Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества особое значение приобретает потребность в самостоятельной, разносторонней личности, свободной, способной к творческому созиданию. Это творчески развитая личность, с креативным мышлением, способная адаптироваться и успешно функционировать в современном информационном мире. Залогом успешности этого процесса является творческое развитие ребенка в младшем школьном возрасте.
Актуальность темы данного исследования подтверждается целями государственной политики в интересах детей. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» гласит, что образовательная программа определяет содержание образования. «Содержание образования должно учитывать многообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащегося на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с духовно-нравственными и социокультурными ценностями общества, принятый семьей и обществом. Развитие их творческих способностей и интересов» [1, c. 13].
В Конвенции о правах ребенка говорится, что «Государство согласно с тем, что образование детей должно быть направлено на развитие личности и таланта»...Поощрять право детей на полноценное участие в культурной и творческой жизни и предоставлять адекватные и равные возможности для культурной и творческой деятельности» [2, c. 18].
Младший школьный возраст чувствителен к развитию творческого воображения. Младшие школьники отзывчивы, впечатлительны, любят мечтать и фантазировать, разгадывать ребусы и загадки, восприимчивы к новому. Передача знаний и вовлечение детей в различные виды деятельности способствуют обогащению и расширению детского опыта. Все это является важнейшей предпосылкой развития творческого воображения ребенка и начала его творческой деятельности.
Исследования по развитию творческого воображения у младших школьников занимают важное место в отечественной и зарубежной психологии. Психологической основой для изучения сущности и механизмов творческого воображения являются работы Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, В.В. Давыдова, Р.М. Грановской, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Дружинина, Л. В. Ясинского и других, а также труды зарубежных психологов: Т. Рибо, Дж. Гилфорда, Э.П. Торренс, другие.
Огромные возможности для развития творческих способностей обучающихся имеют кружковые занятия. Кружковая деятельность дает широкий простор для всевозможной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, и т. д. В ходе выполнения таких работ у школьников появляется и укрепляется интерес к отдельным темам.
Из вышеизложенного сложилось противоречие между необходимостью развивать творческое воображение младших школьников и недостаточном количестве часов по внеурочной кружковой деятельности.
Исходя из противоречия получили проблему в поиске средств развития творческого воображения младших школьников в кружковой деятельности.
Объект исследования – творческое воображение младших школьников
Предмет исследования – развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста посредством кружковой деятельности
Цель работы – изучение развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста кружковой деятельности
Задачи
1. Изучить «воображение» виды, формы, функции.
2. Проанализировать воображение детей младшего школьного возраста, как психолого - педагогическую проблему.
3. Рассмотреть кружковую деятельность, как деятельность для развития творческого воображения младших школьников
4. Провести исследование уровня развития творческого воображения младших школьников.
5. Разработать и апробировать программу по развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в кружковой деятельности.
Гипотеза: развитие творческого воображение младших школьников будет проходить эффективнее если привлекать детей младшего школьного возраста в кружковую деятельность.
Методы исследования: теоретические методы, эмпирические методы, методы обработки данных.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников литературы, приложение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Воображение – виды, формы, функции
Воображение - познавательный психический процесс, состоящий в создании новых образов путем обработки материалов представлений и восприятий, полученных в предшествующем опыте, своеобразное отражение человеком действительности в новых сочетаниях и связях, необычных и неожиданных.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без непосредственного привлечения практических действий. Это во многом помогает ему в тех жизненных случаях, когда практические действия либо невозможны, либо затруднительны, либо просто нецелесообразны [2, с.106].
Различают следующие основные виды и формы воображения:
1.Активное
2. Пассивное
3. Продуктивное
4.Репродуктивное
5.Реалистическое
6.Творческое
Активные – взывают к воображению, образы которого возникают и изменяются при участии воли человека.
Произвольное воображение развивается с детства, когда дети пробуют в играх определенные роли. Необходимость наиболее точного отображения роли приводит к активной работе воображения. Она продолжает развиваться в последующей деятельности человека, когда для выполнения той или иной задачи он должен представить результат работы, а также необходимые операции.
В процессе активного воображения большую роль играет сознание человека, его активное отношение к формированию и преобразованию образов. В основе такой деятельности лежит умение вызывать и модифицировать нужные представления.
Задачи активного воображения:
1. Передача действительности через фантазии - воспроизведение увиденных явлений, их запоминание, преобразование действительности.
2. Регуляция поведения - планирование программы действий, корректировка поведения в соответствии с целью, установление связи между деятельностью и ее результатами.
3. Управление эмоциями – снятие стресса с помощью успокаивающих изображений.
В группе активного воображения выделяют следующие подвиды:
• творческое (продуктивное);
• воссоздающее (репродуктивное);
• мечта.
Продуктивные - призывают к воображению, в образах которого много нового (элементов фантазии) [3, с.56].
Этот тип отвечает за формирование представлений, не имеющих реальных прототипов. В сознании человека на основе жизненного опыта и знаний формируется модель определенной ситуации, явления или предмета. Сложность заключается в объединении существующих элементов в единое целое, что создает уникальность итогового изображения.
Продуктивное воображение проявляется в процессе творчества человека: технической деятельности, науки, искусства.
Репродуктивное есть воображение, в произведениях которого много уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового.
В процессе репродуктивного воображения возникают новые образы на основе восприятия описаний, схем, рисунков и записей. Целью этого вида воображения является создание образа, максимально приближенного к реальности.
