Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Изучение взаимосвязи между семейным воспитанием и проявлением девиантного поведения у подростков становится одной из важнейших тем современного социологического и психологического дискурса, что подчеркивается растущей обеспокоенностью по поводу все более широкого распространения среди молодежи поведения, отклоняющегося от общественных норм, в свою очередь, имеющее глубокие последствия для социальной гармонии и благополучия будущих поколений.
Центральное место в данной работе занимает концепция семейного воспитания – динамичного процесса, в котором семейные структуры, практики и взаимодействия оказывают глубокое влияние на траекторию развития подростков. Различия в стилях воспитания, эмоциональный климат домашней обстановки, наличие или отсутствие поддерживающих семейных отношений играют важную роль в формировании характера и моделей поведения молодых людей.
Важным аспектом работы является влияние семейного окружения на развитие личности подростков. Семья оказывает значительное влияние на моральное, эмоциональное и когнитивное развитие своих членов. Динамика внутри семейной ячейки, включая модели общения, эмоциональную связь и дисциплинарные подходы, играет решающую роль в формировании поведенческих тенденций подростков.
Объект исследования – семейное воспитание.
Предмет исследования – девиантное поведение подростков.
Цель исследования – анализ влияния семейного воспитания на развитие девиантного поведения у подростков.
В соответствии с целью исследования определены задачи:
- провести обзор литературы, включающей различные теоретические модели и эмпирические исследования, которые проясняют динамику между семейным окружением и поведением подростка;
- изучить примеры семейного воспитания, освещающих взаимосвязь между конкретными стилями воспитания и склонностью к девиантному поведению у подростков.
- рассмотреть отдельные стратегии воспитания, дать оценку их влияния на поведенческие результаты подростков, определить практики, которые потенциально могут стать руководством для эффективных подходов к воспитанию.
Методологическая база исследования позволяет провести анализ взаимосвязи между семейным воспитанием и развитием девиантного поведения у подростков. Так, Б.П. Яковлев и др. в своей работе рассмотрели психолого-педагогические факторы, влияющие на отклонения в поведении современных подростков; О.А. Белобрыкина и Р.А. Лимонченко – психологический опыт подростков с девиантным поведением. В свою очередь, Е.Ф. Николаева и др. представили инновационный взгляд на социальное поведение подростков, в том числе на отклонения от нормативного поведения. Т.В. Слотина и др. исследовали психолого-педагогический аспект заботы как свойство зрелости у субъектов отношений. Е.В. Кудинова раскрывает сложное взаимодействие семейных влияний, А.В. Семеновой проведен анализ личностных характеристик в подростковом возрасте.
Теоретическая значимость исследования. Данная работа вносит определенный вклад в область подростковой психологии и семейных исследований. Она предлагает тонкое понимание того, как различные аспекты семейной жизни влияют на вероятность девиантного поведения у подростков.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи семейного воспитания и девиантного поведения подростков
1.1. Понятие семейного воспитания и его виды
Под девиантным (от лат. deviatio – отклонение) поведением в социологии предполагаются поступки или действия человека, не соответствующие установленным в обществе нормам, или социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих сложившимся в обществе стандартам.
Девиантное поведение подростков является актуальной социально-психологической проблемой. Возникновение девиантного поведения в ученом мире пытались объяснить биологическими особенностями. Но в процессе исследования этого вопроса, выяснилось, что биологические особенности определяют предрасположенность, а основной силой развития девиантного поведения является среда, в которой растёт ребёнок. Соответственно, семейные взаимоотношения играют первостепенную роль в формировании психического здоровья и норм поведения ребёнка.
Концепция семейного воспитания, являющаяся краеугольным камнем в развитии подросткового поведения, включает в себя различные модели, каждая из которых характеризуется уникальными аспектами и историческим развитием, обеспечивая понимание того, как семейная динамика влияет на склонность к девиантному поведению у подростков.
