Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КУРСОВ
1.1. Понятие и сущность внимания
В настоящее время вопрос развития внимания стал актуальным, но рекомендации по этому вопросу касаются в основном начальных школ и не охватывают опыт организации работы со старшими дошкольниками, особенно с детьми с нарушениями речи. Все вышесказанное определяет актуальность исследования.»
Следовательно, внимание определяется следующим образом – это общий параметр, предназначенный природой для простейшего и наиболее эффективного познания чего-либо. Кроме того, внимание является не только самостоятельной единицей психологических свойств человека, но и спутником других процессов мозговой деятельности. Например, мы очень способны внимательно или невнимательно слушать, говорить, наблюдать и выполнять любую операцию с одинаковым успехом .
А.В. Петровский выделил еще один вид внимания – эволюционный аспект, который развился из настороженности, бдительности, готовности к действию по первому сигналу. Ф.Н. Гоноболин пишет, что внимание объединяет интеллектуальные и сенсорные процессы мозга и помогает концентрироваться и изучать объекты или явления. В психологии типы и основные атрибуты внимания широко используются для улучшения обучения и восприятия информации детьми и взрослыми. Свойства и характеристики внимания являются одной из важных тем при изучении психологических и интеллектуальных способностей человека. Деятельность и эффективность каждого из нас в значительной степени зависят от этих качеств (Рис.1).
Признаки внимания в психологии являются одним из инструментов для понимания поведенческих и психологических факторов, влияющих на процесс и способность получать и воспринимать различную информацию.
Рис.1. Свойства внимания
Атрибуты внимания включают в себя следующие характеристики: Устойчивость внимания - это индивидуальная характеристика человеческого разума, которая характеризуется способностью фокусироваться на объекте в течение определенного периода времени. У каждого человека есть разные качества такого рода, но их можно натренировать для достижения лучших результатов в изучении предметов и достижении целей. Концентрация - это не только способность удерживать внимание на объекте в течение длительного времени, но и способность максимально отключаться от несвязанных объектов (звука, движения, помех). Противоположным качеством концентрации является рассеянность. Сосредоточенность является логическим продолжением сосредоточенности. Это сознательный процесс, при котором человек целенаправленно вникает в объект. Этот фактор очень важен в интеллектуальной и творческой работе человека. Распределение - это субъективная способность человека удерживать определенное количество объектов одновременно. Это самое поучительное в общении, когда человек может слышать нескольких собеседников одновременно и держать разговор с каждым из них под контролем. Переключаемость - это способность человека переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Скорость переключения и способность быстро переключать внимание, например, с чтения на диалог с учителями, являются важными инструментами для обучения на работе в будущем. Объем - это способность человека управлять определенным количеством объектов и удерживать их в кратчайшие сроки. С помощью специального оборудования доказано, что в течение долей секунды человек может удерживать определенный объем (4-6) внимания. Внимание может быть произвольным и непроизвольным (ощущение, движение). Первый тип относится к сознательной интеллектуальной работе мозга, когда человек целенаправленно сосредотачивается на изучении материалов, восприятии информации и сосредоточении внимания на конкретной проблеме или теме. Непроизвольное внимание - это сенсорный механизм, основанный на восприятии и ощущении, когда интерес больше связан с эмоциональной сферой .
Поэтому наличие хорошо развитого внимания в ментальном портрете человека указывает на такое полезное качество: наблюдательность. Очень полезное определение внимания, оно может пригодиться человеку во многих сферах деятельности. Способность воспринимать мир настолько полно и правдиво, насколько это возможно. Быстрая реакция. Структура беспокойства в данном случае обеспечивает возможность развития быстрой переключаемости. Более глубокие чувства и эмоции. Это основы психоэмоционального здоровья человека. Способность к обучению. Хорошо натренированное внимание может помочь человеку сконцентрироваться и успешно выполнять даже скучную и надоевшую работу, что очень полезно в жизни.
В познавательном процессе внимание - главное, потому что на его основе формируются память и мышление. Внимание позволяет вам выбрать конкретный объект из окружающих картинок и сосредоточиться на нем.