Важную роль в обучении играет воссоздание воображения, позволяющее понять суть изучаемого через создаваемые образы [9, с.66].
Мечта — это особая форма активного воображения, заключающаяся в создании образа того, чего человек хотел бы достичь. Сновидение направлено в будущее и выступает в качестве причины, мотива той или иной деятельности человека.
Пассивным является воображение, в котором образы возникают и изменяются спонтанно, без участия воли человека.
Непроизвольное воображение начинает проявляться у детей раннего возраста. Наиболее ярко — во сне, в полусонном состоянии, когда идеи спонтанно возникают, изменяются, сочетаются. Однако пассивное воображение имеет место и в бодрствующем состоянии.
Пассивное воображение проявляется в двух подвидах:
• грезы (преднамеренное);
• непреднамеренном.
Грезы (преднамеренное воображение) - когда человек уходит от реальности в область фантазии, чтобы спрятаться от, казалось бы, неразрешимых задач, потребности в действии, жизненных сложностях. Такие фантазии называются снами.
Создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, нереальные. Сновидения обычно возникают у человека с нарушением психического контроля. При этом контроль проявляется в подборе образов, которые вызывали бы у человека определенное эмоциональное состояние [4, с.86].
Непреднамеренное воображение - оно проявляется в особых состояниях человека или организма, когда человек не контролирует процесс создания образов. Разновидностями являются сны и галлюцинации.
Галлюцинации – фантастические видения, почти не имеющие отношения к реальности. Если мечтательность можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются следствием тех или иных нарушений психики или функционирования организма и сопровождают многие патологические состояния.
Сны также относятся к категории непреднамеренных пассивных форм воображения. Их истинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях выражаются и удовлетворяются многие жизненные потребности человека, которые по ряду причин не могут быть реализованы в жизни.
Репродуктивное воображение – задача воспроизвести реальность такой, какая она есть.
Творческое воображение создает совершенно новые оригинальные образы. Воображение – неотъемлемая часть творческого процесса. Существенным критерием творческого воображения является социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, подчеркивание, усиление наиболее существенных сторон действительности [12, с.156]
Функции воображения:
1) представление действительности в образах, а также создание возможности их использования, решения задач;
2) регуляция эмоциональных состояний (с помощью своего воображения человек способен хотя бы частично удовлетворить многие потребности, снять порождаемое ими напряжение.);
3) произвольная регуляция
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 и от 8 августа 2022 г. https://sh-sazonovskaya-r19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf
2. Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 27.06.2023. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
3. Антилогова, Л. Н. Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников / Л. Н. Антилогова, Л. Г. Карпова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – №2 (24).
4. .Акуненок Т.С. Использование приемов нетрадиционного рисования. М., – 2010.
5. . Апшева, С. Ю. Влияние факторов семейного воспитания на развитие творческого воображения младших школьников / С. Ю. Апшева, Ф. В. Малухова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.
6. . Баллон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Баллон. – Москва: «Просвещение», 2014. – 300 с.
7. .Вальтер, Д. В. Изучение актуального уровня развития воображения младших школьников [Текст] / Д. В. Вальтер, С. А. Коваль // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57-9. – С. 40-47.
8. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей [Текст]. – Москва: Академия, 2015. – 125 с.
9.Л.С. Выготский Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2018. - 448 c.
10.Гаврилова, Н. Г. Развитие воображения и его роль в становлении личности младшего школьника [Текст] / Н. Г. Гаврилова, О. В. Моторова / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чувашская Республика Чувашия. – 2017. – С. 44-49.
11.Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005. с.56
12.Долгова, В. И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета Лесгафта. – 2014. – №11 (117).
13. Иванова, Т. В. Развитие воображения младших школьников [Текст] – Курск: Региональный открытый социальный ин-т, 2015. – 84 с.
14. Ильенков, Э. В. К проблеме воображения [Текст] // Вопросы психологии. – 2017. – № 5. – С. 34-38.
15.Карпенко, Н.А. К26 Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста : монография / Н.А. Карпенко, Т.А. Пульянова. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2022. – 80 с.
16.. Курилова, А. С. Сущность понятия «творческое воображение» у детей младшего школьного возраста [Текст] // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 5 (13). – С. 193-197.
17.Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров / Р.С Немов. – М.: Просвещение, 2005. – 470 с.
18.Никифоров О.И. К вопросу о воображении / О.И. Никифоров // Вопросы психологии. – 1972. – №2. – С. 67-77.
19.Николаенко Н.Н. Психология творчества / Н.Н. Николаенко. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
20. Муравенкова, М. Ю. Постановка гимнастической цели по принципам целеполагания // Молодой ученый. – 2019. – № 2 (240). – С. 360- 361.
21. Мурзина, Н. П. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" [Текст] / 74 Н. П. Мурзина, Е. В. Чердынцева, М. В. Мякишева, Е. Г. Ожогова, Е. В. Намсинк, И. Н. Рассказова, Е. В. Чухина, О. В. Якубенко. Под общей редакцией Н. П. Мурзиной. – Омск : изд-во Ом ГПУ, 2015. – 484 с.
21.Полуянов Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. – М.: Знание, 2003. – 155 с.
23. Рубинштейн, C. Л. Основы общей психологии [Текст]. – Санкт Петербург: Питер, 2017. – 368 с.
24. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]. – СанктПетербург: Питер, 2015. – 304 с.
25.Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей / Л.Ю. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.
26.Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч.– 2012.