Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В науке неоднократно вставал вопрос о том, что именно делает понятным мир искусства для личности. Ответом на этот вопрос являются исследования специалистов – педагогов, психологов, физиологов, подтверждающие, что эти умения скрыты в особенностях образного, чувственного мышления. Активизация образного компонента мышления является одной из главных задач обучения. Недостаточная развитость образного мышления лишает человека не только удовольствия общения с искусством разного рода, которое предполагает умение «читать» сложноорганизованную мысль, но и закрывает для него знания, необходимые для выбора собственного уникального пути развития. Учитывая, что долевое соотношение учебных предметов, так называемого «художественно-эстетического цикла» - изобразительное искусство, музыка, искусство, эстетика, и т.д. несколько меньше, относительно общеобразовательных предметов, но развитие образного мышления не менее актуально, чем формирование аналитико-синтетической деятельности мышления, возникает некоторое противоречие. При этом, литературное чтение, как предмет, изучаемый с начального этапа обучения, сочетает в себе свойства развития и образного мышления и процессов логики, анализа, синтеза. Это предмет, ведущий детей в мир художественного слова, формирующий отношение к миру и человеку, к описанным в литературе явлениям, развивает эстетический вкус и интерес к чтению и книге, закладывает основы читательской культуры. Он призван приобщить детей к общечеловеческим, актуальным в любой культуре духовным ценностям.
На начальном этапе обучения детское сердце и разум все еще открыты для восприятия сказки, в ее обучающем и воспитательном аспекте. Достаточно привлекательна для ребенка сказка литературная, которая зачастую сочетает в себе волшебные события с обстоятельствами повседневной жизни. Сказка в лингвокульторологическом и жанровом аспекте не может не привлекать внимание исследователей различных направлений: педагогов, психологов, специалистов лингвокультурологического анализа народного русского языка в целом. Это является особенно актуальным в настоящее время, когда происходит, замещение, упрощение, сокращение и модификация русского языка в обществе развития цифровых технологий, интернета, сохраняющейся космополитичности и т.д.
Очень важным для построения дальнейших отношений с литературой для младшего школьника является то, как учитель дает предмет, вводит учащегося в мир литературного чтения, вот почему вопросы методики обучения в начальной школе и работы над сказкой, в частности, сохраняют свою актуальность.
Вышесказанное подчеркивает актуальность и объясняет выбор темы данного исследования «Методика работы над сказкой в начальной школе».
Объект исследования: методика работы над сказкой.
Предмет исследования: особенности методики работы над сказкой в начальной школе.
Цель исследования: исследование особенностей методики работы над сказкой в начальной школе.
Задачи исследования:
- дать общее понятие сказки;
- проанализировать использование потенциала сказки в образовательно-воспитательном процессе школы;
- представить прикладные аспекты методики изучения сказок в начальной школе.
Основные достижения в решении педагогических задач, связанных с темой исследования, отражены в работах Т.А. Чабановой, Н.Н. Светловской, Е.Л. Гончаровой, Н.Н. Сметанниковой, И.П. Лупановой, И.В. Цикушевой, Л.В. Овчинниковой и др.[6; 22; 28].
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Общее понятие сказки
При обращении к научной литературе в области фольклористики и литературоведения для определения понятия сказки становится очевидным, что однозначного определения сказки или литературной сказки исследователи не дают. Под сказкой может пониматься произведение автора, отвечающее идейно-эстетическим принципам фольклорной сказки, прозаическое либо поэтическое произведение, пользующееся идеями фольклорной эстетики (народная сказка, былина, легенда и др.), фантастическое произведение со счастливым концом и участием сказочных героев и т.д.
Л.В. Овчинникова указывает, что данное положение обусловлено спецификой явления сказки в целом, также характеризующееся некоторой неопределенностью. Кроме того, как подчеркивает автор, для полноценного понимания явления литературной сказки, необходимо рассматривать его в историческом контексте. В своем исследовании автор проводит исторический анализ понятия литературной сказки [18].
Литературная сказка рассматривается исследователями (И.П. Лупанова, Л.В. Овчинникова) в качестве художественной формы, находящейся «на пересечении» фольклора и литературы. Так, терминологически, как отмечает Л.В. Овчинникова, сочетание «литературная сказка» несколько противоречиво, но при этом исследователь открывает множество направлений для определения данного понятия.