Существует два типа внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание присуще животным и человеку с рождения. Для того, чтобы этот процесс заработал, не нужно много работать. Непроизвольное внимание возникнет из-за воздействия раздражителей на любой анализатор. Этот вид внимания помогает нам своевременно замечать изменения в окружающей среде и реагировать на них. Однако, помимо полезных свойств, непроизвольное внимание имеет и негативные аспекты. Оно мешает нам сосредоточиться на конкретных вещах и отвлекает нас неуместными шумами и движениями.
В отличие от непроизвольного, произвольное внимание может быть вызвано только усилиями человеческой воли. Это помогает выявлять интересующие темы и проводить исследования с помощью когнитивных процессов. Важным свойством, на которое следует обратить внимание, является то, что оно производится только с помощью процесса человеческой воли и может длиться до тех пор, пока человеку это не понадобится.
Обратите внимание на развитие. Произвольное внимание зависит от намерения. Контролируя наше произвольное внимание, мы осуществляем сознательную деятельность. Этот вид внимания напрямую связан с волей и требует некоторого напряжения. Этот вид внимания формируется и развивается путем упорных тренировок. Чем меньше у человека тренировки внимания, тем большую усталость он будет чувствовать, когда попытается удерживать произвольное внимание на объекте .
При работе с высокой степенью концентрации рекомендуется регулярно переключать любое внимание на более простые задачи, чтобы разгрузить психологию и избежать ослабления интереса к делу.
Произвольное внимание, в свою очередь, делится на: не стесняйтесь следовать (направлено на достижение целей); волевое внимание (предназначено для отвлечения факторов, мешающих вниманию к поставленной цели); ожидание внимания (бдительность предназначена для ожидания наступления событий).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Общая психология : учебное пособие / Г.С. Абрамова. – 2-е изд., стер. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 496 с.
2. Айсмонтас, Б. Б. Общая психология: схемы : учебное пособие для вузов / Б. Б. Айсмонтас. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 290 с.
3. Высоков, И. Е. Общепсихологический практикум : учебное пособие для вузов / И. Е. Высоков, Ю. Е. Кравченко, Т. А. Сысоева. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 493 с.
4. Горбатов, Д. С. Общепсихологический практикум : учебное пособие для вузов / Д. С. Горбатов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 307 с.
5. Диянова, З. В. Общая и экспериментальная психология. Практикум : учебное пособие для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева, О. П. Фролова ; под общей редакцией О. П. Фроловой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 402 с.
6. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.
7. Еромасова, А. А. Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 182 с.
8. Кирдяшкина, Т.А. Методы исследования внимания : учебное пособие / Т.А. Кирдяшкина. – Челябинск : Изд. ЮУрГУ, 2019. – 72 с.
9. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 336 c.
10. Макарова, И. В. Общая психология : учебное пособие для вузов / И. В. Макарова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 188 с.
11. Маклаков, А. Общая психология / А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. - 583 c.
12. ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» [Электронный ресурс]. URL: https://www.tltsu.ru/
13. Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 2. Внимание и память / Р.С. Немов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 261с.
14. Общая психология. Введение в общую психологию : учебное пособие для вузов / Д. А. Донцов, Л. В. Сенкевич, З. В. Луковцева, И. В. Огарь ; под научной редакцией Д. А. Донцова, З. В. Луковцева. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 178 с.
15. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум : учебник и практикум для вузов / Д. М. Рамендик. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 274 с.
16. Романов., А.И. Приемы установления контакта с аудиторией / А.И. Романов. [Электронный ресурс]. URL: http://masters.donntu.org/2009/ggeo/ romanov/library/tezhtm.
17. Сапогова, Е. Е. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 638 с.
18. Сосновский, Б. А. Общая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский, О. Н. Молчанова, Э. Д. Телегина ; под редакцией Б. А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 342 с.
19. Умхажиева, Х. Т. Внимание как фактор умственной работоспособности учащихся / Х. Т. Умхажиева. // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 157-159.
20. Ховалыг, Д.Ю. Изучение особенностей памяти и внимания студентов / Д.Ю. Ховалыг // Сборник научных работ студентов Тувинского государственного университета. 2019. – С. 20-21.
21. Черемошкина, Л. В. Теория и методика воспитания : развитие внимания и памяти ребенка : учебное пособие для вузов / Л. В. Черемошкина. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 277 с.
22. Штейнмец, А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. - М.: Академия, 2018. - 496 c.