Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Одна из важнейших задач современного образования, в том числе, профессионального – это развитие и формирование компетентной и самостоятельной личности. Для этих целей педагоги используют самые разнообразные педагогические технологии, в том числе, проектные, игровые, цифровые, информационно – коммуникационные и др. Обязательными к использованию в учебно – воспитательном процессе любой образовательной организации являются проектные и исследовательские технологии, поскольку они регламентированы федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) для каждой образовательной ступени, начиная с дошкольных организаций.
Современный образовательный процесс регламентируется требованиями федерального образовательного государственного стандарта (ФГОС) на каждой образовательной ступени. В ФГОС СПО также указано, что наиболее значимым ориентиром в образовании является развитие самостоятельности обучающегося, развитие его инициативы и ответственности как главного условия самоактуализации личности. Ученики всегда стремятся к самостоятельности, как в учебной деятельности, так и в любой иной. Это проявляется их готовностью, к различного рода действиям в собственной образовательной практике.
В современном обществе востребованы многие личностные качества субъекта, в частности, самостоятельность в решениях и преодолении задач, творческая самореализация, творческий подход. Процесс формирования личностных свойств и качеств требует особого подхода. В связи с этим существует необходимость в инновационных методах обучения самостоятельной деятельности обучающихся. Чтобы сформировать у студентов навыки самостоятельной работы, необходимо перенести акцент с традиционного усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН) на деятельностный и личностно ориентированный подход в обучении. Самостоятельность в учебной работе позволяет ученикам в профессиональной образовательной организации осуществлять самоконтроль и самооценку своей учебной и профессиональной деятельности. Проблемами самостоятельной учебной деятельности занимались исследователи В.Д. Иванов, Т.В. Маркова, М. Монтессори и др., что позволило выявить наиболее значимые обстоятельства формирования учебной самостоятельности субъектов.
Самостоятельная учебная деятельность является обязательной. Чем старше становятся обучающиеся, тем большее количество времени у них отводится на самостоятельную учебную работу. Далеко не у всех одинаково протекают подобного рода процессы, и большую роль в развитии самостоятельности каждого школьника играют преподаватели. Самостоятельность субъекта представлена как одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой задачи и искать решения для этих задач. Говорить о том, что самостоятельность субъекта в рамках учебной деятельности сформирована на должном уровне, можно лишь в том случае, если субъект способен ставить перед собой учебные цели и продумывать пути их достижения. Достигать всего этого студент должен самостоятельно, без посторонней помощи.
Сегодня можно говорить о том, что фундаментализацией современного образования является информатизация и цифровизация всех сфер образовательной среды. Применение цифровых технологий стало актуальным практически сразу, как только в повседневную жизнь начали внедряться современные технологии связи, интернет и повсеместное использование компьютеров. Педагоги в своей образовательной практике используют самые разнообразные приёмы, методики и технологии, но практически все они реализуются на основе цифровых и ИКТ технологий, в том числе и при самостоятельной работе студентов.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования методики и организации самостоятельной работы студентов при изучении экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
Объект исследования: учебный процесс в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: самостоятельная работа студентов при изучении экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ понятия самостоятельная работа в условиях требований ФГОС.
2. Рассмотреть формы и способы самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин и междисциплинарных курсов.
3. Описать организационно-педагогические условия организации самостоятельной работы студентов при изучении экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
4. Предложить методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования, беседа, анализ текстов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Анализ понятия самостоятельная работа в условиях требований ФГОС
Осмысление проблемы организации самостоятельной работы студентов в системе СПО происходит в контексте понятий самоконтроль, самостоятельная работа и самостоятельная деятельность. В современной образовательной среде самостоятельной работе придают большое значение на всех уроках и занятиях без исключения. Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную педагогом активную деятельность учеников. Самостоятельная работа направлена на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное время. В процессе самостоятельной работы осуществляется поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование умений и навыков, обобщение и систематизация знаний [15].
Самостоятельная работа студентов в рамках учебно – воспитательного процесса – это учебная работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога. Но выполняется эта работа по заданию педагога и в специально предоставленное для этого время. Ученики стремятся сознательно достигнуть поставленной в задании цели, прилагая к этому определённые усилия. Этот вид деятельности чрезвычайно важен. Изучением вопроса формирования учебной самостоятельной деятельности занимались учёные К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, Г.И. Щукина и др. [13]. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой из образовательной ступени устанавливает требования к личностным результатам субъектов, освоивших основную образовательную программу. Таким личностным результатом является развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности [2].
К.Д. Ушинский считал, что лишь самостоятельная работа субъекта создает условия для глубокого овладения знаниями. Педагоги практики всегда считали, что на уроке учащиеся должны работать по возможности самостоятельно. Педагог руководит их работой и направляет её в нужное русло. Самостоятельная работа – это, прежде всего, решение какой-либо учебной задачи. С другой стороны – это форма проявления соответствующей учебной деятельности, при которой задействованы память, мышление, творческое воображение и др.
Самостоятельная работа – это специфический вид учебно-познавательной деятельности, или сочетание нескольких видов. С точки зрения организации самостоятельная работа может быть фронтальной. В этом случае все ученики выполняют одно и то же задание. Самостоятельная работа может быть реализована при работе в ученических группах. Для выполнения учебных заданий учащиеся разбиваются на небольшие группы; парной; индивидуальной.
