Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. Теоретические основы метапредметный подход к отбору современных форм, средств и методов обучения учащихся основной школы
1.1. Теоретические основы метапредметного подхода в обучении учащихся основной школы
При организации образовательного процесса в современных условиях все больше внимания уделяется формированию метапредметных компетенций обучающихся. Метапредметный подход представляет собой новое направление в обучении, основанное на развитии универсальных способностей и навыков, которые применимы в различных сферах деятельности, в том числе и учебной. Однако, прежде чем начать реализацию модели обучения, основанной на метапредметном подходе, необходимо понять его теоретические обоснования
Метапредметный подход в современной дидактике рассматривается в качестве эффективного инструмента формирования универсальных способностей учащихся, к которым можно отнести критическое мышление, саморегуляцию, коммуникацию. Исследуемый подход позволяет обучающимся переносить полученные компетенции на новые задачи и ситуации, не ограничиваясь лишь повторением материала по отдельным темам и предметам.
В данном разделе рассмотрим теоретические основы метапредметного подхода, принципы его реализации, а также понятие метапредметных компетенций и их роли в развитии обучающихся. Предпринятый анализ позволит спрогнозировать потенциал метапредметного подхода, в том числе для определения современных форм, средств и методов обучения учащихся основной школы.
Метапредметный подход в современном образовании закреплен Федеральным государственным образовательным стандартом, который определил требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. В качестве требований определены в том числе и метапредметные результаты обучения, предполагающие освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Фгос также предполагает формирование у обучающихся способности к их использованию в познавательной деятельности и социальной практике, а также самостоятельность в планировании и осуществлении учебной и внеучебной деятельности при организации сотрудничества всех участников образовательных отношений, что способствует формированию умений построения индивидуальной траектории развития ребенка, овладение им навыков исследовательской, поисковой деятельности в социуме [27]. Обучающийся, овладевший названными навыками способен противостоять вызовам современности и готов к построению и реализации успешной траектории собственного развития, ориентированной на социальное развитие.
Актуальность применения метапредметного подхода в системе современного образования подчеркивают в своих исследованиях С.М. Ю и С.Э Ю, определившие перспективы развития педагогической деятельности общеобразовательной школы с учетом основ метапредметного подхода, заключающиеся в обновлении подходов к измерению образовательных результатов обучающихся; поиске и реализации технологий организации учебной и внеучебной деятельности с учетом содержательных основ метапредметности, обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам современной системы образования, обновлении форм и методов обеспечения мотивационной готовности педагогов к повышению профессионального мастерства в области метапредметности и обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся [30].
Исследованием содержания метапредметного подхода занимался А.В. Хуторской, определивший, что в процессе обучения, построенного на применении основ метапредметности обучающийся овладеет системой предметных знаний, а также освоит универсальные способы учебных действий, при использовании которых сможет самостоятельно добывать актуальную в той или иной ситуации информацию, необходимую для решения важных учебных и внеучебных задач. Автор также отмечает важность получения детьми такого количества знаний, которое поможет ему научиться учиться [28]
В развитие идеи метапредметности в образовании С.В. Ланкин и Ю.О. Иванюк определили основу метапредметного подхода как понимание того, чему надо учить школьников, то есть формирование у них творческого мышления. По мнению авторов, метапредметный подход должен обеспечивать переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному восприятию картины мира [17].
На основе сказанного выше можно говорить о том, что ключевым элементом обучения в основной школе можно считать формирование универсальных учебных действий и развитие познавательных способностей обучающихся. Метапредметный подход представляет собой систему принципов, методов и приемов обучения, направленных на развитие критического мышления, самостоятельности, творческого потенциала и готовности к самообразованию.
Одним из ключевых аспектов метапредметного подхода выступает развитие метапредметных компетенций, представляющих собой набор знаний, умений и навыков, которые позволяют учащимся ориентироваться в информационном пространстве современного социального окружения, осуществлять поиск и анализ информации, применять полученные знания в решении задач различной степени сложности и в различных областях познания и жизнедеятельности.
Методологическая основа метапредметного подхода заключается в его системности при организации процесса обучения в основной школе. В рамках названного подхода необходимо рассматривать не только содержание предметов обучения, но и их взаимосвязь, а также их связь с ситуациями реальной жизни. Это позволит учащимся сформировать целостное представление о мире, развить у них способность к анализу и синтезу информации, а также критическое мышление.
