Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современной образовательной среде патриотическое воспитание обучающихся является частью общегражданской культуры и основой общегражданского воспитания. Это имеет особую актуальность и значимость, поскольку патриотизм можно рассматривать как основу всех общепринятых человеческих ценностей, таких как образ жизни человека, его духовно-нравственные принципы, права и свободы личности и др.
Одна из важнейших задач современной образовательной организации – это патриотическое воспитание детей и подростков. Считается, что детство и юность – это самое благоприятное время для развития и воспитания чувств любви к своей Родине. Патриотизм – это неотъемлемое качество всесторонне развитой личности. Каждый человек должен знать историю своей Родины и подростковый возраст – это самое подходящее время для воспитания патриотизма. Воспитанник должен испытывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважать великие подвиги и свершения своего народа. Именно образовательная организация играет огромную роль в таком воспитании.
Методологические основы развития и воспитания личности были обоснованы в работах авторов М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др. Значительное место в сохранении и преумножении историко-культурного и патриотического наследия народа принадлежит музеям. В современной образовательной среде многие организации имеют свои музеи. Музеи помогают также формированию духовно-нравственной, эстетической и художественной культуры. Вопрос изучения музейного дела в образовательной организации можно вывести на новый уровень, поскольку современные музеи оказывают большую помощь всей образовательной системе, в том числе и в патриотическом воспитании личности обучающегося.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость патриотического воспитания школьника в контексте исторического опыта и современной практики.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования: формы и методы патриотического воспитания школьника в контексте исторического опыта и современной практики.
Задачи:
1. Изучить исторический опыт и современную практику патриотического воспитания школьников.
2. Рассмотреть особенности патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС.
3. Описать формы и методы патриотического воспитания школьников.
4. Описать организационно-педагогические условия патриотического воспитания школьников.
5. Предложить методические рекомендации по патриотическому воспитанию школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания школьников
1.1. Исторический опыт и современная практика патриотического воспитания школьников
Что такое патриотизм, и какое место он занимает в жизни современной российской молодёжи – это не формальные вопросы. Гражданский патриотизм был и остаётся одной из фундаментальных основ российской государственности. Проблемы патриотического воспитания и формирования гражданина своей страны были актуальны во все времена. Современный период становления Российской Федерации не является исключением [5]. Патриотизм – это прежде всего, любовь к Родине. Чувство привязанности и преданности своей стране. Патриотизм можно рассматривать как политический принцип и социальное чувство, в связи с чем, эта тематика никогда не перестаёт быть актуальной и постоянно обсуждаемой общественностью.
Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, в частности, Н.А. Добролюбов, Н.В. Ипполитова, В.Г. Чернышевский и др. Патриотизм российской молодёжи – это гордость достижениями и культурой своей великой Родины, осознанная любовь к своему народу и преданность традициям своего народа. Патриот своей страны всегда испытывает желание сохранять культурные особенности своего этноса и идентифицирует себя с другими представителями своего многонационального народа. Это может означать только одно, что патриот всегда будет стремиться к защите интересов своего народа. Подобного рода привязанность к своей стране есть сочетание множества самых разнообразных чувств, которые нельзя описать в нескольких словах. Речь идёт об этнических, политических, культурных, исторических и других аспектов современного социума [12].
Патриотизм – это, в том числе готовность к защите своей Родины от врагов. Это искреннее чувство горести, в случае неудач и бед своей страны. Отношение к патриотизму в нашей стране никогда не было однозначным. Можно говорить о том, что явление антипатриотизма всегда существовало где-то рядом и эмиграция российских граждан за рубеж в непростые для страны периоды всегда наглядно это демонстрирует.
Ситуация в этом направлении кардинально изменилась в век информационных технологий. На молодых людей негативная информация об их стране обрушилась со всех сторон. Информация чаще всего противоречивая и неоднозначная, с пониманием которой даже не каждый взрослый сможет беспристрастно разобраться. Безусловно, каждый думающий человек независимо от возраста всегда понимает, что он произносит, особенно в наше время, когда каждая сказанная фраза моментально становится достоянием всей общественности. При этом нельзя не понимать, что с молодёжью необходимо работать и её необходимо воспитывать. И если, обучить чему либо, способного человека можно достаточно быстро, то воспитать его за пару недель, чтобы он при этом стал вдумчивым, рассудительным и справедливым, практически невозможно.