Так, в работах Б.П. Яковлева и др. внимание акцентируется на психопедагогических факторах семейного окружения, провоцирующих девиации в поведении подростков. Анализ исследователей позволяет выявить нюансы того, как различные родительские подходы – от авторитарного до попустительского – формируют поведенческие траектории подростков, способствуя конформизму или порождая девиации [Яковлев Б.П. и др., 2019].
Авторы О.А. Белобрыкина и Р.А. Лимонченко внимание уделяют психологическому опыту девиантных подростков. В работе подчеркивается, как «эмоциональное пренебрежение или чрезмерное потворство в семейном контексте может привести к психологическим сложностям, проявляющимся в виде девиантного поведения у подростков» [Белобрыкина О.А. и Лимонченко Р.А., 2017].
В свою очередь, психологические аспекты инновационно-доминирующей социальной активности подростков исследуют Е.Ф. Николаева и авт., предлагая понять, как инновационные и нетрадиционные методы семейного воспитания могут влиять на поведение подростков, сдерживая или усугубляя девиантные тенденции [Николаева Е.Ф. и др., 2021].
Работа Т.В. Слотиной и др., посвященная психопедагогическому аспекту заботы как атрибута зрелости у субъектов отношений, еще более обогащает это понимание. Их исследование посвящено изучению последствий заботы и воспитывающего поведения в семье, иллюстрируя, как эти практики могут в корне формировать поведение подростков и их отношение к социальным нормам [Слотина Т.В. и др., 2021].
В свою очередь, посвященное особенностям семейного воспитания и его влиянию на подростковую девиантность, исследование Е.В. Кудиновой раскрывает сложное взаимодействие семейной динамики и влияния сверстников, подчеркивая многогранность факторов, способствующих развитию девиантного поведения у подростков [Кудинова Е.В., 2021].
Итак, в перечисленных работах в совокупности предлагается всесторонний обзор различных моделей семейного воспитания и проясняется их влияние на возникновение девиантного поведения у подростков.
Следует отметить, что на стили семейного воспитания оказывают влияние культурные и социально-экономические факторы, каждый из которых вносит свой вклад в формирование различных родительских парадигм. Они формируют этику и практику внутри семьи, отражая более широкие общественные нормы и экономические реалии.
В культурном плане семейное воспитание глубоко вплетено в понимание общественных ценностей, убеждений и традиций. Например, в коллективистских культурах, подчеркивающих общинную гармонию и взаимозависимость, стиль воспитания часто бывает более авторитарным, с упором на уважение к старшим и соблюдение семейных норм. Напротив, индивидуалистические культуры, в которых приоритет отдается личной автономии и самовыражению, как правило, формируют более разрешительные или демократические стили воспитания, где высоко ценится открытое общение и индивидуальный выбор.
Не менее значимо влияние социально-экономических факторов на стили семейного воспитания. Семьи из более высоких социально-экономических слоев, имеющие доступ к большим ресурсам и образовательным возможностям, часто используют более вовлеченный и воспитывающий подход, известный как «согласованное выращивание». Для этого стиля характерно сосредоточение на структурированных занятиях, развитии навыков и учебных достижений, что способствует формированию у детей чувства собственного достоинства и самоэффективности. И наоборот, семьи из более низких социально-экономических слоев, сталкивающиеся с экономическими трудностями и неопределенностью, могут придерживаться более «естественного роста». Данный стиль предполагает менее структурированное взаимодействие, с акцентом на послушание и соответствие общественным нормам, что часто является прагматичным ответом на проблемы, возникающие в их социально-экономической среде.
Взаимодействие этих культурных и социально-экономических факторов приводит к появлению разнообразных стилей семейного воспитания. Данные стили не статичны, а эволюционируют в ответ на изменение культурных норм и экономических условий, отражая адаптивную природу семей к контекстуальным реалиям. Понимание этой сложной взаимосвязи имеет решающее значение для понимания разнообразия родительских практик и их последствий для поведения и развития подростков.
