциируют с психологом. Исследования этой темы позволяют понять, как студенты воспринимают эту профессию, какую роль они приписывают психологам в их жизни и какие функции им присваивают.
Результаты исследований могут также указывать на проблемы в восприятии психологов студентами. Например, если студенты считают психологов необходимыми исключительно для лечения психических расстройств, это может свидетельствовать о недостатке информации об универсальности психологической помощи и поддержки, которую они могут получить.
Исследования также могут подробно рассматривать ожидания студентов от сессий психологической помощи и консультации. Полученные данные могут пролить свет на темы, которые наиболее важны для студентов, и помочь психологам акцентировать свою работу на том, что студенты действительно нуждаются в процессе консультирования.
Кроме того, исследования, связанные с образом психолога в сознании студентов, могут проследить, какие качества и навыки студенты считают важными для успешной работы психолога. Это может помочь в формировании профессиональных требований, а также в планировании и создании целевых программ обучения будущих психологов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов: учебное пособие для вузов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. ¬-70 с.
2. Белякова, Е. Г. Психология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Г. Белякова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 63 с.
3. Бороздина, Г. В. Основы педагогики и психологии: учебник для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 177 с.
4. Голянич, В. М. Введение в профессию: психолог: учебник и практикум для вузов / В. М. Голянич [и др.]; под редакцией В. М. Голянич, С. В. Семеновой. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 165 с.
5. Зарипова, Р. С. Основы экологической культуры: учебное пособие для вузов / Р. С. Зарипова, В. Р. Махубрахманова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 66 с.
6. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. - 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 34 с.
7. Исаев, Е. И. Педагогическая психология: учебник для вузов / Е. И. Исаев. — 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 85 с.
8. Кузнецова, О. В. Введение в профессию: психолог: учебник и практикум для вузов / О. В. Кузнецова; под редакцией Л. Ф. Обуховой. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 240 с.
9. Климов, Е. А. Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для вузов / Е. А. Климов [и др.]; под редакцией Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 261 с.
10. Психология служебной деятельности: учебник и практикум для вузов / А. В. Кокурин [и др.]; под общей редакцией А. В. Кокурина, В. Е. Петрова, В. И. Екимовой, В. М. Позднякова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 275 с.
11. Корнеенков, С. С. Психология и этика профессиональной деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. С. Корнеенков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 104 с.
12. Корнеенков, С. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие для вузов / С. С. Корнеенков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 214 с.
13. Лавриненко, В. Н. Психология и этика делового общения: учебник и практикум для вузов / В. Н. Лавриненко [и др.]; под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 76 с.
14. Маралов, В. Г. Психология саморазвития: учебник и практикум для вузов / В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, М. А. Щукина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 120 с.
15. Немов, Р. С. Психология: учебник для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 401 с.
16. Нуркова, В. В. Общая психология: учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 314 с.
17. Обухов, А. С. Введение в профессию: психолог образования + доп. материалы на сайте: учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов, А. М. Федосеева, Э. Байфорд; под общей редакцией А. С. Обухова. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 345 с.
18. Охременко, И. В. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие для вузов / И. В. Охременко [и др.]; под редакцией И. В. Охременко. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 89 с.
19. Пряжников, Н. С. Организация и методика производственного обучения: профориентология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. С. Пряжников. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 305 с.
20. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник и практикум для вузов / Д. М. Рамендик. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023.- 74 с.
21. Сережко, Т. А. Психология социально-правовой деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. А. Сережко, Т. З. Васильченко, Н. М. Волобуева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 271 с.