Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время весьма значимым является компетентностный подход к обучению и личностно - ориентированная модель преподавания любой дисциплины. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и развитие универсальных учебных действий (УУД). УУД рассматриваются рядом исследователей как действия, направленные на общее развитие человека, развития его умения и желания учиться, мыслить. При помощи УУД ученики приобретают способность к критическому мышлению, их кругозор значительно расширяется, они могут учиться и находить интересующую информацию самостоятельно, без помощи учителя и любой другой посторонней помощи. Особое внимание уделяется такой компетенции как умение учиться.
Наиболее оптимальный период для формирования у ребенка УУД - это школьный возраст, поскольку для него характерен ряд психических и психофизиологических преобразований и качеств, которые могут лежать в основе дальнейшего развития ребенка. Именно УУД уже давно рассматриваются как неотъемлемая часть обучения в школе и является залогом дальнейшего успешного послешкольного образования. УУД являются средством саморазвития и самоопределения личности, средством ее совершенствования в различных направлениях [1].
Одним из основных средств формирования УУД является математика. Эта наука является одной из старейших наук, которая издавна является ведущим средством образования, развития населения и совершенствования. Развитие математики отразилось на развитии науки и техники, следствием проникновения математики в эти сферы стал научно - технический прогресс общества. Математика является средством развития не только отдельной личности, но и общества в целом. С целью дальнейшего развития общества и человека в нем особую актуальность приобретает математическое воспитание подрастающего поколения и выработка УУД на базе математических знаний и умений [2].
Это обусловлено тем, что первоначальные математические знания усваиваются детьми в определенной, приспособленной к их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. При сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение учащимися математических знаний развивает математическое мышление учащихся. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания [3].
Актуальность данной проблемы никогда не исчерпает себя, так как всегда будет тенденция к поиску наиболее эффективного средства развития универсальных учебных действий и мышления школьников.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Предмет исследования – формирование коммуникативных УУД методом смыслового чтения на уроках математики.
Цель работы: раскрыть технологию использования смыслового чтения на уроках математики как способа формирования коммуникативных УУД у школьников.
Задачи исследования:
• раскрыть значение и сущность коммуникативных УУД;
• рассмотреть суть метода смыслового чтения;
• выявить особенности формирования УУД на уроках математики;
• привести разработки, позволяющие развить коммуникативные УУД методом смыслового чтения на уроках математики.
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных УУД методами смыслового чтения
1.1. Коммуникативные универсальные учебные действия
В широком смысле этого слова, термин «универсальные учебные действия» обозначает процесс, при котором личность познает себя и окружающую среду, свой коллектив через самоактуализацию своего самосовершенствования не только внутренних качеств, но и внешней самореализации, которая выражается в умении учиться, т. е. способности субъекта к саморазвитию личностных ориентиров среди школьных дисциплин и самосовершенствованию путём осознанного и активного присвоения нового социального опыта [5]. В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный [4].
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [5,6].
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности [5,6].
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия [6].
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми [6].
Коммуникативные УУД подразумевают также знание языка, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Дошкольник должен уметь представить себя, задать вопрос, ответить и др.
Основной задачей коммуникативных УУД является развитие у школьников навыков общения, умения улаживать отношения, устранять конфликты.
Общение очень важно для детей. Имеет значение как общение со сверстниками, так и с педагогами, взрослыми. В ходе развития коммуникативных УУД широко используют технологию организации общения именно между школьниками и педагогом. Под этой формой общения подразумевают такую форму, при которой общение между ребенком и взрослым базируется на естественном стремлении ребенка к познанию. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции [7].
Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований. При этом для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка. Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности.
Так возникают коммуникативные УУД, направленные на получение информации и новых впечатлений о внешней среде, окружающей ребенка, и основных явлениях и процессах, происходящих в ней. Это форма также эффективно вплетается в совместную деятельность педагога с детьми, часто переплетается с совместной познавательной деятельностью. Характерной чертой этого периода является то, что у ребенка появляется потребность в уважении, ему важно ощущать равное и уважительное отношение к себе со стороны взрослого.