Сравнительный анализ авторитарного, демократического и либерального подходов к семейному воспитанию выявляет различные парадигмы, каждая из которых имеет свои последствия для развития и поведения подростков. Так, авторитарное воспитание, по мнению Б.П. Яковлева и других авторов характеризуется строгой дисциплиной, высокими ожиданиями и низким уровнем эмоциональной теплоты. Такой подход, часто уходящий корнями в традиционные ценности, делает акцент на послушании и конформизме [Яковлев Б.П. и др., 2019].
Напротив, демократический подход, освещенный в работах О.А. Белобрыкиной и Р.А. Лимонченко [Белобрыкина О.А. и Лимонченко Р.А., 2017], способствует открытому общению, взаимному уважению и совместному принятию решений между родителями и детьми. Данный метод поощряет саморегуляцию и независимость подростков, обеспечивая при этом поддерживающую и воспитывающую среду.
Либеральный подход к воспитанию, часто ассоциирующийся со вседозволенностью, характеризуется высокой степенью свободы и минимальными ограничениями [Николаева Е.Ф. и др., 2021]. Родители, придерживающиеся этого стиля, могут воздерживаться от традиционных дисциплинарных практик, предпочитая более мягкий подход.
Таким образом, каждый из этих стилей воспитания отражает различные культурные, социальные и личные ценности и убеждения. К примеру, авторитарный подход может привить дисциплину и уважение к авторитетам, но ценой подавления творчества и самовыражения. Демократический стиль, поощряя независимость и критическое мышление, требует тщательной выверенности, чтобы у детей развивалось чувство ответственности. Либеральный подход, воспевающий индивидуальность и свободу, может быть полезен для развития творческих способностей и самоуважения, но может оказаться недостаточным для воспитания уважения к границам и самодисциплине.
При этом следует отметить, что каждый из этих подходов к семейному воспитанию имеет свои преимущества и проблемы. Выбор того или иного стиля может зависеть от множества факторов, включая культурное происхождение, семейные ценности и индивидуальные потребности ребенка.
Общепризнано, что эмоциональное и психологическое развитие подростков в значительной степени зависит от характера семейного воспитания, которое они получают, причем каждый стиль накладывает свой отпечаток. Авторитарный, демократический и либеральный подходы к воспитанию, каждый из которых обладает своими уникальными характеристиками, играют ключевую роль в формировании эмоционально-психологической ткани подростковой психики.
Так, авторитарное воспитание, часто характеризующееся жесткостью и высоким требованием послушания, как правило, формирует у подростков специфическую психологическую среду. Исследования показали, что у подростков, воспитывающихся в такой среде, может развиться склонность к конформизму и высокая дисциплинированность [Яковлев Б.П. и др., 2019].
Напротив, демократический подход к воспитанию, поощряющий открытое общение, эмпатию и взаимное уважение, как правило, способствует положительным эмоциональным и психологическим результатам у подростков [Белобрыкина О.А. и Лимонченко Р.А., 2017].
Либеральный или разрешительный стиль воспитания, характеризующийся минимальными границами и высоким уровнем свободы, предлагает другой спектр эмоциональных и психологических результатов. Такой подход может способствовать развитию творческих способностей, самовыражению и независимости [Николаева Е.Ф. и др., 2021].
Следовательно, каждый стиль воспитания накладывает на подростков свой психологический и эмоциональный отпечаток. Авторитарное воспитание, поощряя дисциплину и уважение к авторитетам, может препятствовать эмоциональной открытости и самооценке. Демократическое воспитание, способствующее развитию независимости и эмоционального интеллекта, может привести
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. Особенности переживания психологических проблем девиантными подростками // Национальный психологический журнал. 2017. №4 (28).
2. Болдина М. А., Никонов Ю. С. Девиантное поведение подростков как социальная проблема // Психолого – педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 15, №1. – С. 98 – 101.
3. Голованов В.П. Реализация воспитательного потенциала современного дополнительного образования детей. Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 2. С. 28-35. БОТ: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-28-35
4. Деветьярова И. Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий // Вектор науки ТГУ. – 2011. – №3 (6). – С. 99 – 101.