Р.А. Низамов определяет самостоятельную работу как разнообразные виды индивидуальной и групповой познавательной деятельности учеников, осуществляемой ими на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время [19].
А.М. Лушников считает, что назначение самостоятельной работы заключается в том, чтобы с помощью индивидуального поиска углубить и конкретизировать свои знания. При этом можно проявить творческий подход к изучаемой проблеме, получить навыки работы с книгой, проанализировать текст, систематизировать изученный материал и др. Самостоятельная работа - это хороший способ для выполнения учебного исследования. В ходе самостоятельной работы можно решать творческие задачи, решать актуальные проблемы, разрабатывать проекты и исследования и др.
По мнению Коджаспировой Г.М, самостоятельная учебная работа – это такой вид деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика. Это имеет отношение ко всем структурным компонентам урока, от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции.
Самостоятельная учебная работа – это средство формирования познавательных способностей учащихся. П.И. Пидкасистый писал, что самостоятельная работа выступает в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельностью учеников. Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели.
Это могут быть следующие виды работы:
-поиск знаний;
-его осмысление;
- закрепление полученного знания;
-формирование и развитие умений и навыков;
-обобщение и систематизация знаний.
При выполнении самостоятельной работы учениками, в каждой конкретной ситуации усвоения присутствует соответствующая дидактическая цель. При этом у субъекта, на каждом этапе его деятельности обеспечивается некоторый заданный объем и уровень знаний, навыков и умений. У студентов при этом вырабатывается соответствующая психологическая установка на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации [21].
Ш.И. Ганелин под самостоятельной работой понимает задания учителя, которые рассчитаны на выполнение конкретного задания, требующего со стороны ученика известного умственного напряжения и самостоятельной мыслительной активности. Такие задания учитель выдаёт для лучшего восприятия и осмысления новых знаний и для выработки и совершенствования умений и навыков самостоятельной работы.
Для учеников рекомендуют использовать следующие виды самостоятельной работы:
-чтение параграфа книги;
-нахождение главной мысли;
- заполнение таблиц;
-разработка схем;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько М.: Народное образование. - 2006 - 336 с.
2. Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика [Текст] / Ю.В. Васильев. - М: Педагогика. – 2012. – 139 с.
3. Винер, Н. Кибернетика и общество [Текст] / Н. Винер. - Перевод Е.Г. Панфилова Общая редакция и предисловие Э.Я. Кольмана М.: Тайдекс Ко, 2012 г.- 186 с.
4. Варнавских, С.М. Воспитание творческой активности школьников в условиях развивающей образовательной среды [текст] / С.М. Варнавских. - Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 3. – С. 40 – 43.
5. Внедрение электронного образования и дистанционных образовательных технологий в образовательные организации / [Электронный ресурс] - режим доступа:https://sites.google.com/site/otdelrazvitiaobrazovania/obrazovatelnyj- kontent/ucebnosetevye-proekty (дата обращения: 16.12.2023).
6. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика 2014.- 135с.
7. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] / А.В. Горячев. - Информатика и образование. - 2011. - №3. – С. 18-21.
8. Джиемуратова, Г.А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г. А. Джиемуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/ (дата обращения: 16.12.2023).
9. Донгак, Н. А. Применение проектных технологий в учебных заведениях / Н. А. Донгак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62489/ (дата обращения: 16.12.2023).
10. Ефимов, П.П. Направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 373-376. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6689/(дата обращения: 16.12.2023).
11. Ефимов, П.П. Сущность инновационной образовательной среды [текст] / П. П. Ефимов, В. Н. Костин // Молодой ученый. - 2014. - № 7. - С. 502–506.
12. Информатизация общего среднего образования [Текст] / Научно-методическое пособие // Под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.
13. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика [Текст] / К.К. Колин // учебное пособие - Изд-во «Академический проект». М., 2010. - 203 с.
14. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения [Текст] / Н.Н. Курова //Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2012. -186 с.
15. Концепция информатизации образования [Текст] / Информатика и образование. - 2002. - №1., 98-101 с.
16. Котлярова, И.О. Инновация и повышение профессиональной педагогической квалификации кадров [Текст] / И.О. Котлярова. – Челябинск: ИДПОПР, 2015. – 136 с.
17. Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики [Текст] / Н.И. Лапин. - М.: Университетская книга; Логос, 2018 – 328 с.
18. Маркина, Е.И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога [Текст] / Е.И. Маркина. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. -No1. - С. 60-61.
19. Мардахаев, Л. В. Основы социально-педагогической технологии [Текст] / Л.В. Мардахаев // Учебное пособие. – Рязань, 2013. – 92 с.
20. Нечаев, М.П. Методика самооценки соответствия педагога требованиям профстандарта [Текст] / М.П. Нечаев. // Воспитание школьников. - 2015. -No3. - С. 22 - 27.
21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебное пособие для сотрудников пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Полат Е.С., Бухвркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224с.
22. Педагогический менеджмент [Текст] / (Концепция, опыт работы) / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский. - М. Педагогика, 2011. - 265с.
23. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат // М.: Изд-во Академия, 2005. - 77 с.
24. Хошимова, Ч.С. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий / Ч.С. Хошимова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 34-36. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40108/ (дата обращения: 16.12.2023).
25. Яковлев Е.В. Педагогическая система с позиции системного подхода [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева //Актуальные проблемы управления качеством образования. No6 – Челябинск, 2011. – 136 с.