Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования определяется социальной и практической значимостью проблемы гуманизации и демократизации общества, важностью задачи развития активной и творческой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дошкольный возраст — это период развития личности и интенсивного формирования эмоционально-нравственных основ культуры (Л.И. Божович [4, с.36], Л.С. Выготский [5, с. 167], А.Н. Леонтьев [9, с.67], А.В. Запорожец [6, с.98], Д.Б. Эльконин [13, с.198] и др.). Нравственное развитие тесно связано с развитием эмоциональной сферы и является одной из центральных линий психического развития детей дошкольного возраста.
При переходе от раннего детства к дошкольному возрасту изменяется не только содержание эмоций, но и их положение и роль в структуре деятельности (Ю.З. Неверович, А.Д. Кошелева, Т.П. Хризман, Л.Н. Стрелкова,) [14, с.76]. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание эмоций, на которых она основана, - важнейшая задача, «не менее важная, чем воспитание ума, а в чем-то даже более» (А.В. Запорожец [6, с.127]).
Среди множества способов эмоционального развития игра занимает центральное место в жизни детей дошкольного возраста и имеет огромное значение. Игра эмоционально насыщенна, увлекательна и интересна для детей. В процессе игры у них развиваются такие процессы, как привязанность к близким, дружеская привязанность, чувства изменения, обогащения, которые являются основой для возникновения более сложных социальных эмоций. В это время ребенок пополняет свой арсенал эмоциональных проявлений, что создает своеобразный микроклимат для развития творческих аспектов интеллекта.
Исследования теоретиков и практиков психологии показали возможность использования различных игровых методов и приемов в развитии и формировании эмоциональной экспрессии у дошкольников (Ю.С. Неверович А.В. Запорожец [6, с.112]), эмпатии у дошкольников (Л.П. Стрелкова), определения ребенком эмоционального состояния человека (Е.В. Кучерева), эмоциональное благополучие в семьях (Е.И. Изотова, А.И. Захаров).
Актуальность данного исследования заключается в ограниченности данных о психическом развитии и социализации детей дошкольного возраста, нравственном и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста;
Цель исследования: изучить роль игровой деятельности для коррекции нравственно - эмоциональной сферы личности дошкольников
Объект исследования: нравственно - эмоциональной сферы личности дошкольников
Предмет исследования: игровая деятельности для коррекции нравственно - эмоциональной сферы личности дошкольников
Задачи:
1. Рассмотреть особенности развития нравственно – эмоциональной сферы дошкольников;
2. Проанализировать роль игровой деятельности в развитии нравственно волевой сферы дошкольников
3. Провести эмпирическое исследование уровня развития нравственно волевой сферы дошкольников
4. Разработать игровые упражнения для коррекции нравственно волевой сферы дошкольников
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого – педагогической литературы;
эмпирические: наблюдение, тестирование; анкетирование;
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО –ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности развития нравственно – эмоциональной сферы дошкольников
Проблема эмоционального развития - одна из важнейших психологических, философских и педагогических проблем. Уже Демокрит и Платон уделяли большое внимание роли эмоций в регуляции деятельности, а Аристотель разработал теории аффекта и способы предупреждения и противодействия аффекту.
Анализ различных концепций эмоционального развития детей, в основном позиций К. Бюлера, А. Адлера [1, с.49], и А.В. Запорожца[6, с.98], показывает, что большинство ученых в качестве одного из основных элементов эмоционального развития выделяют переживание, объединяющий различные стороны психического развития детей; Л.С. Выготский считал, что переживание - это единица социальной ситуации развития, связывающая две стороны психического развития - эмоциональную и интеллектуальную - и определяющая взаимодействие внутреннего психического мира человека с внешней средой.
Эмоциональная сфера рассматривается как целостный класс явлений, включающий в себя как примитивные импульсы, так и сложные формы эмоциональной жизни. Аффективная сфера активизирует, мотивирует и оценивает реальность, организует общий способ поведения, решающий простые и сложные адаптационные задачи.
Эмоции — это особые психические процессы и психические состояния, связанные с инстинктами, желаниями и мотивами, которые отражают значимость явлений и ситуаций, действующих на осуществление жизнедеятельности индивида в форме непосредственных переживаний (удовлетворение, удовольствие, страх и т.д.) [9, с.57].
Чувства — это устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным явлениям, отражающее значимость этих явлений по отношению к потребностям и мотивам человека.
Очевидно, что эмоции затрагивают все стороны личности и оказывают определенное влияние на ее деятельность. Теоретические исследования в области человеческих эмоций не охватывают всего многообразия сочетаний отдельных проявлений сенсорной сферы человека, но являются шагом к пониманию ее природы [12, с.79].
Другими словами, эмоции отвечают за многие функции, особенно за защиту и регуляцию. Эмоции определяют общее поведение человека и стимулируют это поведение. Эмоции сопровождают общение и все виды человеческой деятельности.
В педагогике проблема нравственного формирования личности рассматривается в тесной связи с процессом воспитания. Проблема нравственного воспитания рассматривается в работах Н.И. Болдырева, Л.М. Архангельского, Н.К. Гончарова, Г.Н. Волкова, З.А. Маркова, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Сурковой, А.Д. Солдатенкова, И.Ф. Харламова и других. [14, с.83].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер А. Воспитание детей. / Адлер, Альфред. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 448 c
2. Андриенко Оксана Александровна Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы // Научен вектор на Балканите. 2019. №1 (3).
3. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2016. - 318 c.
4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М.: Просвещение. 2015. – С. 36-39.
5. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций: сборник сочинений в 6т. Т.3 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 244 с.
6. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для восп, дет. сада. [Текст] / А. В. Запорожец – М.: Педагогика, 1985. - 176 с.
7. Иванова Елена Сергеевна Сущность и специфика профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №11 (57).
8. И.А. Каиров, О.С. Богданова Азбука нравственного воспитания / О.С. Богданова И.А. Каиров. - Москва: Огни, 2018. - 163 c.
9. Леонтьев, В. О. Классификация эмоций [Текст] / В. О. Леонтьев. – М.: 2007. – 169 с.
10. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе/ А.С. Макаренко. - М.: «Просвещение», 2010.- 254с.
11. Смирнова, Е. О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками: Учебное пособие / Е. О. Смирнова. - М.: Мозаика- Синтез, 2019. - 34 с.
12. Филиппова Оксана Геннадьевна, Батенова Юлия Валерьевна, Прохорова Анастасия Александровна Теоретико-практические аспекты развития эмоционально-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста // АНИ: педагогика и психология. 2021. №1 (34).
13. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития [Текст] / Б. Д. Эльконин – М.: 1978 – 341 с.
14. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; под ред. А.Д. Кошелевой - М.: Просвещение, 1985.—176 с.