С связи с вышесказанным важным представляется развитие саморегуляции учебной деятельности. Учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно определять свои цели и задачи, планировать свою работу, контролировать ее выполнение и оценивать полученные результаты, что позволит им принять ответственность за собственное обучение, развить их самостоятельность и самоконтроль.
Таким образом, применение основ метапредметного подхода при обучении учащихся основной школы будет способствовать формированию у них универсальных учебных действий и развитию познавательных способностей, что позволит учащимся стать субъектами образовательного процесса, готовыми к успешной адаптации в постоянно меняющемся мире.
Для достижения цели предпринятого исследования и реализации его задач немаловажным представляется также формулирование принципов метапредметного подхода, влияющих на выбор современных форм, средств и методов обучения учащихся основной школы, в связи с пониманием необходимости перехода от изучения отдельных предметов к комплексному анализу и пониманию связей между ними.
Первый принцип метапредметного подхода - это глубокое понимание основных понятий, принципов и методов различных наук. Ученики должны не только запомнить факты и формулы, но и уметь анализировать и объяснять явления на основе полученных знаний. Это помогает им развивать критическое мышление, способность к самостоятельной деятельности.
Второй принцип - это интеграция знаний из различных предметов. Ученики должны видеть связи между математикой, физикой, химией, биологией и другими науками. Например, при изучении физики они должны видеть применение математических методов или химических законов. Такой подход позволяет углубить понимание предметов и показать их взаимосвязь.
Третий принцип - это развитие универсальных учебных действий. Ученики должны научиться анализировать, сравнивать, классифицировать информацию, делать выводы, решать задачи. Эти навыки необходимы для успешного обучения в школе и в жизни. Метапредметный подход помогает развивать эти навыки, даёт возможность применять их в различных ситуациях.
Четвертый принцип - это использование проектной деятельности. Ученики создают проекты, которые объединяют знания из разных предметов для решения конкретной задачи или проблемы. Проектная деятельность способствует активному и творческому мышлению учащихся, формирует навыки работы в команде и самостоятельности.
В целом, метапредметный подход основан на системном представлении знаний, интеграции предметов и развитии универсальных учебных действий. Он позволяет формировать глубокое понимание материала, развивает критическое мышление и способствует развитию творческого потенциала учащихся. В данном случае уместно активное использование различных образовательных ресурсов: учебников, электронных пособий, интернет-ресурсов и других средств обучения. Это способствует более глубокому и полному усвоению материала, а также развитию информационной грамотности учащихся.
Метапредметный подход в обучении учащихся основной школы играет важную роль в развитии и совершенствовании учебных навыков. Он представляет собой методологическую основу, которая позволяет детям не только получить знания по конкретным предметам, но и научиться анализировать, оценивать и применять эти знания в различных контекстах.
Таким образом, метапредметный подход имеет важное значение в развитии универсальных учебных навыков учащихся основной школы, способствует приобретению обучающимися основной школы не только знаний по отдельным предметам, но и развитию универсальных учебных действий, развитию аналитического мышления и коммуникативных навыков, которые помогут учащимся стать субъектами образовательного процесса, готовыми к успешной адаптации в постоянно меняющемся мире.
1.2. Роль современных форм, средств и методов обучения в реализации метапредметного подхода
Образование в современных реалиях становится непрерывным процессом, который требует постоянного развития и применения новых форм, средств и методов его организации на основе метапредметности, способствующей становлению обучающихся в качестве субъектов образовательного процесса, готовых к успешной адаптации в постоянно меняющемся мире.
Метапредметный подход предполагает выделение общих учебных действий, которые являются ключевыми в процессе обучения и применимы при изучении различных учебных предметов. Названный подход направлен на развитие у школьников таких компетенций как анализ, синтез, самостоятельность и критическое мышление. Для успешной и эффективной реализации метапредметного подхода необходимо применение современных форм, средств и методов обучения.