Патриотизм людей – это качество духовное. Оно продолжает занимать доминирующее положение, как среди зрелого населения, так и среди большинства молодёжи. События последнего времени это не раз подтверждали. Но вопрос о том, как прививать любовь к Родине у молодых, и когда это лучше делать остаётся открытым. Подростковый возраст был и остаётся наиболее подходящим периодом для формирования морально-нравственных качеств и ценностей. В этом возрасте человек, ещё, не будучи взрослым, прекрасно понимает к чему в жизни ему нужно стремиться, чтобы получить одобрение социума. Он задумывается о том, как он будет жить и кем он способен стать в современном обществе. Процессы саморазвития и самоактуализации ещё не запущены в полной мере и подросток не всегда осознаёт, что в этой жизни очень многое зависит от него самого.
Очень непросто разбудить в человеке осознание своих собственных сил и ресурсов, которые позволили бы ему ощутить себя самодостаточным и дееспособным. Здесь вновь необходимо возвращаться к современной образовательной среде, поскольку именно она должна всем этим заниматься, как это когда-то было во времена СССР. Сейчас времена изменились и сегодня нельзя говорить о том, что в СССР было всё идеально и правильно, если такое вообще возможно.
Тем не менее, учитывая все последние происходящие события в мире, необходимо вновь признать, что система образования в СССР выполняла не только функции обучения, но в первую очередь, она выполняла функции развития и воспитания молодого человека. От того, насколько будут сейчас правильно сформированы взгляды, и чувства молодёжи зависит будущее нашей страны. Патриотизм способен сплотить всё общество и тема это вечная. Многие социологические опросы среди молодёжи показывают, что далеко не все они себя считают патриотами и, тем не менее, большинство из них очень любит свою Родину. Они гордятся её историческим прошлым, верят в будущее своей страны и не видят себя отдельно от своей страны и своего народа. Большинство опрошенных молодых людей отметили, что в последнее время их патриотические чувства лишь растут. Важность и актуальность патриотического воспитания при этом, как никогда становится очевидной.
Современная образовательная среда сегодня полностью функционирует в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Действие ФГОС сегодня начинается с дошкольного образования и заканчивается высшим образованием. На каждой образовательной ступени, или образовательном уровне действует свой ФГОС. Его содержание и требования касаются не только содержательной части процесса обучения, но в первую очередь, сегодня это касается проблем воспитания. В нормативно – правовых документах, имеющих отношение к процессам формирования и воспитания подрастающего поколения, определен современный национальный идеал воспитания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 18.12.2023).
2. Агапова, И.А. Мы – патриоты!: классные часы и внеклассные мероприятия: 10 –11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2018. –366 с.
3. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст] / Н.В. Адаева // Человек и образование. -2012. -No1. –с.130-133.
4. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
5. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015. -No4. –с.78-80.
6. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
7. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания [Текст] / К.Ю. Белая // От сентября до сентября. – 2008. – No6. – С. 15-17.
8. Быков, А.С. Проект «Родной свой край люби и знай» / А. С. Быков, Е. Е. Абрамова. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/290/ (дата обращения: 18.12.2023).
9. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации [Текст] / Под ред. Н.К. Беспятовой, Д.Е. Яковлева. – М., 2006. – 192 с.
10. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст] / Т.С. Буторина. – СПб.: КАРО, 2014. – 224 с.
11. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] /А.Н. Вырщиков // Монография. –Волгоград: НП ИПД «Авторское перо». - 2016. -172 с.
12. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2015. – No6. – С. 59-63.
13. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. -686 с.
14. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
15. Ефремова, Г.А. Патриотическое воспитание школьников [Текст] / Г.А. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. – No 8. – С. 17 - 20.
16. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст] / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
17. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников [Текст] / С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. – Новокузнецк: ИПК, 2015. –150 с.
18. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. - No 9. -С. 28 - 35.
19. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. —156 с.
20. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности [Текст]/ Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49.
21. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования [Текст]/ В.В. Пионтковский // дис. ... д-ра пед. наук. – Якутск, 2016. –346 с.
22. Понятие «Патриотическое воспитание». [Электронный ресурс]. Студенческая библиотека онлайн Studbooks.netURL: http://studbooks.net/1869689/pedagogika/ponyatie_patrioticheskoe_vospitanie (дата обращения: 18.12.2023).
23. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве [Текст] / И. В. Следзевский // Внешкольник. - 2017. -No 1. -С. 25 - 28.
24. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3. – С. 24-32.
25. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. –М.: Просвещение, 2018. –230 с.