Можно начать с того, что само определение «сказка» не имеет однозначной трактовки. Под понятием «сказка» может рассматриваться как вид/жанр устного народного творчества, так и лукавство, ложь и многое другое.
В качестве примера, в словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Здесь же представлены и некоторые ее типы: богатырская, житейская, балагурная, докучная [8].
У С.И. Ожегова сказка определяется как:
- произведение с участием фантастических сил, лиц и событий, в некоторых случаях народнопоэтическое;
- вымысел, ложь [23].
Э.В. Померанцева в краткой литературной энциклопедии (1972) в статье о сказках [11] затрагивает в обобщенном смысле и понятие сказки литературной. Автор, рассматривая историю развития сказки, указывает, что в советское время некоторые сказочные жанры «развернулись» в книге, продолжая свою жизнь, другие, удаляясь от бытовых народных вопросов, становятся достоянием лишь детей, третьи несут в себе мораль и содержание и для детей и для взрослых. Л.В. Овчинникова подчеркивает, что Э.В. Померанцева ближе к характеристике именно литературной сказки.
Таким образом, сохраняя фольклорные черты, сказка приобретает в творчестве писателей свою самобытность и оригинальных характер. Не случайно термин «литературная сказка» в некоторых источниках применяется как синоним понятия «авторская сказка». При этом от фольклорных произведений литературная сказка сохраняет трактовку чудес и жанровые приемы [18].
Обратимся к существующим определениям сказки, которые строятся на принципе отражения ее идейно-художественных особенностей. Как Л.В. Овчинникова и И.В. Цикушева [27], так и многие авторы опираются в определении также на жанровые признаки литературно-фольклорного характера и определяют литературную сказку с опорой на исторический этап ее развития, в силу того что каждая историческая эпоха и литература ее отражающая, бесспорно порождают и новые литературные образы и формы.
Так, Т.Г. Леонова в научной работе по сказкам XIX века строит определение литературной сказки на основе жанровых признаков, подчеркивая, что литературной сказке присущи: необычность содержания, если рассматривать его относительно привычных жизненных условий, фантастичность, которая наполняет образность сюжета и обуславливает уникальность восприятия произведения; многофункциональность жанра; сказочный характер повествования; присущая данному произведению сюжетно-композиционная структура (повторяемость некоторых действий, неожиданные повороты сюжета; устойчивость формы; развитие событий в условном времени и пространстве и др.) Кроме того, автор указывает, что данный перечень не универсален и не является исчерпывающим[15]. В более поздней статье [15] автор добавляет, что, несмотря на изменяемость жанра литературной сказки, в рамках создания и существования данного произведения необходимо выполнение двух условий: наличие сказочного, вымышленного мира, но «совмещенного с атмосферой реального быта и иногда даже узнаваемостью места действия», а также сказочная форма либо зрелищное восприятие. Кроме того, автор указывает на сложность определения понятия литературной сказки в силу подвижности и уникальности данного литературного явления.
Л.Ю. Брауде характеризует литературную сказку, как литературное авторское произведение в художественном прозаическом или поэтическом жанре, построенное либо на основе фольклорного наследия либо на уникальном авторском замысле; литературная сказка в большинстве случаев предполагает фантастическую, волшебную основу и описывает приключения сказочных либо вымышленных героев; может быть ориентировано как на детскую, так и на взрослую аудиторию. Это произведение, имеющее в основе сюжета волшебство, является также и точкой характеристики персонажей [Приводится по 3].
Ю.Ф. Ярмыш определяет сказку как определенный жанр литературного произведения, в котором в фантастическом, волшебном, аллегорическом развитии событий решаются нравственно-эстетические либо эстетические проблемы. Данное произведение может быть оформлено как в прозаическую, так и поэтическую форму [Приводится по 18].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимов В.П. Теоретические основы артпедагогики // Alma mater. Вестник высшей школы: ежемесячный научный журнал. – 2011. – № 10. – С. 25-28.
2. Беленькая Л.И. Дети – читатели художественной литературы: типологические особенности чтения на разных этапах детства / Л.И. Беленькая. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. – 207 с.