5. Игнатович С.С., Игнатович В.К., Игнатович А.В. Взаимодействие семьи и школы как основного воспитательного института в обществе. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 4. С. 18-24. Б01: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-18-24
6. Капитанец Е.Г., Андреева Е.А. Формирование позитивного самоотношения подростков // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pozitivnogo-samootnosheniya-podrostkov (дата обращения: 22.07.2021).
7. Ковальчук М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос, 2010. – 286 с.
8. Королева М. П. Причины и условия возникновения девиантного поведения у подростков группы риска в общеобразовательных школах // Вестник МГЛУ. – 2012. – Вып: 7 (640). – С. 174 – 179.
9. Кудинова Е. В.Особенности семейного воспитания и девиантное поведение сверстников как факторы, влияющие на формирование асоциальных характеристик современных подростков // StudNet. 2021. №4. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-semeynogo-vospitaniya-i-deviantnoe-povedenie-sverstnikov-kak-faktory-vliyayuschie-na-formirovanie-asotsialnyh (дата обращения: 22.07.2021).
10. Лазаренко Д. В., Исакова Е. К., Маркова Л. Н. Взаимосвязь темперамента и склонности подростков к девиантному поведению // Вектор науки ТГУ. – 2013. – №3. – С. 169 – 172.
11. Менделевия В. Д. Психология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
12. Миннегалиев М. М. Причины девиантного поведения подростков и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – №2. – С. 122 – 129.
13. Намаканов Б. А. Девиантное поведение подростков – проблема школьного воспитания // Наука и школа. – 2012. – С. 112 – 117.
14. Николаева Э.Ф., Акопов Г.В., Абушик А.С. Психологические аспекты развития инновационно-доминантной социальной активности подростков // АНИ: педагогика и психология. 2021. №1 (34). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-razvitiya-innovatsionno-dominantnoy-sotsialnoy-aktivnosti-podrostkov (дата обращения: 22.07.2021).
15. Паатова М. Э., Бегидова С. Н., Хакунов Н. Х. Теорико–методологический анализ социально-педагогических феноменов «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – №1. – С. 96 – 104.
16. Петрусевич Д. Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестник ТГПУ. – 2011. – Вып: 6 (108). – С. 195 – 198.
17. Пинаев П.В., Некрасов Д. Ю. Влияние семьи на формирование девиантности подростка // Вестник Пермского университета. – 2013. – Вып: 1 (13). – С. 142 – 149.
18. Попова И. В. Опыт исследования проблемы семейного насилия // Научный диалог, 2012. – Вып: 4. – С. 124 – 135.
19. Потёмкина Г. Н. Анализ причин девиантного поведения детей подросткового возраста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2012. – Вып №16 (149). – С. 141 – 152.
20. Семенова А.В. Личностные характеристики в подростковом и юношеском возрасте. Педагогика: история, перспективы.2020. Том. 3. № 3. с. 74 -83
21. Слотина Т.В., Карагачева М.В., Комарова А.В. Психолого-педагогический аспект заботы как атрибута зрелости субъектов взаимоотношений // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-aspekt-zaboty-kak-atributa-zrelosti-subektov-vzaimootnosheniy (дата обращения: 22.07.2021).
22. Снимщикова Э. В. Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков // Теория и практика общественного развития. – 2009. – 17 – 25.
23. Сятковский В. А. Психология девиантного поведения. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
24. Фатеев И. В. Социальные аспекты причин девиантного и делинкветного поведения подростков // Общество: политика, экономика, право. – 2008. – 69 – 73 с.
25. Хомич А. В. Психология девиантного поведения. – Южно-российский Гуманитарный институт., Ростов-на-Дону, 2006. – 140с.
26. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проспект, 2005. – 336 с.
27. Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г., Тарасенко И.Б. Психолого-педагогические факторы возникновения девиаций в поведении современных подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. №1 (76).