Направлена такая деятельность на удовлетворение естественного стремления к познанию, которое школьникам. Преобладание в этом возрасте познавательного интереса ведет к тому, что ребенок начинает задавать большое количество вопросов. При этом зачастую вопросы очень разнообразны и удивляют взрослого человека. Тем не менее, они охватывают всю сферу знаний, присущих ребенку в этом возрасте [8].
Ребенок усваивает все, что он слышит от взрослого, сравнивает с тем, что он видит сам. При этом он пытается сопоставить, проанализировать информацию, установить свои принципы и закономерности. Таким образом, в качестве ведущего мотива формирования коммуникативных УУД выступает познавательный мотив. При этом взрослый предстает перед ребенком в роли эрудита, который знает ответы на все вопросы, а также как источник новых знаний.
Если у ребенка появляется вопрос, то он не видит другого способа удовлетворения своего познавательного интереса, кроме, как спросить у взрослого. Он считает, что взрослый сможет дать ему ответы на все интересующие вопросы, а также разрешит возникающие трудности и диллемы. При этом часто идет обсуждение различных тем, которые могут быть весьма далеки от личности взрослого или ребенка, а также от окружающей среды [9].
В структуру коммуникативных УУД входят следующие компоненты [10]:
- индивидуально-психологический компонент, который включает личностные качества, личностные и творческие качества, которые лежат в основе готовности школьника к обучению, познанию, творческому развитию.
- мотивационно-ценностный компонент подразумевает сформированность мотивации к обучению и познанию, а также формирование ценностных установок, смысловых качеств.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой [Текст]/Н.Б.Аникеева. – М.:Просвещение,1987. – 564 с.
2. Анохина Г.М. Проектирование и реализация личностно адаптированной системы обучения в средней школе. – Воронеж, ВОИПКРО, 2004.
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий – М. Просвещение, 2010
4. Афанасьева Ю.А. Использование интерактивных технологий на уроках математики при обучении учащихся с особыми образовательными потребностями (учебно-методическое пособие). Щелково: Издатель Мархотин П.Ю., 2010. 106 с.
5. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71–78.
6. Вайс В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе // Воспитание школьников. - 2005.- С.217.
7. Возлинкая, М.Ф. Нестандартная математика в школе [Текст] / М.Ф. Возлинкая. – М.:Просвещение,1993. – С.174.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/Л.С. Выготский. – М.:Просвещение,1991. – С.117.
9. Грязнов, Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П.Грязнов, Л.А.Лисина, П.И.Самойленко // Специалист. – 1998. – № 2. – С. 30–33, № 3. – С. 31–35, № 4. – С. 30–33.
10. Демидова С.И., Денищева Л.О. Самостоятельность учащихся при обучении математике. - М.: Просвещение, 2005.-С.45.
11. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст] / В.Г. Коваленко. – М.:Просвещение,1990. – С.120.
12. линия УМК «Сфера» Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/- «Просвещение» 2010 г.-304 с.
13. линия УМК «Сфера» Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/- «Просвещение» 2010 г.-304 с.
14. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей [Текст]/Р.М. Миронова. – Минск, 1989. – С.368.
15. Молодцова Н.Г. Дидактический материал по математике «Смекалочка», Н.Новгород, 2007 г – 101 с.
16. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике [Текст] / М.Н. Перова. – М.:Просвещение,1996. – 327 с.
17. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – СП-б: Изд-во «Питер», 1999.
18. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2003.–С.175.
19. Смолеусова Т.В. Этапы, методы и способы решения задач // Начальная школа. -2003. - №12. -С.62-66.
20. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]/Д.Б. Эльконин. – М.:Просвещение, 1978. – С.23.