Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Занятость молодежи на рынке труда Свердловской области: основные тенденции
Актуальность проблем молодежной занятости связана с высокой социальной уязвимостью молодежи в сравнении с другими социально-демографическими группами. Эта уязвимость проявляется в противоречивом положении молодых людей на рынке труда.
Молодежь - в широком смысле - обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними социально-психологических характеристик, и основных видов деятельности. В более узком (социологическом) смысле молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [29, с.112].
С одной стороны, достаточно высокий теоретический уровень подготовки к труду формирует у молодежи завышенную самооценку своих возможностей и перспектив на рынке труда. С другой стороны, отсутствие практических навыков и профессионального опыта делает молодежь малопривлекательной для многих работодателей.
Кроме того, существует региональная специфика проблем молодежной занятости.
Свердловская область, где проводилось наше исследование, является одним из наиболее крупных индустриально-развитых регионов России.
Для крупных индустриальных центров особое значение имеет развитие квалифицированного, творческого потенциала и воспроизводства профессиональных кадров на крупных предприятиях. Такая специфика дает определенное преимущество для молодежного трудоустройства. Развитая промышленная инфраструктура обеспечивает достаточное количество рабочих мест, в том числе для молодежи.
Однако сосредоточение в индустриальных регионах большого количества молодых выпускников университетов способствует обострению конкуренции за наиболее привлекательные рабочие места. Это объективно создает для молодежи специфическую ситуацию на рынке труда, когда предлагается довольно много вакансий, тем не менее, данные вакансии не всегда удовлетворяют запросам самой молодежи.
Значимость исследования стратегий трудоустройства и занятости молодежи определяется тем фактом, что стратегии трудоустройства молодежи, во-первых, являются важнейшим индикатором ее социального самочувствия в сфере труда, а во-вторых, индикатором институциональных условий ее профессионализации, прежде всего состояния рынка труда.
Стратегии трудоустройства имеют важное значение для профессионального и личного развития, так как они помогают согласовать постоянно меняющиеся возможности на рынке труда с личными ресурсами и ценностями человека. В рамках нашего исследования мы сосредоточились на изучении субъективной оценки молодежью своих возможностей на рынке труда и проблем, с которыми они сталкиваются, а также на выявлении ресурсов, которыми молодежь обладает для решения этих проблем.
Социологический опрос, который был организован в рамках проекта "Социальное самочувствие молодежи Свердловской области – 2022". Опрос проводился среди работающей и учащейся молодежи в возрасте от 14 до 30 лет на основе квотной целевой выборки. Основными квотными признаками были возраст, тип поселения (городской или сельский) и занятость (учащаяся, работающая или безработная молодежь).
Результаты исследования показали, что молодежь сегодня сталкивается с целым комплексом проблем при реальном трудоустройстве. Большинство респондентов отметили отсутствие трудового стажа как самую острую проблему при поиске работы. Кроме того, важным фактором является соответствие уровня профессиональной подготовки требованиям работодателей.
Уже в возрасте 26-30 лет эта проблема становится менее острой, так как большая часть данной возрастной группы обучалась в рамках специалитета, их образование было более основательным. Однако для более молодых возрастных групп, которые проходят профессиональное обучение в рамках уровневой системы, данная проблема остается важной.
Работодатели в России также относятся настороженно к выпускникам-бакалаврам, у которых обучение длится всего 4 года, в отличие от 5-летней подготовки специалистов. В настоящее время выпуск специалистов проводится только по небольшому числу специальностей, что требует серьезной разъяснительной работы с работодателями.
Вторая по значимости для молодежи проблема – низкий уровень оплаты труда. Речь идет даже не о конкретном уровне заработной платы, а о том, какие представления о желаемой зарплате превалируют в сознании молодежи. На третье место вышла проблема отсутствия открытых вакансий, что отражает рассогласование во взаимодействии образовательных организаций и реального сектора экономики.
Рабочие и инженерные профессии являются высоко востребованными для российской промышленности. В это же время на рынок труда образовательная система по большей мере выпускает специалистов и бакалавров, не нацеленных на имеющиеся свободные рабочие места.
Сегодня социально-экономический контекст трудоустройства предлагает молодежи довольно широкий спектр возможных способов поиска работы. Часть из них традиционны и достались в наследство от советской системы государственного распределения специалистов, другая часть является результатом распространения и развития рыночных механизмов регулирования занятости и новых информационных технологий.
Поскольку характерной тенденцией трудовой сферы сегодня является переплетение профессиональных и образовательных траекторий и все большее количество молодежи сочетает занятость с учебой в вузе или колледже, то неудивительно, что самым результативным способом трудоустройства признано продолжение работы на месте практики или занятости во время обучения. Особенно наглядно это проявляется среди девушек (40% в сравнении с 31% среди юношей).