3. Бритаева А.Б. Литературная сказка: проблема дефиниции / А.Б. Бритаева// Изв. СОИГСИ. – 2011. – № 6. – С. 63-68
4. Берхин Н.Б. Специфика искусства (Психологический аспект) / Н.Б. Берхин. – М.: Знание, 1984. – 62 с.
5. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Издательство «Искусство», 1968. – 345 с.
6. Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса / Е.Л. Гончарова // Дефектология. – 2007. – №1 2007. – с. 4-12. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=47044
7. Губанихина, Е. В. Творчество В. П. Крапивина в круге чтения современных младших школьников / Е. В. Губанихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23182/ (дата обращения: 13.12.2023).
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4 т. / Владимир Даль. - Факс. изд. - Москва : Русский язык, 1989-.
9. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика к сказкотерапии. – СПб: Златоуст, 1998. – 352 с.
10. Исаева О.В. Продуктивное чтение как способ формирования личностных достижений младшего школьника / О.В.Исаева, О.В.Слонь // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-10. – С. 2308-2311.
11. Краткая литературная энциклопедия : [в 9 т.] / гл. ред. А.А. Сурков. – Москва : Сов. энцикл., 1962-1978
12. Кривощапова Т.В.. Русская литературная сказка конца XIX- начала XX века: Учебное пособие по спецкурсу / Т.В.Кривошапова. – Акмола: Изд-во Акмолинского унта, 1995. – 80 с.
13. Колодезникова С.И. Особенности восприятия литературного произведения младшими школьниками // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 6. – С. 139-143.
14. Крестовский А.В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-narodnoy-skazki-v-vospitanii-duhovno-nravstvennyh-kachestv-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 25.11.2023).
15. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке : (Поэтич. система жанра в ист. развитии) / Т. Г. Леонова. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1982. - 197 с.
16. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки : (На материале рус. лит. 1920-1980-х гг.) / М. Н. Липовецкий. - Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1992. – 183 с.
17. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Монография. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 200 с.
18. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века [Текст] : история, классификация, поэтика : учебное пособие / Л. В. Овчинникова. М. : Флинта : Наука, 2003 (Великолук. гор. тип.). – 311 с.
19. Поливанова К.Н. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 116 с.
20. Романова И.И., Калинина Т.В. Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии младшего школьника // Молодой ученый. – 2015. – № 22.1. – С. 154-156.
21. Рублева Н.В. Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 124-126.
22. Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг / Н.Н.Сметанникова // Как Поддержка и развитие чтения : проблемы и и возможности : научно-практический сборник / Сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М.: МЦБС, 2007 – 184 с. – С.76-78.
23. Словарь русского языка : 52000 слов / Сост. С. И. Ожегов ; Под общ. ред. акад. С. П. Обнорского. - Москва : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1952. - 848 с.
24. Толкиен Дж. P.P. О волшебных сказках // Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки : [Сборник] : Пер. с англ. / Джон Роналд Руэл Толкин; [Худож. Г. Берштейн]. – М. : "РИФ", 1991. – 298 с. – С. 173-186.
25. Ткаченко О. В. Развитие личности в младшем школьном возрасте // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 1 (40). – С. 138-141.
26. Урутина Т.М., Максимова Н.Ю. Воспитательный потенциал произведения «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери //«Молодой учёный». Спецвыпуск. № 22.1 (102.1) . – Ноябрь, 2015. – С. 119-122.
27. Цикушева И.В. Жанровые особенности литературной сказки (на материале русской и английской литературы) / И. В. Цикушева // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2008. - Вып. 1 (29). - С. 21-24.
28. Чабанова Т.А. Формирование читательской учащихся начальной школы / Т.А.Чабанова // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения /сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.- М., 2007. – С.131-133.
29. Чакова И.Н. Влияние художественной литературы на формирование личности младших школьников // Труды междунар. конф. «Общество, культура, личность. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания». – Оренбург, 2013. – С.171-175.
30. Чернышова С.А., Тарасова А.И. Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения // Молодой ученый. – 2015. – № 22.1. – С. 72-74.
31. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку / Е.В. Чех. – СПб.: Речь. – М.: Изд-во Сфера, 2009. – 144 с.
32. Якушина Л.С. Проблема чтения школьниками художественного произведения // Начальная школа: плюс-минус. - 2009. - № 10. - С. 6.