Современные средства обучении позволяют создавать интерактивные учебные материалы, которые помогают школьникам понять и усвоить информацию, к ним относятся видеоуроки, онлайн-курсы, виртуальные лаборатории – все это открывает новые возможности для организации образовательного процесса в основной школе. Кроме того, использование интерактивных средств обучения и электронных учебных программ позволяет индивидуализировать обучение, адаптируя его к потребностям отдельного ребенка. Такие средства облегчают процесс обучения и делают его более интересным и наглядным, способствуя повышению учебной мотивации обучающихся.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий [Текст] / Н. И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 94-100.
2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М. : Просвещение. 1985. 208 с.
3. Беляева О.А. Коллективный проект как средство формирования диагностической компетентности студентов педагогического университета // Дошкольное и начальное образование: теория и практика. Материалы международной конференции. Ярославль, 2023. С. 19-26.
4. Богданова А.А. Новейшие образовательные технологии в формировании метапредметных компетенций обучающихся // Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции и перспективы развития. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 110-летию Иркутского Педагогического института. 2019. С. 66-70.
5. Бурдюгова А.П. Применение современных подходов в педагогике для развития эффективного образования // Интеграция, эволюция, модернизация: пути развития науки и образования. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2023. С. 63-65.
6. Бускаева З.С. Метанавыки как фактор нового мышления // Актуальные проблемы воспитания и обучения. Материалы всероссийской научно-практической конференции обучающихся. Карачаевск. 2022. С. 49-53.
7. Гилядов С.Р. Школьная практика реализации метапредметного подхода // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2019. С. 465-468.
8. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это? // Учительская газета 2011. № 9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.ug.ru/article/64.
9. Громыко Н.И. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов // Учительская газета. № 36. 07.09.2010 г. URL: http://www.ug.ru/archive/36681 (дата обращения: 04.12.2023).
10. Гуторова Г.Д. Метапредметный подход в реализации полилингвального образования // Научный Татарстан. 2020. № 2. С. 72-81.
11. Драганова О.А. О формировании психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях реализации метапредметного подхода // Региональное образование: современные тенденции. 2017. № 3 (33). С. 24-29.
12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505 (дата обращения: 04.12.2023).
13. Колесина К.Ю., Мирошниченко А.В., Саидов А.А., Гримсолтанова Р.Э. Интегративные процессы как содержательно процессуальное ядро метапроектного обучения // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 3. С. 73-88.
14. Корнюшова И.В. Метапредметный метод обучения в современной системе образования // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 291-296.
15. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М. 2007. 352 с.
16. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=11014 (дата обращения: 04.12.2023).
17. Ланкин С.В., Иванюк Ю.О. Метапредметный подход в обучении астрономии // Scientific achievements of the third millennium. Collection of scientific papers on materials IX International Scientific Conference. 2019. С. 85-88.
18. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика.1981. 185 с.
19. Золотарев А. В., Бородкина Н. В., Буданова Д. С. Метапредметные компетентности педагога: коллективная монография. Ярославль. 2018. 165 с.
20. Остапенко О.Н. Конструируем метапредметный урок // дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей. Материалы международной электронной научно-практической конференции : в 4 т. Донецк, 2020. С. 251-256.
21. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / Е. С. Савинов // - М. : Просвещение, 2011. — С. 43-48.
22. Присяжная Л.В. Реализация метапредметного подхода в обучении с применением современных образовательных технологий // Начальное образование в новой реальности: направления развития, актуальные проблемы, лучшие практики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2023. С. 279-281.
23. Прокопенко М.Л. Метапредметное содержание обучения в начальной школе. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. под ред. А. В. Хуторского. М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
24. Пупышева Е.Л. Метапредметный подход в педагогическом вузе: условия и способы реализации // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 232-235.
25. Ратикова И.Н. Метапредметный подход в образовательной практике // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2013. № 6. С. 26-30.
26. Стогний Л.А. Проект как инструмент измерения образовательных результатов // Психология и педагогика: методологические и методические проблемы и пути их решения. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа. 2021. С. 302-304.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. - М.: Просвещение, 2010.
28. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: научно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Эйдос», 2016. – 80 с.
29. Чиркова Н.И. К вопросу о формировании метапредметной компетентности у учащихся в условиях дополнительного образования детей // Гуманизация образования. 2020. № 4. С. 34-47.
30. Ю С.М., Ю С.Э. Реализация метапредметного подхода на уроках истории в общеобразовательной школе // Народное образование Якутии. 2022. № 1 (122). С. 36-40.