Размещение резюме и поиск вакансий в интернете являются достаточно популярными способами поиска работы для различных категорий молодежи, кроме молодежи села. Обычно молодые люди села предпочитают получать помощь в трудоустройстве от своих знакомых и закончивших учебное заведение выпускников.
Городская молодежь оценивает рассылку резюме по организациям и размещение резюме в интернете как более эффективные способы поиска работы. В Екатеринбурге около 25% опрошенных считают рассылку резюме по организациям результативной, а 40% признают размещение резюме в интернете эффективным способом. В средних и малых городах эти методы оцениваются примерно на том же уровне как 37%, а в сельской местности только 23%.
Традиционные для российского менталитета методы трудоустройства с использованием социального капитала, таких как родительская поддержка, родственные и дружеские связи, также получают высокую оценку у молодежи. Примерно 22% опрошенных считают эту форму трудоустройства эффективной.
Молодежь в поиске работы полагается, прежде всего, на свои собственные усилия и интернет, а также на помощь родителей и родственников. Не очень популярны способы поиска работы через посредничество различных организаций, службы занятости, биржи труда и кадровые агентства. Также не получили широкой популярности способы, связанные с взаимодействием работодателей и учебных заведений, особенно среди «старшей» молодежи. Очевидно, необходим более пристальный анализ причин недостаточной эффективности данных методов среди студентов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авраамова Е.М. Тенденции занятости российской молодежи в регионах // Социологические исследования. 2018. № 9 (413). С. 130-134.
2. Ананченкова П.И., Мартиросян О.А., Амонова Д.С. Государственная поддержка молодежного предпринимательства в постсоветских странах // Вестник университета (Российско (Славянский) университет). 2018. № 2 (62). С. 109-120.
3. Башина О.Э., Сычев А.А., Долгих Е.А., Першина Т.А. Анализ специфики молодежной занятости и безработицы // Вестник Академии. 2020. № 2. С. 105-113.
4. Беляева Л.И. Проблема молодежной занятости в современных условиях // Подготовка педагогических кадров в системе высшего образования: история, современность и перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции. 2018. С. 222-225.
5. Винтоняк М.Ю., Калмыкова А.Д., Зданович М.Ю. Молодежная политики в области занятости на примере Красноярского края // Цифровая наука. 2020. № 12. С. 25-30.
6. Вишневская Н.Г. Багирова И.Х. Стратегическое партнерство вуза и работодателя как основа институционализации процессов трудоустройства выпускников высших учебных заведений // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 10-1 (75-1). - С. 481-487.
7. Гнатюк М.А., Хоровинников А.А., Самыгин С.И. Проблемы положения российской молодежи на современном рынке труда: определяющие факторы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 2. С. 157-163.
8. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. - 2020, Том 7, № 3. - С. 253-266.
9. Зинюхина Н.А., Никулина Ю.Н. Развитие молодежного предпринимательства как форма обеспечения занятости молодежи // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и
культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). 2020. С. 4299-4302.
10. Леонидова Г.В., Димони К.О. Трудовой потенциал молодежи: запросы современного рынка труда // Проблемы развития территории. 2021. Т. 25. № 6. С. 7-31.
11. Михайловская С.А. Социальное проектирование в реализации программ вторичной занятости студенческой молодежи на базе молодежных общественных объединений // Проблемы науки. 2021. № 3 (62). С. 90-91.
12. Невшупа Ю.В., Новиков В.С. Факторы и условия развития молодежной политики в сфере трудоустройства и занятости на государственном уровне // Достижения современной науки и образования. сборник статей и тезисов докладов VII международной междисциплинарной конференции. 2019. С. 33-36.
13. Попов А.В. Молодые специалисты на рынке труда: востребованность и качество подготовки (на примере Вологодской области) // Экономика труда, 2016. - № 1. - С. 9-26.
14. Степанов С.Г., Асланян С.Р. особенности молодежного рынка труда и занятости // Современные экономические и информационные технологии. 2018. № 3. С. 4-8.
15. Чукреев П.А., Корытова Е.В. Занятость населения и её регулирование: Учеб. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. - 212 с.
Интернет-источники
16. Долгосрочная программа содействия занятости молодежи до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-р// URL: https: //minobrnauki .gov.ru/rPqTKcZXAGKm9YF3xVcoANoHZ SUnnpE6 .pdf (дата обращения: 26.12.2021 г.
17. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). [Электронный ресурс]. URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/.
18. Постановление Правительства РФ от 18.03.2022 N 398 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/.
19. Что ожидают работодатели от молодых специалистов. [Электронный ресурс]. https://hh.ru/article/28923?customDomain=1.